Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7398

Lancia

Компания Lancia была основана в 1906 г. итальянским гонщиком и изобретателем Винченцо Лянчей. С самого начала её владелец не следовал по проторенной дороге, а становился первопроходцем в различных областях автомобильного конструирования. Это помогало моделям Lancia всегда находится впереди своего времени и быть востребованными среди любителей инноваций. На Lancia впервые в Италии или даже в Европе получили применение такие изобретения, как электрический стартер и фары (1913), двигатель V4 с узким блоком и одним верхним распредвалом (1922), независимая свечная подвеска передних колёс (1922), передние и задние двери без центральных стоек (1933), 5-ступенчатая коробка передач (1948), двигатель V6 (1950) и передний привод (1960). Но самой передовой машиной этой марки стала Lancia Lambda (1922-1931) - первый в мировой практике автомобиль с несущим цельнометаллическим кузовом. До 1931 г. модели Lancia обозначались буквами греческого алфавита, а затем им давали названия дорог, ведущих в Рим.

Традиция, заложенная Лянчей, была продолжена и после его смерти в 1937 г., когда управление фирмой перешло к его вдове и сыну. К началу 50-х гг. относятся первые достижения Lancia в автоспорте: спортивная модель Aurelia GT успешно выступала в гонках на выносливость и международных ралли, а одноместный переднемоторный болид Lancia D50 показал отличные результаты в Формуле-1. Все послевоенные автомобили Lancia продавались как с заводскими несущими кузовами, так и в виде отдельных шасси, на которых итальянские кузовные ателье строили небольшие серии спортивных купе и кабриолетов. Эта практика, распространённая вплоть до конца 70-х гг., породила много необычных машин, таких как Lancia B24 Spyder (1954-1955), которая сделала марку Lancia известной на американском рынке. Однако заводы Lancia никогда не были рассчитаны на массовое производство, так как её прогрессивные автомобили имели высокую себестоимость и требовали особого внимания к сборке. Это в конечном итоге и повлияло на конкурентоспособность компании.

В 1969 г. фирму Lancia, с 1956 г. принадлежавшую семье Песенти, за символическую сумму выкупил концерн Fiat. Присоединение к крупному автопроизводителю помогло Lancia спастись от банкротства и завоевать новые сегменты рынка, но лишило её автомобили индивидуальности. В 70-е и 80-е гг. в сотрудничестве с Bertone и Pininfarina были созданы центральномоторные спорткары Lancia Stratos и Lancia 037, которые доминировали в раллийных гонках, но не смогли привлечь достаточно покупателей. Более успешной в коммерческом плане оказалась Lancia Delta HF Integrale, с 1987 по 1992 гг. одержавшая шесть побед в чемпионате WRC.

В 90-е гг. спортивная слава марки ушла в прошлое, а качество производства стало посредственным. На продажах отразился и кризис в Fiat Group, препятствовавший разработке новых моделей. После объединения Fiat и Chrysler в 2011 г. модели Chrysler продавались в Европе под брендом Lancia, но эта идея обернулась провалом. Сейчас Lancia выпускает только одну модель - субкомпактный хэтчбэк Ypsilon - и дальнейшее существование марки находится под вопросом.

 

История Lancia

1906

Бывшие гонщики из команды Fiat Винченцо Лянча и Клаудио Фоджолин открывают в Турине автомобильную фабрику Lancia & C. Спустя год, в сентябре 1907 г., они представили свою первую модель Lancia 12HP (Tipo 51). Это был инновационный для своего времени автомобиль, оснащённый надёжным и отзывчивым рядным 4-цилиндровым мотором объёмом 2545 см3 и мощностью 28 л.с., 4-ступенчатой механической коробкой передач, приводным валом на задние колёса и лёгкой трубчатой передней осью. Впоследствии, когда Лянча догадался обозначать свои машины буквами греческого алфавита, Lancia 12HP была задним числом переименована в Lancia Alfa.

За два года (1907-1908) фирма построила 131 автомобиль, из них 23 экземпляра приходилось на вторую модель 18/24HP Dialfa, под капотом у которой стоял 3.8-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью 40 л.с., состоявший из трёх блоков по два цилиндра. Далее последовали 4-цилиндровые модели 15/20HP Beta (3.1 л, 34 л.с.) и 20HP Gamma (3.5 л, 40 л.с.). Продажи выросли до 150 единиц в 1909 г. и 258 единиц в 1910 г. Ранние автомобили Lancia прославились победами в своём классе в нескольких американских гонках, восхождениях на холмы во Франции и Британии, 3-м местом в общем зачёте в Targa Florio 1909 г. и 2-м местом в Туре по Сицилии 1912 г.

