Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7358

BMW

Компания BMW, название которой расшифровывается как Bayerische Motoren Werke ("Баварский моторный завод"), была основана в 1916 г. как производитель авиационных двигателей. На её круглом логотипе изображён бело-голубой клетчатый флаг Баварии, стилизованный под пропеллер самолёта. Когда Германия проиграла Первую мировую войну и лишилась права выпускать самолёты, руководство BMW переориентировало завод на изготовление мотоциклов. В 1928 г. BMW выкупила фирму Dixi из Айзенаха и начала строить копии британской малолитражки Austin Seven. Первым автомобилем собственной конструкции стала BMW 303 (1933-1934). Она имела три ключевых признака, характеризующие BMW и по сей день: рядный 6-цилиндровый двигатель, задний привод и решётку радиатора в виде двух почек, впоследствии преобразованных в "ноздри".

В 30-е гг. BMW пыталась конкурировать с Mercedes-Benz на рынке люксовых автомобилей, а заодно демонстрировала превосходство немецкой техники на гоночных трассах с помощью спортивной модели BMW 328. Вторая мировая война положила этому конец: по её итогам завод в Айзенахе оказался в советской зоне оккупации, где вскоре возобновился выпуск довоенных машин под маркой EMW. Владельцам мюнхенской компании пришлось воссоздавать всё с нуля, поэтому первая послевоенная BMW появилась только в 1951 г. Так как производство седанов высшего класса и спортивных автомобилей уже не приносило прибыли, в 1955 г. BMW приобрела лицензию на изготовление итальянского микрокара Isetta. Полностью выйти из кризиса фирма смогла в начале 60-х гг., закрепившись в среднем ценовом сегменте с седанами "Нового класса".

Основа современного модельного ряда BMW была заложена в 70-х гг., когда на смену "Новому классу" пришли бюджетная 3-я серия и престижная 5-я серия. Затем к ним присоединились люксовый седан 7-й серии и большое купе 6-й серии. В 90-е гг. на короткое время появилось купе сегмента GT 8-й серии, а в следующем десятилетии в каталог вошли внедорожник X5 и его спортивная версия X6, кроссоверы X1 и X3, двухместные родстеры и купе серии Z и компактные хэтчбэки 1-й серии. В наше время пробелы были заполнены 2-й и 4-й сериями, а отдельную линейку сформировали гибридные модели i3 и i8. Также существует подразделение BMW Motorsport, с 1978 г. выпускающее высокопроизводительные модификации стандартных BMW.

BMW входит в тройку немецких премиальных брендов, наряду с Audi и Mercedes-Benz. Основные её заводы сосредоточены в Германии (Мюнхен, Дингольфинг, Регенсбург, Лейпциг), второстепенные - в США, России (Калининград), ЮАР, Таиланде, Малайзии, Индии, Вьетнаме и Египте. На этих предприятиях производится свыше 2,5 млн. автомобилей в год. С 1994 г. BMW владеет маркой Mini, с 1998 г. - маркой Rolls-Royce. Девиз компании звучит как "Freude am Fahren" на немецком и "The Ultimate Driving Machine" на английском. Оба выражения указывают на основной приоритет - удовольствие от вождения.
 

История BMW
1916 Накануне Первой мировой войны в Германии наблюдался процесс зарождения авиационной промышленности. В этот период на северной окраине Мюнхена появились две фирмы: Gustav Otto Flugmaschinenfabrik (основанная в 1910 г. Густавом Отто, сыном изобретателя ДВС Николауса Отто) и Rapp Motorenwerke (основанная Карлом Раппом в 1913 г.). Первая строила самолёты, вторая поставляла для них авиационные двигатели. В марте 1916 г. они получили более точные названия: Bayerische Flugzeug Werke (Баварский авиационный завод, BFW) и Bayerische Motoren Werke (Баварский моторный завод, BMW). Последняя аббревиатура и стала впоследствии известной автомобильной маркой. В 1917 г. для неё был разработан логотип в виде чёрного кольца с надписью "BMW" и заключённым внутри кругом, разделённым на два белых и два голубых сегмента. Первоначально эти сегменты изображали клетчатый баварский флаг, но к концу 20-х гг. им дали другое значение: белый пропеллер на фоне голубого неба.
1918 13 августа 1918 г. BMW стала акционерным обществом (AG). Её акции поровну поделили между собой Bayerische Bank и Norddeutsche Bank, нюрнбергский промышленник Фриц Ноймайер и венский финансист Камилло Кастильони. Тем временем Первая мировая война закончилась, и в соответствии с Версальским мирным договором Германия уже не могла производить самолёты. Завод BMW был временно закрыт, но в 1922 г. Кастильони выкупил его целиком и присоединил к Bayerische Flugzeug Werke. В 1923 г. был выпущен первый мотоцикл - BMW R32.
1928 Улучшив своё финансовое состояние за счёт продажи мотоциклов и судовых двигателей, компания BMW выкупила фабрику Eisenach Automobilwerke в Айзенахе, которая недавно получила лицензию на изготовление британской малолитражки Austin Seven под маркой Dixi. Таким образом, первой моделью BMW стала Dixi 3/15 PS, в 1929 г. переименованная в BMW 3/15 PS. Это был компактный автомобиль с нижнеклапанным рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 747 см3 и мощностью 15 л.с., 3-ступенчатой механической коробкой передач, зависимой подвеской всех колёс на рессорах и задними механическими тормозами.

На выбор предлагались такие типы кузова, как родстер, 2-дверный фаэтон, 2-дверный седан, 2-дверный кабриолет и 3-дверный фургон. В 1930 г. в линейку была добавлена спортивная модификация BMW 3/15 PS Wartburg с 18-сильным мотором. В условиях экономического кризиса BMW 3/15 PS стала самой популярной машиной не только в Германии, но и во всей континентальной Европе. С 1927 по 1932 гг. её совокупные продажи составили 28103 ед.

1932 Когда лицензия на Austin Seven истекла, BMW разработала новую модель 3/20 PS. С колёсной базой 2150 мм она была чуть больше предшественницы и оснащалась верхнеклапанным (OHV) рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 788 см3 и мощностью 20 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, хребтовой рамой, независимой передней и задней подвеской на поперечных рессорах и механическими тормозами на всех колёсах. Стандартные кузова 2-дверный седан, кабриолет, фаэтон и фургон теперь строились на фабрике Daimler-Benz в Зиндельфингене.
1933 Компания выходит на рынок автомобилей среднего класса с моделью BMW 303. Для неё был спроектирован первый в истории марки рядный 6-цилиндровый двигатель, объёмом 1182 см3 и мощностью 30 л.с. Он имел два верхних клапана на цилиндр с приводом от толкателей, один нижний распредвал, четыре коренных подшипника коленчатого вала и два карбюратора Solex. BMW 303 также получила лёгкую стальную раму из двух продольных труб, независимую переднюю подвеску на поперечной рессоре, ведущий задний мост на продольных рессорах и централизованную смазку шасси. Дизайн машины разработал Фриц Фидлер, впервые применив фирменную решётку радиатора в форме почек. На выбор предлагались три кузова от ателье Sindelfingen: 2-дверный седан, 2-местный кабриолет и 4-местный кабриолет. С 1933 по 1934 гг. было продано 2300 ед.
1934 На базе BMW 303 созданы ещё две модели: 4-цилиндровая BMW 309 (845 см3, 22 л.с.) и 6-цилиндровая BMW 315 (1490 см3, 34 л.с.). Внешне они были идентичными, и предлагались в тех же стилях кузова, включая 2-дверный фаэтон (турер). В этом году также дебютировала спортивная модификация BMW 315/1, которая имела 1.5-литровый 6-цилиндровый мотор мощностью 40 л.с. и красивый кузов родстер с каплевидными крыльями. Она одержала победу в своём классе в Альпийском ралли 1934 г. С 1934 по 1936 гг. компания выпустила 6000 ед. BMW 309, 9765 ед. BMW 315 и 240 ед. BMW 315/1.
1935 Увеличение рядного 6-цилиндрового мотора с 1490 см3 до 1911 см3 повлекло за собой рост мощности до 45 л.с. и смену индекса BMW 315 на BMW 319. Спортивная версия мощностью 55 л.с. теперь называлась BMW 319/1. До 1937 г. было продано 6646 ед. и 178 ед. соответственно. В небольших количествах родстеры BMW 319/1 продавались в Великобритании под маркой Frazer-Nash.
1936 На Берлинском автосалоне представлена BMW 326, которая стала родоначальницей целого поколения предвоенных моделей. Это была первая BMW, доступная с 4-дверным цельнометаллическим кузовом купе или кабриолет производства Ambi-Budd или Autenrieth, установленным на раму с колёсной базой 2870 мм. Она оснащалась рядным 6-цилиндровым мотором OHV объёмом 1971 см3 и мощностью 50 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, ведущим задним мостом на продольных торсионах и гидравлическими барабанными тормозами на всех колёсах. Дизайнер Петер Шимановски применил такие решения, как изогнутая решётка радиатора в форме почек, сдвоенные половинки бамперов, V-образное лобовое стекло и обтекаемые крылья. С 1936 по 1941 гг. было продано 15936 ед. BMW 326.

