Всего на сайте моделей 2917   модификаций  7346

Duesenberg

В 1913 г. немецкие эмигранты Фред и Август Дюзенберги начали строить машины для гонок в Индианаполисе. Благодаря инновационной конструкции шасси и двигателей их деятельность увенчалась серией побед в Indy 500 и французском Гран-при. После окончания Первой мировой войны братья приступили к серийному выпуску дорогих автомобилей, но бизнес у них шёл медленно и не приносил доходов. В 1926 г. фирму выкупил известный предприниматель Эрретт Корд, по инициативе и за деньги которого Фред Дюзенберг создал легендарный Duesenberg J.

Величественный и могучий Duesenberg Model J стал символом высокого статуса и бескомпромиссной роскоши. Это был самый мощный и самый дорогой автомобиль в мире: его рядный 8-цилиндровый двигатель выдавал огромные по тем временам 265 л.с., а одно шасси без кузова стоило $8500. Популярностью модель пользовалась только среди наиболее обеспеченных и известных людей Америки, поэтому на заводе в Оберне (Индиана) было произведено всего 480 единиц. В наши дни Duesenberg J очень высоко ценится коллекционерами: сохранившиеся машины продаются не менее чем за $1 млн.

Лучше автомобиля Duesenberg J мог быть только другой Duesenberg, и таковым стал разработанный в 1931 г. Duesenberg SJ с компрессорным двигателем мощностью 320 л.с. Ещё большей мощностью обладал построенный в 1935 г. в двух экземплярах родстер SSJ, заслуживающий звания первого суперкара. Но к тому времени компания была уже обречена: она закрылась в 1937 г., когда рухнула империя Корда. За 24 года под маркой Duesenberg было выпущено менее 1200 автомобилей.

 

История Duesenberg

1913

Братья немецкого происхождения Фред и Август Дюзенберги основали в Де Мойне (Айова) фирму Duesenberg Motor Company. Они начали бизнес с производства двигателей для самолётов и морских катеров.

1914

Используя конструкцию моторов Maytag-Mason с горизонтальными клапанами, Дюзенберги построили первую машину для соревнований. Она оказалась успешной и в 1914 г. заняла 10-е место в Индианаполисе-500 с гонщиком Эдди Рикенбакером за рулём.

Во время Первой мировой войны Дюзенберги выпускали по лицензии на заводе в Элизабет (Нью-Джерси) авиационные моторы Bugatti U-16. В 1919 г. специально подготовленный автомобиль с таким силовым агрегатом на песках в Дайтоне-Бич разогнался до 250 км/ч.

1919

После войны братья продали завод в Нью-Джерси компании Willys и открыли новое предприятие в Индианаполисе - Duesenberg Automobile & Motors Company. Воспользовавшись образцами моторов Bugatti, они разработали верхнеклапанный

(SOHC) рядный 8-цилиндровый двигатель объёмом 3 л. и мощностью 115 л.с. В 1920 г. оснащённые этим силовым агрегатом болиды заняли 3-е, 4-е и 6-е места в Индианаполисе-500.

Следующим шагом Дюзенбергов должен был стать запуск в производство первого в США серийного автомобиля с рядным 8-цилиндровым двигателем. Однако ни Фред, ни Август ничего не понимали в бизнесе, поэтому они передали все права, патенты и чертежи Ньютону Ван Зандту и Лютеру Ранкину, которые стали соответственно президентом и вице-президентом компании.

1921

Джимми Мерфи на гоночном 8-цилиндровом Duesenberg 183 стал первым американцем, выигравшим Гран-при Франции в Ле-Мане. Следующими достижениями автомобиля были победы в Индианаполисе 500 в 1924, 1925 и 1927 гг.

Первый серийный Duesenberg под названием Model A поступил в продажу по огромной цене $6500. Он имел 4.3-литровый рядный 8-цилиндровый мотор с верхним распредвалом и гидравлические барабанные тормоза на всех колёсах. Успехи гоночных Duesenberg способствовали популярности их дорожной версии, но завод в Индианаполисе не справлялся с таким объёмом производства. Продавались машины очень медленно: с 1921 по 1926 гг. было изготовлено 650 единиц.

1923

В целях рекламы Duesenberg Model A совершает заезд на выносливость протяжённостью 3155 миль (5077 км) по треку Индианаполиса. Это расстояние он преодолел в режиме нон-стоп, дозаправляясь на ходу и останавливаясь с включённым двигателем только для смены колёс. За год компания продала рекордные 140 машин.

1925

Несмотря на спортивные достижения, компания Duesenberg испытывала финансовые трудности и несколько раз находилась на грани закрытия. Когда Ван Зандт и Ранкин вышли из бизнеса, в 1925 г. Фред Дюзенберг переименовал фирму в Duesenberg Motors Corporation и стал её президентом. Пытаясь сохранить предприятие, братья стали искать новых инвесторов.