1911

На новом большом заводе на Виа Монджиневро начинается производство следующих трёх моделей с индексом 20/30 HP: Delta, Epsilon и Eta. Они оснащались одинаковым рядным 4-цилиндровым мотором с боковыми клапанами, объёмом 4080 см3 и мощностью 60 л.с., но различались длиной колёсной базы и кузовами. В это же время компания приступает к выпуску грузовиков и выходит на американский рынок.

1912

Представлена младшая модель в линейке, Lancia 12/15HP Zeta. Её рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 2620 см3 и мощностью 30 л.с. соединялся с необычной 2-ступенчатой механической трансмиссией с двумя отношениями конечной передачи. Общий объём продаж за год достигает 400 машин.

1913

Lancia 25/35HP Theta становится первым европейским серийным автомобилем, в стандартную комплектацию которого входили электрические фары и электростартер. Это была лёгкая и быстрая машина с 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем объёмом 4942 см3. Она оставалась в производстве до 1918 г., и за это время было продано 1696 единиц. В годы Первой мировой войны компания строила для итальянской армии бронеавтомобили Lancia 1Z.

1919

После отставки Фоджолина Винченцо Лянча получает полный контроль над бизнесом. Спрос на дорогие автомобили после войны падает, расширившийся завод простаивает, и Лянча отказывается от разработанных в 1918-1919 гг. проектов люксовых машин с моторами V8 и V12. Вместо этого он запускает в продажу Lancia Kappa - модель среднего класса, оснащённую 4.9-литровым рядным 4-цилиндровым двигателем с боковыми клапанами и съёмной головкой блока, мощностью 70 л.с., и стандартными металлическими колёсными дисками. Она принесла компании успех на рынке: в 1920 г. продажи превысили 1000 единиц.

1921

У Lancia Kappa появляется спортивная версия Dikappa, с верхнеклапанным мотором того же объёма мощностью 87 л.с. Она продержалась в производстве всего год, а затем её место заняла люксовая модель Lancia Trikappa, на которой фирма впервые применила V-образный силовой агрегат - верхнеклапанный V8 SOHC с углом развала 14°, объёмом 4594 см3 и мощностью 98 л.с. До 1925 г. было выпущено 847 единиц Trikappa.

1922

На автосалонах в Париже и Лондоне представлен самый прогрессивный автомобиль 20-х гг. - Lancia Lambda. Она получила первый в истории автомобилестроения кузов несущей конструкции, запатентованный Винченцо Лянчей в 1918 г. Это был 4-дверный фаэтон (Torpedo) с пространственным трубчатым каркасом, в котором были проделаны небольшие вырезы для дверей. Кроме того, Lancia Lambda оснащалась необычным двигателем V4 SOHC с углом развала 13°, алюминиевым блоком и верхними клапанами, объёмом 2121 см3 и мощностью 49 л.с. (позже он был увеличен до 2375 и 2569 см3), а также независимой передней подвеской свечного типа и механическими барабанными тормозами на всех четырёх колёсах.

Lancia Lambda выпускалась с 1922 по 1931 гг., и за это время было построено около 13000 единиц. В Италии модель стоила достаточно дорого - 43000 лир - поэтому не менее 40% машин шли на экспорт. Тем самым Lambda принесла марке мировую славу, полностью оправдавшую рискованную затею Винченцо Лянчи выйти на рынок с автомобилем, опережающим своё время.

1928

По мере увеличения объёмов производства завод в Турине расширяется, на нём начинает работать конвейер. Параллельно компания увеличивает количество дилерских центров и открывает представительства в США (Lancia Motors of America), Англии (Lancia England) и Франции (Lancia Automobiles). В 1930 г. фирма Lancia была преобразована в акционерное общество, но её контрольный пакет акций остался в семье Лянча.

Понимая нецелесообразность использования несущего кузова в конструкции люксового автомобиля, Винченцо Лянча разработал модель с отдельной рамой - Lancia Dilambda. Она получила узкоблочный двигатель V8 объёмом 3958 см3 и мощностью 100 л.с., независимую переднюю подвеску и механические тормоза с сервоприводом. Dilambda оставалась флагманской моделью Lancia до 1935 г., и за это время было продано 1685 единиц.

