Всего на сайте моделей 2933   модификаций  7432

Эволюция автомобиля: 1981-1990

В 1980 г. произошло знаменательное событие: Япония впервые превзошла США по количеству произведенных автомобилей. Это был закономерный результат 10-летнего упадка американского автопрома и стремительного роста японской экономики. Детройт больше не диктовал свои условия на мировом рынке, и теперь не европейские и японские конструкторы ориентировались на американских, а наоборот. Транснационализация автомобильной промышленности набирала обороты: к концу 80-х гг. не осталось практически ни одного национального производителя. Небольшие фирмы, выпускавшие преимущественно спортивные автомобили, вошли в состав крупных концернов (Ford приобрёл Aston Martin и Jaguar, Chrysler - Lamborghini, Fiat - Ferrari). Японские компании выбились в мировые лидеры по объёму продаж, основная часть которых приходилась на американский рынок. Toyota, Honda и Nissan активно строили в США заводы и даже создали для этой страны специальные люксовые бренды (соответственно Lexus, Acura и Infiniti).

Результаты нефтяного кризиса 70-х гг. отразились на автомобилях в полной мере только в 80-е гг. Производительность, размеры и внешняя привлекательность больше не влияли на потребительский спрос и перестали быть приоритетными для конструкторов. Корпорации перенаправили основную часть финансовых средств на безопасность и электронику, а дизайнерские традиции пришли в упадок. Автомобили стали практичными, удобными в управлении, вместительными и экономичными, но утратили индивидуальность и красоту пропорций. Глобализация практически уничтожила локальные рынки, что означало стирание различий между американскими, британскими, французскими или японскими автомобилями.

Форма кузова автомобилей 80-х гг. всецело определялась аэродинамикой, поскольку уменьшение лобового сопротивления снижало расход топлива. Сначала как европейские, так и американские производители отказались от прямоугольных кузовов 70-х гг., заменяя прямые углы острыми. Среди спортивных автомобилей получил распространение клиновидный стиль, с низкой передней и высокой задней частью машины. В то же время острые грани не всегда создавали нужный аэродинамический эффект, и во 2-й половине 80-х гг. их стали немного скруглять, сохраняя клиновидную форму в целом. Кузов автомобиля стал более цельным, без чётко очерченных границ между панелями. Конструкторы начали применять интегрированные бамперы из пластмассы, встроенные стёкла заподлицо с рамками, водосточные бороздки в крыше, обтекаемые колёсные колпаки, фары в единых блоках, передние и задние спойлеры. Решётка радиатора окончательно утратила свою функцию и на некоторых моделях отсутствовала вообще, а воздух в подкапотное пространство поступал в основном через воздухозаборники в переднем бампере. Распространение практики тестирования прототипов в аэродинамических трубах помогло снизить коэффициент лобового сопротивления в среднем с 0.4 до 0.3.

Описанные выше тенденции были характерны для автомобилей среднего класса, таких как Audi 80/100 или Ford Sierra/Scorpio, в то время как более престижные модели (например, Volvo 740/760 или Rolls-Royce Silver Spirit/Silver Spur) сохранили консервативный прямоугольный стиль. Тем не менее, традиционные трёхобъёмные кузова в 80-е гг. повсеместно уступали место двухобъёмным, преимущественно хэтчбэкам. Кроме того, появились машины с однообъёмными кузовами без выступающего капота. Это были первые минивэны (MPV), заменившие в США 9-местные полноразмерные универсалы. Внедорожники и пикапы стали более комфортабельными и постепенно перешли из категории лёгких грузовиков в класс люксовых машин.

В 80-х гг. конструкция американских и европейских автомобилей была унифицирована. Бывшие полноразмерные модели американских компаний уменьшились до общепринятых габаритов и в большинстве своём получили переднеприводные платформы с несущим кузовом. Устаревшие карбюраторные двигатели V8 были заменены более экономичными 4-х и 6-цилиндровыми моторами с двумя верхними распределительными валами и впрыском топлива. Многие спортивные автомобили получили современные системы турбонаддува с интеркулером, позволившие увеличить мощность с минимальной задержкой на турбоямы. На протяжении всего десятилетия интенсивно развиваются электронные технологии: антиблокировочная система ABS, регулируемая подвеска, электронный инжектор, система отключения части цилиндров, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач, цифровая панель приборов и т.д.

Хроника событий по годам:

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

Пробка на трассе Лион-Париж, 1980

Лонг-Айленд, Нью-Йорк, начало 80-х

Стоянка в порту Нью-Йорка, начало 80-х

Нью-Йорк, начало 80-х

Большой Каменный Мост, Москва, начало 80-х

Cadillac Sedan DeVille 1981 г. на фоне лайнера Queen Mary, Лонг-Бич (Калифорния)

Дайтона-Бич, Флорида, 1983

Нью-Йорк, 1984

Лос-Анджелес, 1985

Чайнатаун, Нью-Йорк, середина 80-х

Парковка в Великобритании, середина 80-х

Центр Чикаго, 1986

Бронкс, Нью-Йорк, 1987

Пробка между Восточной и Западной Германией в первую субботу после падения Берлинской стены, 1989