В 1936 г. также появилась знаменитая BMW 328, прославившая марку в международном автоспорте. Шасси она унаследовала у BMW 319/1, но получила новый обтекаемый кузов родстер с интегрированными фарами и короткими дверями, частично сделанный из алюминия. Под капотом был установлен 2-литровый 6-цилиндровый двигатель от BMW 326, оборудованный алюминиевой головкой блока с полусферическими камерами сгорания, уникальной схемой расположения клапанов (впускные с одной стороны, выпускные - с другой, при наличии одного нижнего распредвала, что давало эффект как при схеме DOHC) и тремя карбюраторами Solex. Мощность составляла 80 л.с., максимальная скорость - 155 км/ч. Совершив дебют в гонке Eifelrennen на Нюрбургринге, BMW 328 доминировала в 2-литровом классе пять лет, и за это время выиграла более 140 соревнований. С 1936 по 1941 гг. компания построила 464 таких машины.

1937 Прогрессивный дизайн BMW 326 получил применение на младшей модели BMW 320, основанной на старом шасси с колёсной базой 2750 мм. Доступная в виде 2-дверного седана или кабриолета, она приводилась в движение дефорсированным рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 1971 см3 с одним карбюратором, мощностью 45 л.с. В 1939 г. автомобиль был оснащён независимой передней подвеской от BMW 326 и гидравлическими тормозами, что привело к смене индекса на BMW 321. Продажи BMW 320 составили 4240 ед. (1937-1939), а BMW 321 - 3814 ед. (1939-1941).

Ещё одна, более престижная 2-дверная модель 1937-1941 гг. называлась BMW 327. Шасси с колёсной базой 2750 мм она разделяла с BMW 320, переднюю подвеску и тормоза - с BMW 326, а 2-литровый двигатель предлагался в двух вариантах, мощностью 55 или 80 л.с. Элегантный кузов купе или кабриолет с посадочной формулой 2+2 поставляли фирмы Ambi-Budd или Autenrieth. До начала войны компания изготовила 1965 экземпляров.

1939 Последним автомобилем, разработанным до войны, стала роскошная BMW 335. Как и BMW 326, она предлагалась в виде 4-дверного седана и 2-х или 4-дверного кабриолета, но базировалась на удлинённом шасси с колёсной базой 2980 мм и оснащалась рядным 6-цилиндровым двигателем OHV объёмом 3485 см3 и мощностью 90 л.с. в паре с полностью синхронизированной 4-ступенчатой механической коробкой передач. Из-за высокой цены на неё нашлось только 410 покупателей.

На аэродинамическом купе от итальянского ателье Carrozzeria Touring, построенном на базе BMW 328 и известном по прозвищу Cinderella ("Золушка"), гонщики Макс Шаумбург-Липпе и Ханс Венхер занимают 1-е место в 2-литровом классе в 24-х часах Ле-Мана. В следующем году этот автомобиль вместе с экспериментальным купе конструкции Вунибальда Камма и тремя обтекаемыми родстерами принял участие в гонке Mille Miglia и одержал победу в общем зачёте с экипажем Хушке фон Ханштайн/Вальтер Бюмер. Это был первый случай, когда Mille Miglia выиграл неитальянский автомобиль.

1941 Во время Второй мировой войны вся промышленность Германии была милитаризована. Компания BMW построила новый авиационный завод в окрестностях Мюнхена и выкупила у Siemens фирму Brandenburgische Motorenwerke из Шпандау. До 1945 г. на этих предприятиях было произведено более 30000 поршневых авиационных моторов и 500 реактивных двигателей BMW 003 для немецких Люфтваффе. Больше половины из 50000 рабочих BMW составляли военнопленные из концентрационных лагерей.
1945 К концу войны мюнхенский завод BMW был полностью разрушен, а автомобильная фабрика в Айзенахе оказалась в советской зоне оккупации. Западным немцам на восстановление потребовалось пять лет. На производство машин был наложен временный запрет, поэтому BMW занималась изготовлением хозяйственных товаров и велосипедов, а с 1948 г. - лёгких мотоциклов R24. Тем временем в Айзенахе сборку автомобилей возобновили уже в 1945 г. Один из руководителей завода Альберт Сейдлер уговорил маршала Жукова не вывозить оборудование в Россию. В 1947 г. предприятие стало частью производственного объединения "Автовело". Таким образом, к началу 50-х гг. было уже две отдельных фирмы под названием BMW.

Судьба довоенных моделей сложилась по-разному. В Восточной Германии продолжали выпускаться 2-дверные BMW 321 (1945-1950, 8996 ед.) и BMW 327 (1946-1955, 505 ед.). Кузова для них строили с помощью штампов, перевезенных с берлинской фабрики Ambi-Budd. Шасси BMW 326 послужило основой для нового автомобиля BMW 340, поступившего в продажу в 1949 г. Он отличался изменённым оформлением передней части: обтекаемыми крыльями с интегрированными фарами, горизонтальной решёткой радиатора и цельным бампером. Рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 1971 см3 развивал 55 л.с. и соединялся с 4-ступенчатой механической коробкой передач с рычагом на рулевой колонке. Изначально был доступен только 4-дверный кузов седан, позже к нему присоединились универсал и фургон. Большинство этих машин обслуживали партийных чиновников ГДР, а также работали в полиции или скорой помощи. Всего было произведено 21250 ед.

Что касается родстера BMW 328, то вся техническая документация на него досталась британцам в качестве репараций. В 1947 г. на базе этой модели было разработано люксовое купе Bristol 400, а в 1948 г. - гоночный Frazer-Nash Le Mans Replica. Обе машины создавались при участии бывшего инженера BMW Фрица Фидлера, переехавшего в Великобританию. Впоследствии двигатель BMW M328 использовался на таких спорткарах, как Arnolt-Bristol, Tojeiro-Bristol, Cooper-Bristol, AC Ace и др. В Западной Германии спортивную историю BMW продолжили фирмы AFM и Veritas, основанные соответственно Алексом фон Фалькенхаузеном и Эрнстом Лофом. В 1954 г. они обе свернули свою деятельность, объединившись с возрождённой BMW.

1951 С целью защитить свою торговую марку компания BMW AG обратилась в суд с претензиями к предприятию "Автовело". В результате восточногерманский завод был переименован в Eisenacher Motorenwerk и стал выпускать машины под маркой EMW с красно-белым логотипом вместо сине-белого.

Тем временем на Франкфуртском автосалоне 1951 г. была представлена первая послевоенная модель BMW. Обозначенная индексом 501, она за свой вычурный стиль получила прозвище "Ангел Барокко". Под капотом у неё стоял 2-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель от BMW 326 мощностью 65 л.с., позже увеличенный до 2077 см3 (72 л.с.). В основу была положена периферийная рама с торсионной подвеской всех колёс и гидравлическими барабанными тормозами. Ателье Baur из Штутгарта строило для BMW 501 три варианта кузова: 4-дверный седан, купе и кабриолет. С 1954 г. седаны собирались в Мюнхене. При цене в 15000 DM автомобиль оказался слишком роскошным, чтобы обеспечить фирме постоянную прибыль.

1954 Чтобы улучшить производительность люксового седана, инженеры Альфред Бёнинг и Фриц Фидлер спроектировали первый в Германии полностью алюминиевый двигатель V8 с клапанной схемой OHV. В первоначальной версии объёмом 2680 см3 он развивал 100 л.с. Соответствующая модель с улучшенной отделкой получила название BMW 502, а для BMW 501 этот мотор в 1955 г. стал доступен за дополнительную плату. Также существовала модификация BMW 502 с 3.2-литровым V8 мощностью 120 л.с.
1955 В ответ на Mercedes-Benz 300SL компания BMW решила создать спортивный автомобиль для рынка США. Первые прототипы конструкции Эрнста Лофа не понравились американскому импортёру Максу Хоффману, и он обратился к промышленному дизайнеру Альбрехту фон Гёрцу. В результате была выпущена самая красивая модель в истории немецкого автопрома - BMW 507. Она представляла собой элегантный двухместный родстер с длинным капотом. Кузов был сделан из алюминия и установлен на укороченное шасси BMW 502 с двигателем V8 объёмом 3168 см3 и мощностью 150 л.с.