1931

На смену Lancia Lambda приходит Lancia Artena - автомобиль среднего класса с двигателем V4 объёмом 1924 см3 и мощностью 55 л.с. Он стал известен своей надёжностью: на испытаниях ему удалось преодолеть 100000 км без серьёзных поломок. Второй моделью, представленной на Парижском автосалоне 1931 г., стала Lancia Astura, оснащённая 2.6-литровым мотором V8 мощностью 72 л.с. Обе машины имели отдельное шасси с Х-образной поперечиной и независимой передней подвеской, которое можно было приобрести как в голом виде, так и с заводским 4-дверным кузовом седан. Названия Artena и Astura обозначали уже не буквы греческого алфавита, а исторические места в окрестностях Рима. Всего было произведено около 5500 единиц Lancia Artena (1931-1936) и менее 3000 единиц Lancia Astura (1931-1939).

1933

Lancia возвращается к несущей структуре кузова на новой компактной модели Augusta. Это был заводской 4-дверный седан с крышей без центральных стоек, у которого двери открывались в разные стороны по принципу гардеробного шкафа, облегчая посадку на задние сидения. Автомобиль также получил гидравлические барабанные тормоза на всех колёсах и 1.2-литровый двигатель V4 мощностью 35 л.с.

1934

Компания открывает завод во французском городе Боней-сюр-Марн для сборки моделей Augusta и Aprilia, которые на местном рынке назывались соответственно Lancia Belna и Lancia Ardennes. Предприятие оказалось неприбыльным: до начала войны там было построено не более 4600 машин.

1937

У Lancia появляется ещё один инновационный продукт - Lancia Aprilia. Спроектированный с участием Баттисты Фарины и протестированный в аэродинамической трубе Туринского политехнического института, этот автомобиль получил несущий аэродинамический кузов седан в форме перевёрнутой лодки, с крышей типа фастбэк. Другие новшества - независимая задняя подвеска на торсионах и алюминиевый двигатель V4 с полусферическими камерами сгорания, объёмом 1352 см3 и мощностью 47 л.с. (с 1939 г. - 1486 см3 и 48 л.с.). Машина отлично зарекомендовала себя в гонках, практически не имея конкурентов в своём классе. Она оставалась в производстве до 1949 г., и за это время было продано 27836 единиц. К сожалению, Aprilia стала последним проектом Винченцо Лянчи, который не дожил до её официального дебюта. После его смерти фирму возглавила его вдова Адель, а в 1947 г. она передала управление своему 23-летнему сыну Джанни Лянча.

1939

Накануне войны начинается производство компактной модели Lancia Ardea - той же Aprilia, только в меньшем масштабе. Кузова у этих машин были почти неотличимы, но Ardea имела неразрезной задний мост на листовых рессорах и экономичный мотор V4 объёмом 903 см3 и мощностью 28 л.с. Она стала популярной в годы послевоенного кризиса, и выпускалась в виде удлинённого седана для такси, фургона и пикапа. Всего с 1939 по 1953 гг. компания построила почти 32000 единиц.

1945

Lancia восстанавливает завод в Турине, пострадавший от бомбардировок союзников, и возвращается на рынок с двумя довоенными моделями: Aprilia и Ardea.

1948

Lancia Ardea становится первым автомобилем в мире, оснащённым 5-ступенчатой механической коробкой передач.

1950

Витторио Яно, назначенный главным конструктором Lancia в 1938 г., и инженер Франческо де Вирджилио разрабатывают первый в истории автомобилестроения серийный двигатель V6. Этот мотор был установлен на новую модель среднего класса Lancia Aurelia, заменившую Aprilia. Кроме современного понтонного трёхобъёмного кузова седан, автомобиль получил 4-ступенчатую механическую коробку передач в одном блоке с дифференциалом, сцеплением и задними тормозными барабанами. Таким образом удалось достичь идеального распределения веса и управляемости. В первоначальной модификации B10 Aurelia оснащалась полностью алюминиевым мотором V6 SOHC объёмом 1754 см3 и мощностью 56 л.с., но в последующие годы стали доступны 2-литровые версии B21 и B22 мощностью 75 и 90 л.с. соответственно. Машину можно было приобрести и в виде шасси (B50, B51, B52 или B53), чтобы воспользоваться услугами кузовных ателье. Так, фирма Pinin Farina в 1950-1952 гг. строила 4-местные кабриолеты на платформе B50.