1926

Спасение компании принёс Эрретт Лоббан Корд - успешный американский бизнесмен, сформировавший крупный промышленный холдинг и державший под контролем марку Auburn. С его помощью в 1926 г. Дюзенберги разработали усовершенствованную версию Model A - Duesenberg Model X. Этот чрезвычайно редкий автомобиль получил удлинённое шасси и с двигателем мощностью 100 л.с. разгонялся до 160 км/ч. Но у Корда были другие планы относительно Duesenberg: он хотел выпустить под этим брендом самый лучший автомобиль в мире. В связи с этим производство Model X было остановлено в 1927 г. после постройки всего 13 экземпляров, из которых до наших дней сохранилось 5.

1928

На свет появился Duesenberg Model J - плод инженерного таланта Фреда Дюзенберга и финансовых возможностей Корда. Американская компания бросила вызов таким знаменитым европейским маркам, как Mercedes-Benz, Rolls-Royce, Hispano-Suiza и Bugatti, и превзошла их всех. Представленный на автосалоне в Нью-Йорке в виде шасси, Duesenberg J стал самым мощным, быстрым и дорогим серийным автомобилем в мире.

Передовая конструкция рядного 8-цилиндрового двигателя объёмом 6876 см3 с двумя верхними распределительными валами и четырьмя клапанами на цилиндр обеспечивала мощность 265 л.с. Моторы выпускались фирмой Lycoming и ставились на шасси с длинной или короткой колёсной базой. Кузова для Duesenberg J изготавливали американские ателье Murphy, Derham, LeBaron, Holbrook, Rollston, Judkins, Weymann и другие. Некоторые клиенты предпочитали кузова зарубежных производителей, другие же заказывали заводской вариант под названием LaGrande.

Шасси Duesenberg стоило огромных денег - $8500, а вместе с кузовом цена доходила до $20000. Большинство автомобилей были построены в 1929-1930 гг., а потом наступила Великая депрессия, и продажи значительно снизились. С 1929 по 1937 гг. было произведено около 480 экземпляров Duesenberg J, и все они попали в руки богатейших американцев.

1932

Фреду Дюзенбергу удалось достичь ещё большей производительности за счёт установки на двигатель Model J центробежного нагнетателя. В результате был создан Duesenberg SJ - сверхдорогой эксклюзивный автомобиль с 8-цилиндровым компрессорным мотором мощностью 320 л.с. Компания выпустила всего 36 таких машин, которые внешне отличались выходящими с правой стороны капота выхлопными коллекторами из нержавеющей стали.

За рулём одного из кабриолетов модели SJ в 1932 г. погибает Фред Дюзенберг. Его брат Август взял на себя обязанности главного инженера, а президентом фирмы стал Гарольд Т. Эймс.

1935

Без Фреда Дюзенберга развитие модели J остановилось, и она постепенно начала устаревать. Duesenberg всё ещё превосходил своих конкурентов по мощности, но его шасси с передней и задней подвеской на рессорах и несинхронизированной 3-ступенчатой коробкой передач уже считалось архаичным. Мода на аэродинамические формы требовала изменения дизайна, но это коснулось только нескольких экземпляров, построенных по индивидуальному заказу.

По инициативе Августа Дюзенберга мощность рядного 8-цилиндрового двигателя Lycoming с нагнетателем была увеличена до невероятных 400 л.с., путём установки двух карбюраторов и новых впускных коллекторов. На заводе построили только три таких мотора. Одним из них был оснащён специальный гоночный автомобиль, предназначенный для скоростных заездов на равнинах Бонневилля. На этом родстере, известном как Mormon Meteor Speedster, гонщик Эб Дженкинс установил мировой рекорд, проехав 24 часа со средней скоростью 217 км/ч.

Два других двигателя были установлены на ультракороткие шасси с заводским кузовом родстер LaGrande. В результате получились два сверхмощных спортивных автомобиля Duesenberg SSJ, которые ради рекламы были проданы самым известным актёрам Голливуда - Гэри Куперу и Кларку Гейблу. В 1935 г. также была разработана модернизированная версия Duesenberg JN с расширенным кузовом от Rollston, меньшими 17-дюймовыми колёсами и задними фонарями в форме пуль.

1937

Компания Duesenberg прекратила своё существование в связи с банкротством корпорации Корда. Последний Duesenberg SJ, заказанный немецким художником Рудольфом Бауэром, был продан в 1940 г. После войны автомобили Duesenberg обесценились: их можно было купить за $300-$400, но с конца 50-х гг. стоимость сохранившихся экземпляров постоянно растёт.