Вместе с BMW 507 на Франкфуртском автосалоне 1955 г. дебютировала ещё одна машина, оформленная графом Гёрцем - BMW 503. Она тоже была производной от BMW 502, но 3.2-литровый мотор у неё развивал 140 л.с. Понтонный кузов с традиционной вертикальной решёткой радиатора предлагался в виде кабриолета или купе с посадочной формулой 2+2. Обе модели подвели компанию к краю финансовой пропасти. До 1959 г. было продано 412 ед. BMW 503 и всего 252 ед. BMW 507.

Чтобы частично компенсировать убытки, BMW купила у итальянской фирмы Iso лицензию на производство микрокара под названием Isetta. Это было нечто среднее между мотоциклом и автомобилем, внешне похожее на холодильник. Доступ в двухместный салон обеспечивала одна фронтальная дверь, к которой крепились панель приборов и откидной руль. На случай аварии предусматривался запасной выход через люк в крыше. Четырёхтактный 1-цилиндровый мотоциклетный двигатель воздушного охлаждения объёмом 247 см3 (12 л.с.) или 298 см3 (13 л.с.) расходовал всего 3-4 л. бензина на 100 км. Задние колёса находились близко друг к другу и приводились в движение цепью. Позже появилась трёхколёсная модификация для британского рынка. Вызванный Суэцким кризисом 1956 г. дефицит топлива способствовал высокому спросу: с 1955 по 1962 гг. было продано 161728 ед. BMW Isetta.

1957 На базе Isetta разработан четырёхколёсный автомобиль с двумя рядами сидений - BMW 600. Он тоже имел фронтальную дверь с откидной рулевой колонкой, но для задних пассажиров была предусмотрена ещё одна дверь справа. Модель получила периферийную раму, ведущую ось с дифференциалом, независимую заднюю подвеску на косых рычагах и пружинах и расположенный сзади оппозитный 2-цилиндровый мотор объёмом 582 см3 и мощностью 19 л.с. Из-за конкуренции с Volkswagen Beetle BMW 600 не стала такой популярной, как Isetta: до 1959 г. с конвейера сошло 34813 ед.
1958 Серия 501/502 меняет названия. 6-цилиндровая модель больше не предлагалась, базовая 8-цилиндровая была обозначена как BMW 2.6 (90 л.с.), улучшенная - как BMW 2.6 Luxus (100 л.с.), а на смену BMW 502 пришли BMW 3.2 (120 л.с.) и BMW 3.2 Super (140 л.с.). В 1959 г. эти машины получили усилитель руля и передние дисковые тормоза.
1959 С 1956 по 1959 гг. BMW ежегодно терпела многомиллионные убытки. Председатель совета директоров Генрих Рихтер-Бромм начал подготовку к слиянию с концерном Daimler-Benz, которое означало бы конец истории BMW как отдельной марки. К счастью, другие акционеры во главе с Фридрихом Матерном выступили против и собрали на Рихтер-Бромма компромат, высветивший его финансовые махинации в тайном сговоре с Deutche Bank. В результате сделка сорвалась, и фирма BMW перешла под контроль группы Quandt, принадлежавшей братьям Герберту и Гаральду Квандтам. Они вывели предприятие из кризиса своими инвестициями.

Первой по-настоящему прибыльной моделью стала BMW 700, заменившая BMW 600. Это была заднемоторная малолитражка с трёхобъёмным несущим кузовом, спроектированным дизайнером Джованни Микелотти. Она оснащалась оппозитным 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 697 см3 и мощностью 30 л.с. (в версии Sport - 40 л.с.), полностью синхронизированной 4-ступенчатой механической коробкой передач, независимой подвеской всех колёс и гидравлическими барабанными тормозами. Первым в продажу поступило купе 2+2, затем последовали 2-дверный седан и кабриолет. Также существовал специальный родстер BMW 700 RS, в 1960 г. победивший в чемпионате Германии по заездам на гору. С 1959 по 1965 гг. было продано 188211 ед. BMW 700.

1962 Впервые с довоенных времён компания BMW возвращается на рынок автомобилей среднего класса с седаном BMW 1500, положившим начало семейству Neue Klasse ("новый класс"). Это была стильная и практичная модель классической компоновки с несущим кузовом, независимой подвеской всех колёс (типа McPherson спереди и на диагональных рычагах сзади) и передними дисковыми тормозами. В её дизайне получили применение такие знаковые элементы, как "изгиб Хофмайстера" в форме задних стоек крыши и горизонтальная решётка радиатора с одинарными фарами, разделённая двумя "почками" или "ноздрями". Под капотом устанавливался полностью новый рядный 4-цилиндровый двигатель OHC объёмом 1499 см3 и мощностью 80 л.с. Автомобиль оказался настолько успешным, что в 1963 г. доходы выросли на 47%, что позволило фирме первый раз за 20 лет выплатить акционерам дивиденды.

Вместе с BMW 1500 на Франкфуртском автосалоне 1961 г. была представлена ещё одна модель - люксовое купе BMW 3200 CS. Шасси и 3.2-литровый двигатель V8 мощностью 160 л.с. она унаследовала у BMW 502, а кузов для неё строило итальянское ателье Bertone. До 1965 г. было продано всего 603 экземпляра, включая один кабриолет. Тем временем производство "ангелов барокко" прекращается, и всего за 10 лет компания выпустила 8936 ед. 6-цилиндровой версии (BMW 501) и 13044 ед. - 8-цилиндровой (BMW 502).

1963 У BMW 1500 появляется улучшенная модификация BMW 1800, оснащённая 4-цилиндровым мотором объёмом 1773 см3 и мощностью 90 л.с. В следующем году в линейку были добавлены высокопроизводительные версии с двумя карбюраторами: 1800 ti (110 л.с.) и 1800 ti/SA (130 л.с.), с которыми BMW вместе с тюнинг-ателье Alpina нацелились на участие в Европейском туринговом чемпионате (ETCC). Тогда же базовый седан был переименован в BMW 1600, с увеличением двигателя до 1573 см3 (83 л.с.).
1965 "Новый класс" расширяется за счёт спортивного купе, заменившего BMW 3200 CS. Его кузов разработала мюнхенская дизайн-студия во главе с Вильгельмом Хофмайстером, а изготавливала фирма Karmann из Оснабрюка. Объём рядного 4-цилиндрового мотора составлял 1990 см3. На выбор предлагались варианты BMW 2000 C (100 л.с.) и BMW 2000 CS (120 л.с.), различавшиеся количеством карбюраторов. Соответствующие версии седана назывались BMW 2000 и BMW 2000 ti. Как купе, так и седаны серии 2000 имели прямоугольные фары, но надолго эта идея не прижилась.
1966 BMW поглощает компанию Glas из Дингольфинга, производившую спортивные автомобили класса GT и малолитражки Goggomobil. В наследие от Ганса Гласа ей достались устаревший завод, группа высококвалифицированных инженеров и две модели (Glas 1600 GT и Glas 3000 V8), которые в 1967-1968 гг. выпускались под маркой BMW.

На укороченной платформе Neue Klasse была разработана серия компактных машин с индексами 02. Первой в продажу поступила BMW 1600-2 - четырёхместное купе с 1.6-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 85 л.с. или 110 л.с. (1600 ti). За ней в 1968 г. последовала BMW 2002, под капотом у которой стоял 2-литровый мотор мощностью 101 л.с. или 120 л.с. (2002 ti). Обе модели пользовались большим спросом в США. В небольших количествах они были доступны с кузовом кабриолет от ателье Baur или Karmann.