1951

За седаном Aurelia B10 последовала его спортивная модификация с кузовом фастбэк-купе от Pinin Farina - Aurelia GT (B20). Она оснащалась двигателем V6 объёмом 1991 см3 и мощностью 75 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 160 км/ч. Эта модель помогла компании Lancia вернуться в автоспорт: в 1951 г. она заняла 2-е место в общем зачёте в Mille Miglia и 1-е место в своём классе в Ле-Мане, а в 1952 г. - 1-е, 2-е и 3-е места в Targa Florio.

1953

У Lancia Aurelia появляется младшая сестра Appia, сменившая на конвейере модель Ardea. Её несущий понтонный кузов седан был таким же, как у Aurelia, но с меньшими габаритами. Под капотом был установлен новый двигатель V4 с углом развала 10°, оборудованный двумя нижними распределительными валами, один из которых руководил через толкатели всеми впускными клапанами, а второй - всеми выпускными. При объёме 1089 см3 этот мотор развивал 38 л.с., а на второй серии (1956-1959) - 43 л.с. Несмотря на ряд инноваций, Appia имела и много недостатков, среди которых - легко мнущиеся алюминиевые бамперы. Это никак не оправдывало её высокую для своего класса стоимость, и продажи оставляли желать лучшего, даже после увеличения в 1956 г. колёсной базы и пространства в салоне.

Гоночные успехи серийного купе Aurelia GT заставили Джанни Лянча создать заводскую гоночную команду с эмблемой в виде бегущего слона. Первой спортивной разработкой Витторио Яно на должности главного конструктора Lancia стала Lancia D20 Berlinetta, оснащённая 3-литровым двигателем V6 мощностью 217 л.с. Это было двухместное купе с пространственным каркасом из тонких труб, изготовленное в 1952 г. фирмой Pinin Farina. В 1953 г. оно заняло 3-е место в Mille Miglia и одержало победу в Targa Florio. В том же году Лянча преобразовал его в 3.3-литровый родстер D24, на котором Хуан Мануэль Фанхио выиграл гонку Carrera Panamericana 1953 г., где 2-е место тоже заняла Lancia D24, а третье - предшествовавший ей прототип Lancia D23. В 1954 г. последовали ещё две громких победы - в Mille Miglia и Targa Florio. Затем была создана более мощная 3.7-литровая версия D25 с аэродинамическим кузовом, но она уже не смогла ничего добиться, поскольку Lancia покинула чемпионат спортивных автомобилей ради участия в Формуле-1.

1954

Витторио Яно создаёт одноместный болид Lancia D50, оснащённый расположенным спереди 2.5-литровым двигателем V8 и двумя бензобаками, которые свисали по бокам кузова, заполняя пространство между передними и задними колёсами. Автомобиль дебютировал на Гран-при Испании 1954 г. и выиграл пять второстепенных Гран-при в 1955 г., но затем произошла авария, в которой погиб известный гонщик Альберто Аскари. После этого Джанни Лянча объявил о прекращении гоночной программы Lancia и подал в отставку с поста председателя совета директоров. Таким образом, семья Лянча была отстранена от руководства компанией, и контрольный пакет акций перешёл к группе Pesenti. Что касается шести болидов Lancia D50, то их бесплатно отдали команде Ferrari, и в 1956 г. на одном из них, обозначенном как Ferrari-Lancia D50, Хуан-Мануэль Фанхио завоевал титул чемпиона Формулы-1.

Тем временем серийная Lancia Aurelia GT (B20), теперь с 2.5-литровым двигателем V6 мощностью 118 л.с., побеждает в ралли Монте-Карло. В этом же году в линейке Aurelia появляется модификация B24 Spyder - элегантный двухместный родстер с панорамным лобовым стеклом, построенный фирмой Pinin Farina на укороченной платформе Lancia Aurelia GT. Она была нацелена на американский рынок, поэтому выпускалась как с правым, так и с левым рулём. В 1956-1958 гг. её сменила более цивилизованная версия Aurelia B24 Convertible, оборудованная полноценными дверями, боковыми стёклами и мягкой крышей. Всего было продано 240 единиц B24 Spyder и 521 единица B24 Convertible.