1966

Фриц Дюзенберг (сын Августа) и дизайнер Вирджил Экснер решили возродить довоенную марку. Они создали прототип седана Duesenberg Model D с кузовом от Ghia и двигателем Chrysler. Концепт так и не дошёл до серийного производства из-за отсутствия финансовых средств.

1980

Вторую попытку выпустить современный Duesenberg предприняли Харлан и Кеннетт Дюзенберги, дальние родственники основателей марки. Они использовали шасси Cadillac с 7-литровым инжекторным двигателем V8 мощностью 195 л.с. Кузов седан с традиционной решёткой радиатора, вертикальными сдвоенными прямоугольными фарами и бамперами в форме галстука-бабочки был изготовлен фирмой Lehmann-Peterson. Машину планировалось продавать по цене $100000, но, как и в прошлый раз, на серийный выпуск не хватило денег.

С 1978 по 2000 гг. корпорация Elite Heritage Motors из Висконсина производила реплики Duesenberg J на шасси Lincoln. Было продано менее 100 автомобилей в пяти типах кузова по цене около $225000.

Автомобили Duesenberg
Duesenberg Model A 1921-1926
Duesenberg Model D 1966
Duesenberg Model J 1929-1937
Duesenberg Model X 1926-1927
Duesenberg SJ 1931-1937
Duesenberg SSJ 1935
Duesenberg V12 1936
Duesenberg Motor Company Inc.
1913-1919
Duesenberg Automobile & Motors Corporation of Indianapolis
1920-1925
Duesenberg Motors Corporation
1925-1926
Duesenberg Inc., Cord Corporation
1926-1937

 

Фредерик Дюзенберг (1876-1932, справа) и Август Дюзенберг (1879-1955, слева)

Братья Фред и Август Дюзенберг родились в Германии в г. Липпе, но в 1884 г. вместе с родителями эмигрировали в США, где поселились в Рокфорде (Айова). Они начинали с постройки велосипедов, а с 1900 г. экспериментировали с бензиновыми двигателями. Получив финансирование от адвоката Эдварда Мейсона, в 1905 г. Фред и Август разработали автомобиль с 2-цилиндровым двигателем мощностью 24 л.с. и планетарной коробкой передач. При поддержке Фредерика Мэйтага, крупного производителя стиральных машин, в 1906 г. была создана фирма Maytag-Mason Motor Company. Долго она не продержалась, и в 1913 г. братья начали самостоятельно выпускать авиационные и судовые моторы.

Перебравшись в 1919 г. в Сент-Пол (Индиана), Дюзенберги добились успеха в подготовке гоночных автомобилей для участия в заездах на Indianapolis Speedway. В 1921 г. они организовали серийное производство Duesenberg Model A, для которой Фред изобрёл систему гидравлических тормозов на всех колёсах и первый в США рядный 8-цилиндровый двигатель. Будучи талантливыми конструкторами, Дюзенберги совершенно не умели вести бизнес, поэтому для управления компанией привлекали менеджеров. В конце концов, в 1926 г. они продали предприятие Эрретту Корду, который назначил Фреда вице-президентом Duesenberg. В 1928 г. Фред Дюзенберг создал настоящий шедевр - Duesenberg Model J, самый дорогой и быстрый автомобиль 30-х гг.

Фред не остановился на достигнутом и через 4 года построил ещё более мощный Duesenberg SJ с нагнетателем. В 1931 г. на заседании Общества инженеров автомобильной промышленности он заявил, что скоро все машины будут ездить по шоссе со скоростью 160 км/ч. По иронии судьбы, именно скорость и оказалась для него фатальной. 2 июля 1932 г. на шоссе Lincoln близ Дженнерстауна (Пенсильвания) Фред Дюзенберг перевернулся на своём новом Duesenberg SJ. Он отделался травмой позвоночника и вывихом плеча, но 25 июля умер в больнице от пневмонии.

Август Дюзенберг не ладил с Кордом, поэтому дальнейшее его влияние на развитие компании Duesenberg было минимальным. В 1935 г. он принимал участие в разработке гоночного родстера Mormon Meteor, на котором Эб Дженкинс установил 24-часовой рекорд скорости. После банкротства корпорации Корда Август Дюзенберг неоднократно пытался возродить марку Duesenberg, но безрезультатно. 

Duesenberg Indy 500 Race Car (1921)
Duesenberg Model A Touring (1923)
Duesenberg Speedway Car (1925)
Duesenberg Model X McFarlan Speedster (1927)
Duesenberg Model J Murphy Convertible Sedan (1929)
Duesenberg Model J LaGrande Torpedo Phaeton (1935)
Duesenberg SJ Bohman & Schwartz Town Car (1936)
Duesenberg II (1980)
Комментарии (0)