1968 Следуя традициям 30-х гг., компания BMW выпускает три новых 6-цилиндровых модели из серии New Six. Это были представительские седаны BMW 2500 (2494 см3, 150 л.с.) и BMW 2800 (2788 см3, 170 л.с.), а также купе с посадочной формулой 2+2 BMW 2800 CS (2788 см3, 170 л.с.). Будучи производными от Neue Klasse, они оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями с верхним распредвалом (OHC) и полусферическими камерами сгорания. Седаны получили новый несущий кузов с двойными круглыми фарами, а у купе изменилась только передняя часть, всё остальное было унаследовано у BMW 2000 CS.
1969 130-сильная BMW 2000 tii из серии Neue Klasse стала первой BMW, оснащённой механическим впрыском топлива Kugelfischer. Через два года аналогичный мотор был установлен на BMW 2002 tii. На моделях 2000, 2000 CS, 2002 и 2500/2800 стала доступна 3-ступенчатая автоматическая коробка передач от ZF.
1971 К двухдверным купе серии 02 (1602, 1802 и 2002) присоединились соответствующие модификации с 3-дверным кузовом хэтчбэк: 1600 Touring, 1800 Touring и 2000 Touring. На смену седану BMW 2800 и купе BMW 2800 CS пришли BMW 3.0 S и BMW 3.0 CS с рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 2985 см3, который развивал 180 л.с. в карбюраторной версии или 200 л.с. - в инжекторной. В продажу также поступила BMW 3.0 CSL - облегчённая модификация BMW 3.0 CS с алюминиевыми панелями кузова и упрощённой отделкой, предназначенная для омологации в Европейском туринговом чемпионате ETCC.
1972 Во время летних Олимпийских игр в Мюнхене компания BMW открыла новую штаб-квартиру в форме четырёх цилиндров и представила центральномоторный концепт-кар BMW Turbo (E25). В этом же году она приняла трёхзначную систему индексов, действующую и сегодня. В соответствии с ней первая цифра в названии модели указывает на серию, а следующие две - на объём двигателя в литрах. В сентябре на Франкфуртском автосалоне дебютировала BMW 520 - первая модель 5-й серии в кузове Е12, заменившей семейство Neue Klasse. Это был 4-дверный седан бизнес-класса, унаследовавший у предшественников классическую компоновку и независимую подвеску всех колёс. Его дизайн разработал Поль Брак, применив такую особенность старшей серии Е3, как сдвоенные круглые фары. На выбор предлагалось несколько бензиновых модификаций, начиная с 1.8-литровой 4-цилиндровой BMW 518 (90 л.с.) и заканчивая 3.5-литровой 6-цилиндровой BMW 535 (218 л.с.). С 1972 по 1981 гг. было продано почти 700000 ед. 5-й серии.
1973 Подразделение BMW Motorsport, которое было основано в 1972 г. и насчитывало всего 35 сотрудников, создаёт экстремальную модификацию BMW 2002 Turbo, оснащённую 2-литровым рядным 4-цилиндровым двигателем с впрыском топлива и турбонаддувом, мощностью 170 л.с. Этот мотор разгонял её до 211 км/ч, но из-за эффекта "турбоямы" создавал трудности в управлении, несмотря на усиленную конструкцию кузова и подвески. BMW 2002 Turbo отличалась агрессивными обвесами и окрашивалась только в белый или серебристый цвета с красно-сине-голубыми полосками, на которых спереди красовались зеркальные надписи "2002" и "Turbo", предназначенные для устрашения движущихся впереди водителей. В разгар нефтяного кризиса эта машина вызвала сильное негодование критиков и властей, поэтому в 1975 г. её сняли с производства, выпустив 1672 ед.

Та же участь в 1975 г. постигла и BMW 3.0 CSL, но перед этим модель была допущена к участию в гонках, где её ожидал невероятный успех. Компания воспользовалась хитрым приёмом: 167 из 1265 построенных экземпляров получили аэродинамический пакет (передний и задний спойлеры и большое хвостовое антикрыло, из-за которого BMW 3.0 CSL прозвали "Batmobile"), официально запрещенный для продажи, но доступный в качестве комплекта для самостоятельной сборки. Благодаря этим усовершенствованиям, а также увеличению рядного 6-цилиндрового мотора до 3153 см3 (200 л.с.), BMW 3.0 CSL стала непобедимой на трассе. Она выигрывала чемпионат ETCC в 1973, 1975, 1976, 1977, 1978 и 1979 гг. и доминировала в своём классе в Ле-Мане в 1973 и 1974 гг.

1975 Следом за престижной 5-й серией BMW выпускает меньшую по размерам 2-дверную модель 3-й серии (Е21), в США отнесённую к новому сегменту Entry-level luxury car. Автомобиль получил несущий кузов и наклонённую вперёд решётку радиатора с двумя "ноздрями" и с одинарными или сдвоенными фарами, придававшую ему спортивный вид. Внутри главной его особенностью стала повёрнутая к водителю центральная консоль. Под капотом устанавливались 4-цилиндровые двигатели OHC объёмом 1573 см3, (BMW 316), 1766 см3 (BMW 318) или 1990 см3 (BMW 320), которые развивали от 75 до 125 л.с. Серия 3 была признана лучшей машиной в своей ценовой категории, что подтвердили высокие продажи: с 1975 по 1983 гг. с конвейера сошло 1364039 ед.
1976 На автосалоне в Женеве представлена BMW 6-й серии (Е24) - купе с посадочной формулой 2+2, заменившее модель Е9. Её угловатый кузов с агрессивным "носом акулы" спроектировал Поль Брак на укороченной платформе седана 5-й серии. Автомобиль оснащался рядными 6-цилиндровыми моторами в модификациях 630CS (182 л.с.) и 633CSi (194 л.с.), в комплекте с 4-х или 5-ступенчатой механической и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. С 1976 по 1989 гг. было продано 86216 ед. этой серии. Гоночная версия прославилась победами в туринговых чемпионатах ETCC (1981, 1983, 1986), DTM (1984), ATCC (1985) JTCC (1985), а также в гонках RAC Tourist Trophy (1980, 1984), 24 часа Спа (1983, 1985, 1986) и 24 часа Нюрбургринга (1984, 1985).
1977 BMW выпускает полноразмерный люксовый седан 7-й серии (Е23) - конкурента Mercedes-Benz S-класса. Спереди и сзади он был оформлен как 6-я серия, но базировался на более длинной платформе с колёсной базой 2795 мм. Рядный 6-цилиндровый двигатель M30 предлагался в трёх модификациях: карбюраторных 728 (170 л.с.) или 730 (184 л.с.) и инжекторной 733i (197 л.с.). В комплектацию вошли дисковые тормоза на всех колёсах с системой ABS, центральный замок, усилители тормозов и руля, климат-контроль, круиз-конроль, бортовой компьютер, система самодиагностики Check-Control, электроприводы сидений и стёкол, встроенный телефон и диктофон. С 1977 по 1987 гг. компания продала 285029 машин этого поколения.
1978 Подразделение BMW Motorsport разрабатывает центральномоторный суперкар BMW M1 (Е26). За структуру его пространственной трубчатой рамы и ходовую часть отвечали инженеры Lamborghini, а за клиновидную форму двухместного стеклопластикового кузова - дизайнер Джорджетто Джуджаро. Рядный 6-цилиндровый мотор объёмом 3453 см3 был оборудован двумя верхними распредвалами (DOHC), четырьмя клапанами на цилиндр, сухим картером и механическим впрыском топлива Kugelfischer. Он развивал 277 л.с. и обеспечивал максимальную скорость свыше 260 км/ч. Автомобиль собирался вручную на фабриках ItalDesign и Baur. Для омологации в Группе-5 с 1978 по 1981 гг. было построено 400 экземпляров, но за это время правила чемпионата изменились, и модель смогла принять участие только в собственной гоночной серии ProCar BMW M1, для которой подготовили ещё 54 экземпляра модификации BMW M1 Procar.
1979 У BMW 5-й серии (E12) появляется высокопроизводительная версия M535i, оснащённая 6-цилиндровым двигателем M90 объёмом 3453 см3 и мощностью 215 л.с. Аналогичный мотор был установлен на BMW 735i, которая оставалась топовым вариантом 7-й серии до 1980 г., когда в продажу поступила BMW 745i. Под капотом у неё стоял 3.2-литровый двигатель M102 с турбонаддувом, мощностью 248 л.с.
1981 С разницей в год BMW проводит модернизацию 5-й (1981) и 3-й (1982) серий. Старшая модель получила индекс Е28, но стилистически почти не изменилась, за исключением подкорректированной оптики и решётки радиатора. Младшая тоже сменила индекс на Е30, и это сопровождалось полной реконструкцией кузова, подвески и салона. Изменения проводились в трёх направлениях: улучшение аэродинамики, увеличение внутреннего пространства и снижение расхода топлива. Обе серии предлагались как с 4-х, так и с 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями с механическим или электронным впрыском топлива Bosch. В 1984 г. в линейку были добавлены модификации с рядным 6-цилиндровым дизельным мотором, который развивал 84 л.с. в атмосферном варианте (324d/524d) или 114 л.с. - в турбированном (324td/524td). Компания также расширила 3-ю серию за счёт 4-дверного седана (1983), кабриолета (1985) и 5-дверного универсала Touring (1987). Продажи 5-й серии (1981-1988) составили 722328 ед., а 3-й серии (1982-1994) - свыше 2.3 млн. ед.
1982 BMW становится поставщиком турбированных моторов для болидов Brabham, Benetton, Arrows, ATS и Ligier, которые в 1982-1987 гг. выиграли в общей сложности 9 Гран-при Формулы-1.
1984 Специалисты BMW Motorsport создают высокопроизводительную версию купе 6-й серии - BMW M635CSi. Внешне этот автомобиль отличался только передним и задним спойлерами, зеркалами в цвет кузова, алюминиевыми колёсами BBS и трёхцветными значками "М", но под капотом у неё расположили рядный 6-цилиндровый двигатель DOHC от BMW M1, который с электронным впрыском топлива развивал 286 л.с. В 1985 г. этот мотор был установлен и на 5-ю серию (Е28), увеличив её максимальную скорость до 245 км/ч. Так появился самый быстрый 4-дверный седан на рынке - BMW M5. Он собирался вручную на отдельной фабрике в Гархинге, где с 1985 по 1988 гг. было построено всего 2191 ед. Тем временем 3-я серия была дополнена полноприводной модификацией BMW 325ix.
1986 Новая BMW 7-й серии (Е32) превосходит Mercedes-Benz W126 как по уровню комфорта, так и по динамическим характеристикам. Её кузов лишился "акульего носа", сохранив спереди двойные круглые фары и "ноздри" решётки радиатора. Задние фонари имели L-образную форму. В список опций вошли электропривод задних сидений, продублированный пульт управления аудиосистемой, встроенный телефон, система контроля тяги, электронное управление амортизаторами, 4-зонный климат-контроль, подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, ксеноновые фары (с 1991 г.), холодильник для напитков и множество других функций. Первыми в продажу поступили модификации 730i (185 л.с.) и 735i (208 л.с.) с 3-литровым рядным 6-цилиндровым мотором М30, но настоящую сенсацию произвела BMW 750i, представленная на Женевском автосалоне 1987 г. Она приводилась в движение двигателем V12 SOHC (M70) объёмом 4988 см3 и мощностью 300 л.с., с которым максимальная скорость была ограничена электроникой на отметке 250 км/ч. Также существовали длиннобазные версии 730iL, 735iL и 750iL. За 1986-1994 гг. продажи 7-й серии составили 311068 ед.