1957

На автосалоне в Женеве представлена люксовая модель Lancia Flaminia, разработанная под руководством нового технического директора Антонио Фессия. Она была гораздо больше, чем её предшественница Aurelia, но оснащалась таким же двигателем V6 SOHC объёмом 2458 см3 и мощностью 110 л.с. (с 1963 г. его объём был увеличен до 2775 см3, а мощность - до 128 л.с.). Впоследствии в стандартную комплектацию вошли дисковые тормоза на всех колёсах, а в список опций - автоматическое сцепление Saxomat. Но главной особенностью Flaminia был её дизайн, спроектированный фирмой Pininfarina. Несущий кузов Berlina (седан) или Coupe отличался чистыми линиями и плоскими боковинами, которые вошли в моду только в 60-е гг. Двухдверные версии продавались лучше, чем формальные седаны, поэтому в 1959 г. в заводской каталог вошли специальные модификации: GT и Convertible от ателье Touring и обтекаемое купе Sport от Zagato.

Компактная Lancia Appia начиная с 1957 г. тоже была доступна в виде отдельного шасси, на котором строились стандартизированные спортивные кузова: купе 2+2 от Pininfarina, двухместный кабриолет от Vignale и двухместное аэродинамическое купе от Zagato. Все они оснащались форсированным 1.1-литровым мотором V4 мощностью 53 л.с. Самыми быстрыми были алюминиевые купе от Zagato: они успешно выступали в итальянском чемпионате GT, а в 1957 г. заняли первые три места в своём классе в гонке Mille Miglia. Что касается базового седана Appia, то он в 1959 г. был модернизирован, и мощность его 1.1-литрового мотора повысили до 48 л.с. Всего с 1953 по 1963 гг. было продано 107024 единицы Lancia Appia всех модификаций.

1960

Lancia Flavia, заполнившая ценовую нишу между моделями Appia и Flaminia, становится первым итальянским автомобилем с передним приводом. Спроектированная Антонио Фессией, она получила 1.5-литровый оппозитный 4-цилиндровый двигатель OHV водяного охлаждения, мощностью 78 л.с., который был установлен в переднем свесе. Кроме того, Flavia имела дисковые тормоза Dunlop на всех колёсах и независимую переднюю подвеску на поперечных рычагах неравной длины. Единственным заводским кузовом для Flavia был 4-дверный седан в коробчатом стиле, с овальной решёткой радиатора и сдвоенными круглыми фарами. С 1962 г. модель была доступна и в спортивных версиях от ведущих итальянских ателье: купе 2+2 от Pininfarina, кабриолет от Vignale и футуристическое обтекаемое купе от Zagato. Все они оснащались 1.8-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 105 л.с.

1963

На смену модели Appia приходит переднеприводная Lancia Fulvia, оснащённая 1.1-литровым двигателем V4 DOHC, установленным под наклоном 45°, и дисковыми тормозами Dunlop на всех колёсах. 4-дверный седан был представлен на Женевском автосалоне 1963 г., а в 1965 г. в Турине дебютировали спортивные версии: купе 2+2 от дизайнера Lancia Пьеро Кастаньело и 3-дверное алюминиевое купе от дизайнера Zagato Эрколе Спада. Производство Lancia Fulvia стартует на новом заводе в Чивассо, а на старой фабрике в Борго-Сан-Паоло продолжается сборка седанов и купе Flaminia.

1969

В связи с падением продаж и ежегодными многомиллионными убытками фирма Lancia принимает предложение о слиянии с концерном Fiat. Это была взаимовыгодная сделка, положившая начало новому этапу в истории марки Lancia.

У Lancia Fulvia Coupe появляется модификация Rallye 1.6 HF с двигателем V4 объёмом 1584 см3 и мощностью 115 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Эта машина получила омологацию FIA и стала выступать в ралли в составе заводской команды HF Squadra Corse во главе с Чезаре Фиорио. Благодаря ей Lancia в 1972 г. выиграла Кубок конструкторов в Международном чемпионате по ралли.

1971

Модернизированная Lancia Flavia с увеличенным до 1991 см3 оппозитным 4-цилиндровым двигателем мощностью 115 л.с. (с карбюратором) или 125 л.с. (с впрыском топлива) была переименована в Lancia 2000. Доступная с заводским кузовом седан или в виде купе от Pininfarina, она выпускалась до 1975 г.

1972

Первой моделью, разработанной под руководством Fiat, становится Lancia Beta. Таким образом, фирма вернулась к обозначению автомобилей буквами греческого алфавита, введённому Винченцо Лянчей. Технически Beta была основана на переднеприводной платформе с независимой подвеской Макферсона и дисковыми тормозами на всех колёсах. Она оснащалась рядными 4-цилиндровыми двигателями DOHC от Fiat объёмом 1.6, 1.8 и 2.0 л. Четырёхдверный аэродинамический кузов фастбэк-седан спроектировал дизайнер Джампаоло Боано. В 1973 г. к нему присоединилась версия купе 2+2, а в 1975 г. - 2-дверная тарга Beta Spyder и 3-дверный универсал Beta HPE.

1973

На гоночные трассы выходит Lancia Stratos - результат сотрудничества компаний Lancia, Ferrari и Bertone. Это центральномоторное купе с клиновидным кузовом от Марчелло Гандини и двигателем Ferrari Dino V6 объёмом 2418 см3 и мощностью 190 л.с. стало легендой раллийных гонок. На счету Stratos три победы в Чемпионате мира по ралли: в 1974, 1975 и 1976 гг. Но производство серии из 500 таких машин, необходимых для омологации в Группе-4, обернулось для Lancia коммерческой катастрофой. Большинство построенных экземпляров Lancia Stratos не могли продать до 1978 г., зато теперь все они являются коллекционной ценностью.

1975

Ателье Pininfarina создаёт на основе Lancia Beta центральномоторный заднеприводный спорткар Lancia Montecarlo, оснащённый поперечно расположенным рядным 4-цилиндровым мотором объёмом 1995 см3 и мощностью 120 л.с. С 1975 по 1981 гг. было продано 7798 единиц. В США эта модель комплектовалась 1.8-литровым двигателем и называлась Lancia Scorpion.

1976

У Lancia появляется новый флагман - автомобиль бизнес-класса Lancia Gamma. Построенный на переднеприводной платформе, он был доступен с оппозитными 4-цилиндровыми двигателями объёмом 1999 см3 (115 л.с.) или 2484 см3 (140 л.с.), в паре с 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Два типа кузова - 4-дверный фастбэк-седан и 2-дверное купе - были разработаны в ателье Pininfarina. До 1984 г. было построено 15272 седана и 6790 купе.

1980

Компактный 5-дверный хэтчбэк Lancia Delta, представленный годом ранее на автосалоне во Франкфурте, получил титул "Европейский автомобиль года". Его дизайн разработал Джорджетто Джуджаро из ателье Italdesign, а под капотом параллельно ведущей оси устанавливались рядные 4-цилиндровые двигатели объёмом 1301 см3 (75 л.с.) или 1498 см3 (85 л.с.). За первый год было продано 43000 единиц, а в 1981 г. - уже 100000 единиц. Тем временем на базе модели Beta был создан 4-дверный трёхобъёмный седан Lancia Trevi (1980-1984).

1982

Небольшой семейный седан Lancia Prisma (1982-1989), спроектированный Джуджаро, заменяет старую модель Beta. Кроме традиционных бензиновых моторов Fiat Twin Cam, он предлагался с 1.9-литровым дизельным двигателем мощностью 65 или 80 л.с. (с турбонаддувом).

В Группе-В чемпионата WRC начинает выступать специальный ралли-кар Lancia 037, спроектированный совместно с Abarth. В целях омологации было выпущено 200 таких машин, и все они оснащались 2-литровым 4-цилиндровым компрессорным двигателем DOHC мощностью 205 л.с., расположенным поперечно рядом с ведущей задней осью. В 1983 г. Lancia 037 выиграла зачёт производителей Чемпионата мира по ралли.

1984

Новой престижной моделью компании становится Lancia Thema, построенная на универсальной переднеприводной платформе, общей с Saab 9000, Fiat Croma и Alfa Romeo 164. Кузов седан был оформлен в ателье Italdesign, а универсал - в Pininfarina. На выбор предлагались два бензиновых силовых агрегата: 2-литровый 4-цилиндровый и 2.8-литровый V6, а также 2.5-литровый турбодизель.

1985

После того, как компания Fiat отказалась от бренда Autobianchi, новая модель этой фирмы поступила в продажу как Lancia Y10. Это был практичный 3-дверный сити-кар, который особенно нравился женщинам. До 1992 г. было продано около 850000 единиц.