Нацелившись на конкуренцию в Группе-А, BMW Motorsport выпускает "горячую" модификацию 3-й серии (Е30) - BMW M3. Изначально она была доступна только с кузовом купе и оснащалась рядным 4-цилиндровым атмосферным двигателем DOHC объёмом 2302 см3 и мощностью 200 л.с., 5-ступенчатой механической коробкой передач, самоблокирующимся дифференциалом и усиленной подвеской. В окончательной версии Sport Evolution мотор был увеличен до 2467 см3 (238 л.с.), а спереди и сзади были установлены регулируемые спойлеры. Когда производство достигло необходимой для омологации отметки (5000 ед. в год), BMW M3 стала регулярно побеждать в туринговых чемпионатах WTCC, ETCC, BTCC и DTM.

1988 BMW 5-й серии проходит полную модернизацию (Е34) и становится похожей на старшую модель 7-й серии. Это привело не только к увеличению габаритов и внутреннего объёма, но и к внедрению технологических инноваций, таких как контроль тяги ASC+T, электронная регулировка амортизаторов EDC, 6-ступенчатая механическая коробка передач (на 540i в 1993 г.) и постоянный полный привод с межосевым дифференциалом (на 525iX в 1991 г.). В 1991 г. в линейку был добавлен 5-дверный универсал Touring. Модификации 520i (148 л.с.), 525i (189 л.с.) и M5 (311 л.с.) оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями с двойным верхним распредвалом (DOHC). С 1988 по 1995 гг. было продано в общей сложности 1331056 машин серии Е34.

В 1988 г. также стартовал выпуск родстера BMW Z1 - серийной версии одноимённого концепт-кара, представленного на Франкфуртском автосалоне 1987 г. Разработанный подразделением BMW Technik под руководством Ульриха Беца, он впервые получил ксеноновые фары и многорычажную заднюю подвеску. Двухместный кузов был сделан из съёмных пластиковых панелей и имел необычные двери, опускавшиеся вниз. 2.5-литровый 6-цилиндровый двигатель M20 мощностью 170 л.с. в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач были позаимствованы у BMW 325i. С 1988 по 1991 гг. компания построила 8000 экземпляров BMW Z1.

1989 Снятие с производство 6-й серии (Е24) совпало с дебютом 8-й серии (Е31) - спортивного купе класса GT с посадочной формулой 2+2, предлагавшего внушительную производительность в сочетании с максимальным комфортом и лёгкостью в управлении. Модель отличалась всплывающими прямоугольными фарами и крышей без боковых стоек. В стандартное оснащение входил двигатель V12 (М70), который в исходной 4-литровой модификации 850i развивал 300 л.с., а позже был увеличен до 5379 см3 (326 л.с.) на 850Ci и до 5576 см3 (380 л.с.) на 850CSi. Последняя также имела активную кинематику задней оси (AHK).
1990 Производство BMW 3-й серии в кузове Е36 начинается с 4-дверного седана, за которым в 1991 г. последовало купе, в 1993 г. - кабриолет и универсал, а в 1994 г. - трёхдверный хэтчбэк BMW 3-Series Compact. Машины этого семейства отличались простым, но динамичным дизайном с прямоугольными блок-фарами и решёткой радиатора, ограниченной двумя "ноздрями". На выбор предлагались 8 заднеприводных модификаций с 4-х и 6-цилиндровыми моторами, бензиновыми или турбодизельными. Некоторые из них оснащались технологией VANOS, изменяющей фазы газораспределения. На BMW M3 ставился 3-литровый рядный 6-цилиндровый мотор DOHC мощностью 286 л.с. С 1990 по 2000 гг. было продано 2283600 автомобилей этого поколения.
1991 У BMW снова появляется двигатель V8 - 32-клапанный DOHC (M60) объёмом 2997 см3 (215 л.с.) или 3982 см3 (282 л.с.). Сначала он был установлен на 7-ю серию (BMW 730i и 740i), а через год - на 5-ю (BMW 530i и 540i) и 8-ю (BMW 840Ci) серии. На этих модификациях использовалась новая 5-ступенчатая ​​автоматическая коробка передач от ZF.
1994 BMW за £800 млн. покупает у концерна British Aerospace автомобильные марки Rover, MG, Land Rover и Mini, ранее входившие в Rover Group. С задачей возрождения британского автопрома немцы не справились, потому что продукция Rover занимала неопределённую рыночную нишу и никогда не отличалась качеством. Через 6 лет все активы Rover Group были проданы компании Ford, за исключением бренда Mini, который BMW оставила себе, чтобы в 2001 г. впервые выйти на рынок компактных машин с хэтчбэком Mini нового поколения.

В 1994 г. стартует производство BMW 7-й серии в кузове Е38. Благодаря соединённым в блоки фарам вне решётки радиатора седан стал выглядеть элегантнее. Это был первый европейский автомобиль, оснащённый спутниковой навигацией (система CARIN, разработанная совместно с Philips) и встроенным телевизором. В стандартную комплектацию вошли 5-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF, рулевое колесо с кнопками управления аудиосистемой и климат-контролем, контроль тяги ASC+T, электронная регулировка амортизаторов (EDC) и боковые подушки безопасности для защиты головы. В линейке появилась модификация 725tds с 2.5-литровым рядным 6-цилиндровым турбодизелем мощностью 141 л.с. В 1997 г. была подготовлена версия лимузин (L7) с дополнительной вставкой между боковыми дверями. Для неё стандартным был 5.4-литровый мотор V12 мощностью 326 л.с. (750i). С 1994 по 2001 гг. было выпущено 340242 экземпляра 7-й серии Е38.

1995 На Франкфуртском автосалоне представлено четвёртое поколение BMW 5-й серии (Е39). Его обтекаемый спортивный дизайн характеризовался достаточно низким коэффициентом лобового сопротивления - 0,28. Несущий стальной кузов имел очень жёсткую структуру, а подвеска состояла из алюминиевых компонентов и управлялась электроникой. Почти всё дополнительное оборудование было позаимствовано у прошлогодней 7-й серии. Линейка бензиновых двигателей начиналась с рядного 6-цилиндрового мощностью 150 л.с. (520i) и заканчивалась мотором V8 мощностью 286 л.с. (540i). В 1997 г. появилась версия универсал (Touring), а в 1998 г. - новая BMW M5.

Второй по счёту двухместной моделью из серии Z стала BMW Z3, впервые показанная в фильме "Golden Eye". Это была первая BMW, производившаяся за пределами Германии, на американском заводе в Грире (Южная Каролина). Автомобиль был основан на укороченной платформе BMW 3-й серии (Е36), с которой разделял несколько 4-х и 6-цилиндровых бензиновых моторов, включая 3.2-литровый мощностью 321 л.с. для версии "M". Единственной технической особенностью была задняя подвеска на диагональных рычагах, как у Е30. Родстер почти сразу заслужил широкое признание, а вот последовавшее в 1999 г. 3-дверное купе получилось довольно неуклюжим. Всего с 1995 по 2002 гг. было продано около 300000 ед. BMW Z3.