1987

В связи с запретом раллийной Группы-В Lancia вступает в гоночное соперничество в другой категории - Группе-А. Для этого она разработала полноприводную модификацию хэтчбэка Lancia Delta, получившую название Delta HF Integrale. В 1987-1989 гг. она оснащалась 8-клапанным рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 1995 см3 и мощностью 185 л.с., а с 1989 г. - 16-клапанным мощностью 200 л.с. Этот автомобиль выиграл Кубок конструкторов WRC рекордные шесть раз подряд, с 1987 по 1992 гг., одержав победу в общей сложности в 46-ти раллийных гонках.

1989

В качестве замены для Prisma компания Lancia совместно с институтом I.DE.A разрабатывает новый седан сегмента D - Lancia Dedra. Это был недорогой переднеприводный автомобиль с большим списком дополнительного оборудования, куда среди прочего входили электропривод зеркал и передних сидений, климат-контроль, бортовой компьютер, система ABS и подушки безопасности. С 1989 по 2000 гг. было произведено 418000 единиц, включая универсалы.

1994

Несмотря на коммерческий успех модели Dedra, в 90-е гг. продажи Lancia сильно сократились, что объяснялось иностранной конкуренцией, ухудшением качества сборки и уходом команды Lancia из автоспорта. Завод в Чивассо был продан, и все автомобили Lancia теперь выпускались там же, где и Fiat. На этом фоне были созданы второе поколение компактного хэтчбэка Delta (1993-1999), седан, купе и универсал бизнес-класса Lancia Kappa (1994-2000), минивэн Lancia Zeta (1994-2001) и сити-кар Lancia Ypsilon (1995-2003).

1999

В новое тысячелетие Lancia вошла с автомобилем D-сегмента Lancia Lybra, основанным на модифицированной платформе Alfa Romeo 156. Машина предлагалась с кузовом седан или универсал и имела круглые фары. Вместе с ней продолжали выпускаться модели Ypsilon и Kappa, но дальнейшее расширение линейки было приостановлено в связи с финансовым кризисом в Fiat Group. На протяжении следующего десятилетия руководство Fiat отводило марке Lancia роль престижного бренда, в то время как Alfa Romeo приобрела спортивный имидж.

2002

В продажу поступил седан E-сегмента Lancia Thesis (2002-2009). Его спорный дизайн, впервые показанный в 1998 г. на концепт-каре Lancia Dialogos, совмещал в себе форму современного автомобиля с неоклассическими элементами вроде решётки радиатора в виде щита и выпуклых фар. Lancia Thesis была переднеприводной и оснащалась 2.4-литровым 5-цилиндровым двигателем мощностью 170 л.с., 3-литровым V6 мощностью 215 л.с., 3.2-литровым V6 мощностью 230 л.с. или 2.4-литровым 5-цилиндровым турбодизелем мощностью 150 л.с. Продажи были невысокими, несмотря на то, что Lancia Thesis использовалась как правительственный автомобиль: на ней ездили президент Италии Джорджо Наполитано и Папа Римский Иоанн Павел II. Вслед за Thesis на рынке появились минивэны Phedra (2002-2010) и Musa (2004-2012) и второе поколение субкомпактного хэтчбэка Ypsilon (2004-2010).

2008

Lancia возрождает имя Delta в качестве названия для стильного 5-дверного хэтчбэка C-сегмента. Построенный на переднеприводной платформе Fiat C, он оснащался 4-цилиндровыми 16-клапанными двигателями с турбонаддувом: бензиновыми объёмом 1.4 или 1.8 и дизельными объёмом 1.9 и 2.0 л. В 2010 г. Delta стала первым автомобилем в мире с заводской матовой окраской кузова.

2011

После объединения компаний Fiat и Chrysler образовался концерн FCA, частью которого и стала Lancia. Это означало, что вся дилерская сеть Chrysler в Европе перешла под контроль Fiat, и теперь автомобили Chrysler продавались там под маркой Lancia. Благодаря этому в модельном ряду Lancia появились три новых машины: престижный седан Lancia Thema (двойник Chrysler 300), кабриолет Lancia Flavia (двойник Chrysler 200) и минивэн Lancia Voyager (двойник Chrysler Voyager). Они выпускались всего три года, и в 2014 г. из-за низких продаж были сняты с производства. Таким образом, план реорганизации FCA провалился.