1998 Очередь модернизации доходит и до BMW 3-й серии. В поколении Е46 она стала чуть больше в длину и ширину и получила ряд технологических инноваций: прямой впрыск Common Rail для дизельных моторов, электронную регулировку клапанов Valvetronic - для бензиновых, автоматизированную механическую коробку передач SMG, а также новую систему полного привода xDrive с гибким распрелением крутящего момента по осям (модификации xi). Как и раньше, серия состояла из седана, универсала, 3-дверного хэтчбэка, купе и кабриолета.

BMW и Volkswagen ведут борьбу за обладание фирмой Rolls-Royce, выставленной на продажу концерном Vickers. В ходе разбирательств Volkswagen получил в собственность фабрику в Крю, марку Bentley и старые модели Rolls-Royce, а BMW достались только права на использование бренда Rolls-Royce. К 2003 г. баварцы построили ультрасовременный подземный завод в Гудвуде и разработали Rolls-Royce Phantom нового поколения.

1999 Компания выпускает свой первый внедорожник - BMW X5, рекламируя его как SAV (Sports Activity Vehicle) - спортивный автомобиль для активного отдыха. Он разделял много компонентов с британским Range Rover и с седаном 5-й серии (Е39), но имел стильный 5-дверный несущий кузов универсал, многорычажную подвеску всех колёс на отдельных подрамниках и систему постоянного полного привода с распределением 62% крутящего момента на заднюю ось. На выбор предлагались четыре силовых агрегата: 6-цилиндровые 3.0i (231 л.с.) или 3.0d (184 л.с.) и 8-цилиндровые 4.4i (286 л.с.) или 4.6is (340 л.с.).

Гоночный прототип BMW V12 LMR, разработанный подразделением BMW Motorsport в сотрудничестве с Williams F1, одержал победу в 24-х часах Ле-Мана, обогнав ближайших соперников на целый круг. В следующем году BMW вернулась в Формулу-1 как поставщик двигателей для болидов Williams, но ни в одном из шести сезонов подряд ей не удалось выиграть чемпионат конструкторов. Создание собственной гоночной команды BMW-Sauber (2006-2009) тоже не принесло успеха: единственная победа была достигнута в 2008 г. на Гран-при Канады.

2000 Первый год нового тысячелетия ознаменовался запуском в производство родстера BMW Z8 (Е52), который был автомобилем Джеймса Бонда в фильме "The World is Not Enough" (1999). Оформленный в ретро-стиле, он напоминал классическую модель BMW 507. Под капотом стоял двигатель V8 объёмом 4941 см3 и мощностью 400 л.с. от BMW M5, соединённый с 6-ступенчатой механической коробкой передач Getrag. С 2000 по 2003 гг. вручную было построено 5703 экземпляра, включая 555 ед. тюнингованной версии от ателье Alpina.
2001 Команда дизайнеров под руководством Криса Бэнгла проводит полный рестайлинг BMW 7-й серии в рамках новой стилистической темы - "Flame Surfacing". Автомобиль получил волнообразные фары, треугольные задние фонари с горизонтальным центральным стоп-сигналом и наклонную крышу "фастбэк". Модификации 735i (272 л.с.) и 745i (333 л.с.) оснащались моторами V8 с переменной геометрией впускного коллектора и системой регулировки клапанов Valvetronic, а топовая BMW 760i приводилась в движение первым в мире двигателем V12 с прямым впрыском, объёмом 5972 см3 и мощностью 445 л.с.

В этом поколении 7-й серии также дебютировала система iDrive, позволявшая управлять климат-контролем, аудиосистемой, телефоном, навигацией и подвеской с помощью вращающегося селектора на центральной консоли. В комплектацию также вошли 6-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF, подвеска Dynamic Drive с активными стабилизаторами поперечной устойчивости, электронный стояночный тормоз, электронный ключ Smart Key, адаптивный круиз-контроль (ACC) и система ночного видения. Стандартный седан обозначался индексом E65, седан с длинной базой - E66, бронированная версия - E67. Также существовала ограниченная серия из 100 ед. BMW Hydrogen 7, построенных в 2005-2007 гг. Это была модификация 760Li, переделанная для работы на жидком водороде, с 6-литровым двигателем V12 мощностью 260 л.с.

2002 На смену BMW Z3 приходит родстер BMW Z4 (Е85), построенный на заднеприводной платформе 3-й серии (Е46). Продолжая тему "Flame Surfacing", он имел усечённый хвост и боковины с острыми гранями. Изначально автомобиль оснащался тремя моторами: 4-цилиндровым 2.0i (150 л.с.) или 6-цилиндровыми 2.5i (192 л.с.) и 3.0i (231 л.с.). Фастбэк-купе и модификация "M" с 3.2-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 343 л.с. были добавлены только в 2006 г.
2003 В производство запущена обновлённая 5-я серия в кузове седан (Е60) или универсал (Е61). В её дизайне наблюдался радикальный отход от традиций, неизменной осталась только решётка радиатора с двумя "ноздрями". Передняя часть кузова делалась из алюминия, задняя - из стали, чтобы достичь идеального распределения веса - 50:50. Селектор iDrive и адаптивный круиз-контроль были позаимствован у 7-й серии, но вместе с ними в список опций вошли такие функции, как система предупреждения о сходе с полосы движения, адаптивные фары, проекционный дисплей, голосовое управление и рекуперация тормозной энергии. Шесть модификаций были доступны с полным приводом xDrive. В списке силовых агрегатов впервые появился рядный 6-цилиндровый двигатель с турбонаддувом, объёмом 2979 см3 и мощностью 306 л.с.

Вместе с 5-й в продажу поступила и возрождённая 6-я серия, в версиях купе (Е63) и кабриолет (Е64). Её обтекаемый кузов имел панели из алюминия, пластика и углеродного волокна. Модель была доступна в 6-цилиндровой модификации 630Ci (260 л.с.) и 8-цилиндровой 645Ci (335 л.с.), позже - в 6-цилиндровой турбодизельной 635d (286 л.с.). Вскоре последовали высокопроизводительные BMW M5 и BMW M6, которые оснащалась 5-литровым мотором V10 мощностью 500 л.с. и 7-ступенчатой секвентальной трансмиссией SMG.

В 2003 г. также дебютировала BMW X3 - пятидверный кроссовер на базе 3-й серии, впервые показанный на Детройтском автосалоне 2003 г. как концепт-кар BMW xActivity. Все модификации оснащались системой полного привода xDrive с распределением крутящего момента по осям в пропорции 40:60. Модель производилась в австрийском Граце и в российском Калининграде.

2004 Чтобы заполнить пробел в ценах между Mini и BMW 3-й серии, компания выпускает свою самую компактную модель - 1-ю серию. Её кузов был разработан Кристофером Чепменом, а заднеприводная платформа с колёсной базой 2660 мм разделяла много компонентов с 3-й серией. Первыми в продажу поступили 5-дверный (Е87) и 3-дверный (Е81) хэтчбэки, заменившие BMW 3-Series Compact. В 2007 г. последовали версии купе (Е82) и кабриолет (Е88). В 2008 г. на 1-ю серию приходилось около пятой части от общих продаж BMW.
2005 В новом поколении BMW 3-й серии каждый тип кузова получил собственный индекс: Е90 (седан), Е91 (универсал), Е92 (купе) и Е93 (кабриолет). Последний оснащался не мягкой, а жёсткой складывающейся крышей из трёх частей. Изменения в дизайне почти не отразились на внутренней структуре: автомобиль по-прежнему базировался на заднеприводной платформе с подвеской Макферсона спереди и пятирычажной на отдельном подрамнике сзади. Линейка 4-х и 6-цилиндровых моторов (бензиновых или турбодизельных) позволяла найти баланс между производительностью и экономичностью. Любой двигатель можно было заказать с 6-ступенчатой механической коробкой передач или 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Steptronic. Модификация M3 имела 4-литровый мотор V8 мощностью 420 л.с. и 7-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач M-DKG с двойным сцеплением. В 2006 г. BMW 3-й серии выиграла в номинации "Мировой автомобиль года".
2007 Вскоре после запуска второго поколения BMW X5 (Е70) на Франкфуртском автосалоне 2007 г. была представлена BMW X6 (E71) - люксовый кроссовер с четырёхместным кузовом, который отличался низкой покатой крышей. Таким образом, компания открыла ещё один сегмент - Sports Activity Coupe (SAC). Автомобиль получил систему полного привода xDrive с функцией Dynamic Performance Control (DPC), контролировавшую распределение крутящего момента не только между осями, но и между двумя задними колёсами. Модификация xDrive35i оснащалась 3-литровым рядным 6-цилиндровым мотором с двойным турбонаддувом (306 л.с.), xDrive50i - 4.4-литровым атмосферным V8 (408 л.с.), xDrive30d и xDrive35d - 3-литровым 6-цилиндровым турбодизелем (235 или 286 л.с.). В 2009 г. в линейку были добавлены высокопроизводительные версии BMW X5 и BMW X6 с 4.4-литровым битурбированным мотором V8 мощностью 555 л.с., а также первая гибридная BMW - X6 ActiveHybrid, оснащённая бензиновым двигателем от xDrive50i и двумя электромоторами суммарной мощностью 485 л.с.
2008 На Красной площади в Москве состоялся дебют флагманской модели 7-й серии в поколении F01. Она отличалась от предшественницы новым дизайном от Карима Хабиба, пересмотренной линейкой двигателей, ещё более роскошным салоном и расширенной комплектацией. В список опций вошли рулевое управление задних колёс (Integral Active Steering), полный привод xDrive, 8-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF, система ночного видения с распознаванием пешеходов, система мониторинга слепых зон, адаптивный круиз-контроль с функцией остановки, система предупреждения о выходе за полосу движения и камеры кругового обзора. В 2010 г. к длиннобазному (F02) и бронированному (F03) седанам присоединилась гибридная модификация ActiveHybrid 7 (F04) с 4.4-литровым двигателем V8 от 750i и электромотором, суммарной мощностью 465 л.с.
2009 На базе универсала 3-й серии разработан компактный кроссовер BMW X1 (Е84), доступный как с задним (sDrive), так и с полным (xDrive) приводом. Через год был модернизирован и больший по размерам кроссовер X3 (F25).

BMW Z4 получила новый кузов (Е89), оформленный дизайнерами-женщинами Джулиани Блази и Нади Арнаут. Складывающаяся жёсткая крыша позволила совместить купе и родстер в одном автомобиле. Изначально модель предлагалась с тремя бензиновыми 6-цилиндровыми моторами и в двух уровнях отделки ("sDrive" и "M-Sport"). Модификации "М" в этом поколении не было, но её заменяла BMW Z4 35is с битурбированным рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 340 л.с. и 7-ступенчатой коробкой передач с двумя сцеплениями.

2010 BMW 5-й серии проходит рестайлинг, в ходе которого она приобрела более плавные линии, мускулистые крылья и рельефный капот. К седану (F10) и универсалу (F11) присоединился третий тип кузова - 5-дверный фастбэк Gran Turismo (F07). Вслед за 7-й серией автомобиль был оснащён передней подвеской на двойных поперечных рычагах, 8-ступенчатой автоматической трансмиссией, поворотными задними колёсами, электроусилителем руля, системой автоматической парковки и цифровой панелью приборов (Black Panel Display). В список модификаций вошла гибридная BMW ActiveHybrid 5 с 3-литровым рядным 6-цилиндровым турбированным двигателем и электромотором суммарной мощностью 340 л.с. Спортивная BMW M5 получила 4.4-литровый мотор V8 с двойным турбонаддувом, мощностью 560 л.с.
2011 На Франкфуртском автосалоне представлено второе поколение BMW 1-й серии - единственного в мире компактного автомобиля классической компоновки, с задним или (опционально) полным приводом xDrive. Модель доступна в двух типах кузова (5-дверный хэтчбэк F20 и 3-дверный хэтчбэк F21) и двух уровнях отделки (Sport Line и Urban Line). На выбор предлагаются 10 разных двигателей с турбонаддувом, от 1.5-литрового 3-цилиндрового 116i мощностью 109 л.с. до 3-литрового 6-цилиндрового M140i мощностью 340 л.с.
2012 У обновлённой в прошлом году BMW 6-й серии появился новый тип кузова - четырёхдверное Gran Coupe (F06), в дополнение к двухдверному купе (F13) и кабриолету (F12).

В продажу поступило шестое поколение BMW 3-Series в кузовах 4-дверный седан (F30) и 5-дверный универсал Touring (F31). Через год последовал 5-дверный хэтчбэк Gran Turismo (F34), а в 2016 г. появилась модификация 330e iPerformance, построенная по схеме plug-in hybrid, с 4-цилиндровым бензиновым ДВС и электромотором суммарной мощностью 252 л.с. Все остальные модификации стали турбированными, включая BMW 318i LCI с новым 3-цилиндровым двигателем объёмом 1499 см3 и мощностью 130 л.с., а также 3-литровую 6-цилиндровую BMW M3 мощностью 431 л.с. Модель доступна в трёх уровнях отделки: Sport Line, Modern Line и Luxury Line.

2013 Чтобы заполнить пробелы в модельном ряду, компания BMW с разницей в год создаёт две новых серии. Сначала она выделила из 3-й серии купе (F32) и кабриолет (F33), которые образовали 4-ю серию, наряду с 4-дверным кузовом Gran Coupe (F36), последовавшим в 2014 г. Затем появилась и 2-я серия, производная от 1-й. В неё вошли заднеприводные купе (F22) и кабриолет (F23), а также переднеприводные минивэны Active Tourer (F45) и Gran Tourer (F46).

На рынок выходит электрическая модель BMW i3, впервые представленная на Франкфуртском автосалоне 2013 г. Она была спроектирована недавно созданным подразделением BMW i под руководством Бенуа Якоба. Это первый автомобиль для массового производства с модульной архитектурой, которая включает карбоновый каркас кабины, алюминиевую платформу и детали интерьера из растительных волокон. Электромотор мощностью 170 л.с. расположен между задними ведущими колёсами, а литий-ионный аккумулятор - под полом. При полной зарядке, с учётом рекуперации тормозной энергии, запас хода составляет от 130 до 160 км, но его можно увеличить до 240 км с помощью опции "REx", предполагающей установку вспомогательного 2-цилиндрового бензинового двигателя объёмом 647 см3 вместе с небольшим топливным баком. Признанная Зелёным автомобилем года-2014, BMW i3 заняла 3-е место по мировым продажам среди электромобилей.

2014 На базе BMW X3 разработан спортивный кроссовер X4 с покатой крышей, как у BMW X6. В топовой версии M40i он комплектуется 3-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом мощностью 360 л.с., 8-ступенчатой автоматической коробкой передач Steptronic и полным приводом xDrive.

Второй серийной моделью подразделения BMW i стала BMW i8 - футуристическое спортивное купе 2+2 с дверями типа "крыло бабочки". Её конструкция - это карбоновый монокок и два алюминиевых подрамника, соединённые туннелем с аккумуляторами. Автомобиль оснащён двумя силовыми агрегатами: 1.5-литровым рядным 3-цилиндровым битурбированным бензиновым двигателем мощностью 231 л.с. с приводом на задние колёса и электромотором мощностью 131 л.с. с приводом на передние колёса. Они могут работать как по отдельности, так и вместе, позволяя выбирать между производительностью и экономией топлива. Средний расход бензина не превышает 2,5 л/100 км.