2018

На сегодняшний день единственной моделью Lancia является субкомпактный хэтчбэк Ypsilon третьего поколения, разработанный на платформе Fiat 500, который выпускается с 2011 г. Сейчас он продаётся только в Италии. Дальнейшая судьба марки остаётся неопределённой, и пока введение новых автомобилей не планируется. В 2011 г. начался снос исторической штаб-квартиры и музея Lancia на Борго Сан-Паоло в Турине.

Автомобили Lancia
Lancia Appia 1953-1963
Lancia Aprilia 1937-1949
Lancia Ardea 1939-1953
Lancia Astura 1931-1939
Lancia Augusta 1933-1936
Lancia Aurelia 1950-1958
Lancia Belna 1934-1937
Lancia Beta 1975-1981
Lancia Delta 1985-1994
Lancia Dilambda 1928-1935
Lancia Flaminia 1957-1970
Lancia Flavia 1960-1971
Lancia Fulvia 1963-1976
Lancia Lambda 1922-1931
Lancia Rally 037 1982-1983
Lancia Stratos 1973-1978
Lancia Stratos Sibilo 1978
Lancia Stratos Zero 1970
Lancia & C. Fabbrica Automobili
1906-1969
Lancia Automobiles SpA, Fiat Group
1969-2014
Lancia Automobiles SpA, FCA NV
2014-н.в.

 

Винченцо Лянча (1881-1937)

Винченцо Лянча был младшим сыном итальянского бизнесмена Джузеппе Лянчи, в своё время обеспечившего пропитанием всё население Аргентины. Он родился в посёлке Фобелло недалеко от Турина. С детства Винченцо увлекался техникой и различными механизмами, что и заставило его впоследствии отказаться от карьеры бухгалтера. С 17 лет он занимался деловодством на фирме Джованни Чейрано, занимавшегося импортом велосипедов в Турине. Когда Чейрано стал одним из учредителей автомобильной компании Fiat, Лянча устроился у него водителем-испытателем. Научившись отменно управлять автомобилем, с 1900 г. Винченцо начал выступать на Fiat в гонках. В 1906 г. на первом Гран-при Франции в Ле-Мане он проехал первый круг за 53 минуты 42 секунды, а затем в том же году выиграл Золотой кубок в Милане на Fiat 28/40HP. Тогда же, в возрасте 25 лет, Винченцо Лянча объединил свои усилия с коллегой-гонщиком Клаудио Фоджолином и основал собственный автомобильный бизнес. Под его руководством было создано много инновационных моделей, в том числе Lancia Lambda - первый в мире автомобиль с несущим кузовом и двигателем V4. В 1937 г., незадолго до дебюта новой модели Aprilia, 55-летний Лянча умер от сердечного приступа. Управление компанией взяла на себя его вдова Адель, а в 1950 г. должность директора перешла к его сыну Джанни Лянча. 

Lancia Alfa 12HP Limousine (1907)
Lancia Epsilon Corsa (1911)
Lancia Theta Runabout (1913)
Lancia Lambda Torpedo (1928)
Lancia Augusta (1933)
Lancia Artena Berlina (1934)
Lancia Aprilia (1937)
Lancia Aprilia Torpedo Coloniale (1941)
Lancia Aurelia GT (1953)
Lancia Aurelia B12 (1954)
Lancia D24 Spyder Sport (1954)
Lancia Aurelia B24 Spyder (1955)
Lancia Florida II (1957)
Lancia Flaminia Berlina (1958)
Lancia Appia GTE (1960)
Lancia Flaminia Sport (1962)
Lancia Flavia Berlina (1967)
Lancia Fulvia Coupe 1600 HF Corsa (1970)
Lancia 2000 Berlina (1971)
Lancia Stratos Group 4 (1972)
Lancia Beta (1975)
Lancia Gamma Coupe (1976)
Lancia Delta (1979)
Lancia Trevi (1983)
Lancia Thema 8.32 (1986)
Lancia Y10 (1989)
Lancia Dedra (1989)
Lancia Hyena (1992)
Lancia Y (1996)
Lancia Kappa Coupe (1997)
Lancia Lybra (1999)
Lancia Thesis (2002)
Lancia Thema (2011)
Lancia Ypsilon (2015)
Комментарии (0)