2015 7-я серия перенесена на новую модульную платформу с пространственным каркасом из углеродного волокна и стали, как у BMW i3/i8. Версия с короткой базой была обозначена внутренним индексом G11, с длинной базой - G12. К бензиновым модификациям относятся 4-цилиндровая 730i (258 л.с.), 6-цилиндровая 740i (326 л.с.), 8-цилиндровая 750i (450 л.с.) и 12-цилиндровая M760Li (609 л.с.), к гибридным - 4-цилиндровая 740e (326 л.с.), к дизельным - 6-цилиндровые 730d (265 л.с.), 740d (320 л.с.) и 750d (400 л.с.). Последняя получила целых четыре турбонаддува, а все остальные - только два.
2017 Современный модельный ряд BMW состоит из компактной 1-й серии (3-х или 5-дверный хэтчбэк) и производной от неё 2-й серии (купе, кабриолет, минивэны Active Tourer и Gran Tourer), семейного автомобиля 3-й серии (седан, универсал) и производной от него 4-й серии (купе, кабриолет, четырёхдверное Gran Coupe), модели бизнес-класса 5-й серии (седан, универсал) и производной от неё 6-й серии (купе, кабриолет, четырёхдверное Gran Coupe), представительской 7-й серии (седан), компактного электрокара BMW i3 (5-дверный хэтчбэк) и центральномоторного гибрида BMW i8 (купе), а также компактного кроссовера X1, среднеразмерного кроссовера X3, производного от него спортивного кроссовера X4, среднеразмерного внедорожника X5 и производного от него спортивного внедорожника X6. В ближайшее время к ним присоединяются новый родстер Z4, купе 8-й серии и люксовый внедорожник BMW X7.
Автомобили BMW
BMW 1-Series 2011-2012
BMW 1500 1962-1964
BMW 1600 GT 1967-1968
BMW 1600-2 1966-1971
BMW 2000 CS 1965-1970
BMW 2002 1968-1975
BMW 2002 Hommage 2016
BMW 2800 1968-1971
BMW 3.0 CSL 1971-1975
BMW 3.0 CSL Hommage 2015
BMW 303 1933-1934
BMW 315/319 1934-1937
BMW 3200 CS 1962-1965
BMW 326 1936-1941
BMW 327 1937-1941
BMW 328 1936-1941
BMW 328 Hommage 2011
BMW 329 1936-1937
BMW 335 1939-1941
BMW 501 1952-1962
BMW 502 1954-1962
BMW 503 1956-1959
BMW 507 1956-1959
BMW 600 1957-1959
BMW 7-Series 1986-1994
BMW 7-Series 2009-2015
BMW 7-Series 2016-н.в.
BMW 700 1959-1965
BMW 8-Series 1989-1999
BMW Dixi 3/15 PS 1928-1932
BMW GINA 2008
BMW H2R 2004
BMW Hurrican 1967
BMW Isetta 1955-1962
BMW M1 1978-1981
BMW M1 Hommage 2008
BMW M2 2015-н.в.
BMW M3 1986-1990
BMW M3 1992-1999
BMW M3 2000-2006
BMW M3 2007-2013
BMW M3 2014-н.в.
BMW M4 2014-н.в.
BMW M5 1985-1988
BMW M5 1988-1995
BMW M5 1998-2003
BMW M5 2004-2010
BMW M5 2011-2016
BMW M5 2017-н.в.
BMW M6 1984-1989
BMW M6 2005-2010
BMW M6 2012-2017
BMW M8 2019-н.в.
BMW Mille Miglia 2006
BMW Nazca 1991
BMW Turbo Concept 1972
BMW Vision ConnectedDrive 2011
BMW Vision EfficientDynamics 2009
BMW Vision M Next 2019
BMW Vision Next 100 2016
BMW X4 2018-н.в.
BMW X5 1999-2003
BMW X6 2009-2014
BMW X6 2015-н.в.
BMW Z1 1988-1991
BMW Z3 1997-2002
BMW Z4 2002-2008
BMW Z4 2009-2016
BMW Z4 2018-н.в.
BMW Z8 2000-2003
BMW Z9 1999-2000
BMW i Vision Dynamics 2017
BMW i8 2014-н.в.
Bayerische Motoren Werke GmbH
1916-1918
BMW AG
1918-н.в.
Подразделения BMW

Фриц Фидлер (1899-1972)

Немецкий автомобильный дизайнер и инженер, ответственный за разработку трёх поколений моделей BMW. Родился в Потсдаме, начинал свою карьеру в фирме Stoewer, а в 1924 г. присоединился к люксовому автопроизводителю Horch. Вскоре получил должность главного инженера и возглавил работы над новой линейкой 8-ми и 12-цилиндровых машин. В 1932 г., когда Horch вошёл в состав Auto Union, Фидлер перешёл в BMW вслед за своим помощником Рудольфом Шлейхером, и сразу был назначен техническим директором. В дальнейшем Шлейхер занимался мотоциклами и руководил гоночным подразделением BMW в Мюнхене, а Фидлер возглавлял все автомобильные проекты в Айзенахе. В 1933 г. он построил рядный 6-цилиндровый двигатель M78 для BMW 303, а в 1936-1939 гг. стал автором конструкции BMW 326, 327 и 328.

Во время войны Фидлер возглавил компанию BMW, но в 1945 г. покинул совет директоров и уехал в Великобританию по приглашению владельца фирмы AFN Г.Дж. Олдингтона. Там он спроектировал дорожное купе Bristol 400 и гоночный родстер Frazer-Nash Le Mans. Через три года вернулся в Германию и после недолгой работы в Opel снова стал главным инженером BMW. Список его творений пополнили BMW 503 и BMW 507, а также введённая в 1961 г. серия New Class, заложившая основу современного модельного ряда. В 1955-1956 гг. служил председателем совета директоров. Активно принимал участие в жизни компании даже после своей отставки в 1966 г. 

Альбрехт фон Гёрц (1914-2006)

Граф Альбрехт фон Гёрц родился в Бруккензене (Нижняя Саксония). Его отец был немецким аристократом, а мать - еврейкой, поэтому в нацистской Германии у него не было перспектив. Поработав клерком в Deutsche Bank в Гамбурге и в частном банке Helbert Wagg & Co. в Лондоне, в 1936 г. эмигрировал в США. Там он начинал как автомойщик, но уже в 1938 г. арендовал гараж в Лос-Анджелесе, чтобы строить модифицированные версии Ford Model A и B. Вскоре он представил на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке аэродинамическое купе под названием Paragon, сделанное на базе Mercury. Однажды, по возвращении с воинской службы, Альбрехт Гёрц ехал на этом автомобиле по улицам Нью-Йорка и по дороге случайно встретил известного дизайнера Раймонда Лоуи. Тот увидел в молодом графе талант и пригласил его на учёбу в специализированный колледж, а затем устроил его на работу в дизайн-студию Studebaker.

В 1952 г. Альбрехт Гёрц открыл в Нью-Йорке собственную фирму Goertz Industrial Design Inc. и начал принимать заказы на оформление часов, велосипедов, кухонных приборов, холодильников, авторучек, мебели и других вещей. Через год он познакомился с импортёром европейских автомобилей Максом Хоффманом, который порекомендовал его в качестве дизайнера для разработки двух спортивных моделей BMW. В результате Гёрц прославился как создатель одного из самых красивых автомобилей в мире - родстера BMW 507, а также купе и кабриолета BMW 503. В 60-е гг. граф также выступал консультантом для компании Nissan, проектировавшей новое спортивное купе совместно с Yamaha. В конце концов его эскизы легли в основу дизайна японских спорткаров Toyota 2000GT и Datsun 240Z.  

Поль Брак (род.1933)

Французский дизайнер, известный своими проектами для Mercedes-Benz, BMW и Peugeot. Начинал карьеру в 1953 г. в фирме Филиппа Шарбонье, подготовившей новый президентский лимузин на базе Citroen. С 1957 по 1967 гг. возглавлял дизайн-студию Daimler-Benz в Зиндельфингене. На этой должности он разработал кузова для таких моделей Mercedes-Benz, как W100 (Mercedes-Benz 600), W113 ("Пагода" SL), W108 и W114/W115. Вернувшись во Францию, Брак стал автором дизайна высокоскоростного поезда TGV. Далее он построил прототипы купе на базе Simca 1100 и BMW 1600 ti. В 1970 г. был назначен директором по дизайну в компании BMW, где спроектировал знаковый концепт-кар BMW Turbo (1972) и люксовый седан 7-й серии. В 1974 г. перешёл в Peugeot, но там его заслуги ограничились оформлением интерьеров моделей 604 и 505. Впоследствии неоднократно был судьёй в Pebble Beach Concours d'Elegance и других подобных мероприятиях. 

BMW 3/20 PS Limousine (1932)
BMW 303 Limousine (1933)
BMW 3/15 PS Ihle 800 (1934)
BMW 315 (1934)
BMW 328 Roadster (1936)
BMW 327 Coupe (1937)
BMW 321 (1947)
EMW 340 (1952)
BMW 507 (1956)
BMW Isetta 250 (1956)
BMW 502 (1957)
BMW 503 Cabriolet (1958)
BMW 700 Coupe (1959)
BMW 1500 (1963)
BMW 2000 (1966)
BMW 2500 (1968)
BMW 1802 Touring (1971)
BMW 3.0 CSi (1971)
BMW 1602 (1973)
BMW 320 Coupe (1975)
BMW 635CSi (1978)
BMW M1 (1978)
BMW 318i Cabriolet (1980)
BMW M535i (1980)
BMW 745i (1980)
BMW 524td (1983)
BMW 324d Sedan (1985)
BMW Z1 (1988)
BMW 850i (1989)
BMW 540i Sedan (1992)
BMW 318ti Compact (1994)
BMW 528i Sedan (1995)
BMW 323i Touring (1998)
BMW Z3 Roadster (1999)
BMW 740i (1999)
BMW 760Li (2003)
BMW Z4 (2005)
BMW 535d Sedan (2005)
BMW X3 (2005)
BMW 650i Coupe (2005)
BMW M3 Coupe (2007)
BMW 120d (2007)
BMW 550i Gran Turismo (2009)
BMW X1 xDrive25d (2012)
BMW i3 (2013)
BMW 335i Gran Turismo (2013)
BMW 435i Gran Coupe (2014)
BMW M235i Cabriolet (2015)
BMW X5 M (2015)
BMW X4 M40i (2015)
BMW 630d xDrive Gran Turismo (2017)
BMW M140i xDrive (2017)
BMW 530e (2017)
Комментарии (1)
2020-07-08 17:56, Гость:
Удалено модератором