Всего на сайте моделей 2850   модификаций  7210

Russo-Baltique

Руссо-Балт - дореволюционная российская марка, принадлежавшая Русско-Балтийскому вагонному заводу в Риге. В период с 1909 по 1918 гг. на этом заводе выпускались люксовые автомобили (в основном копии моделей бельгийской фирмы Fondu и немецкой Rex-Simplex) и грузовики (копии Arbenz). Самой известной была модель Руссо-Балт С24, успешно выступавшая в ралли Монте-Карло и в автопробеге Санкт-Петербург - Севастополь. Всего в Риге было произведено около 500 машин. Во время Первой мировой войны автомобильный отдел Руссо-Балт был эвакуирован в Москву, а в 1918 г. Совет Народных Комиссаров национализировал его и переименовал в Первый государственный бронетанковый завод. Там в 1922-1926 гг. построили ещё 27 машин, известных как Промбронь-С.
 

История Russo-Baltique
1908 Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) был основан в 1874 г. на базе филиала немецкой компании Van der Zypen & Charlier, которая в 1869 г. получила большой заказ на поставку железнодорожных вагонов для Российской Империи и решила организовать производство в Риге - крупном промышленном центре, столице Лифляндской губернии. К началу XX века завод выпускал свыше 5000 вагонов в год. В 1906 г. он вошёл в синдикат "Продвагон", объединивший всю вагоностроительную промышленность царской России. К началу Первой мировой войны завод состоял из 50-ти цехов на площади 20 га, имел до 4000 сотрудников и находился под контролем Русско-азиатского банка.

В 1908 г. по инициативе председателя правления Михаила Владимировича Шидловского на Русско-Балтийском вагонном заводе был создан автомобильный отдел. Его возглавил Иван Александрович Фрязиновский, а на должность главного конструктора пригласили 26-летнего инженера бельгийской фирмы Fondu Жульена Поттера.

1909 26 мая (по старому стилю) 1909 г. был построен первый автомобиль Руссо-Балт - С24/30. Это была люксовая модель, конструктивно похожая на Fondu CF 24/30 (1906-1912). Она оснащалась нижнеклапанным двигателем объёмом 4501 см3 и мощностью 30 л.с. (налоговый индекс - 24 HP), с четырьмя попарно отлитыми чугунными цилиндрами, алюминиевым картером, расположенными по обе стороны клапанами, зажиганием Bosch от магнето, 3-ступенчатой механической коробкой передач и карданным приводом на заднюю ось.

Мотор устанавливался на лонжеронную раму с колёсной базой 3160 мм. Передняя и задняя подвеска была зависимой на полуэллиптических рессорах, тормоза - ножной трансмиссионный и ручной с механическим приводом на колодки задних колёс. Прототип имел только капот, крылья, подножки и два сиденья. В серию пошли четыре типа кузова: торпедо, дубль-фаэтон, лимузин и ландоле. Цена на Руссо-Балт С24/30 начиналась с 7500 рублей.

1910 Русско-Балтийский завод выкупает Экипажную фабрику Фрезе и К. - первого автопроизводителя Российской Империи. Её мастерская в Санкт-Петербурге была переделана в станцию техобслуживания Руссо-Балт.

Параллельно с Руссо-Балт С24/30 вводится младшая модель Руссо-Балт К12/20, стоимостью 5500 рублей. Колёсная база у неё составляла 2855 мм, а под капотом стоял моноблочный рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 2211 см3 и мощностью 20 л.с., с односторонним расположением клапанов и термосифонной системой охлаждения. С 1910 по 1914 гг. было построено около 140 таких машин, включая модификации К12/24 и К12/30 (с увеличенным до 2422 см3 4-цилиндровым мотором мощностью 30 л.с.). Среди владельцев Руссо-Балт К12/20 были великий князь Константин Константинович, великая княжна Мария Павловна, бывший премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и промышленник Эдуард Нобель.

Гонщик и редактор журнала "Автомобиль" Андрей Платонович Нагель начинает испытывать Руссо-Балт С24/30 на выносливость в тяжёлых дорожных условиях российской глубинки. Сначала он преодолел 3000 км между Санкт-Петербургом, Москвой и Киевом, а затем отправился в путешествие по Германии, Франции и Италии, в ходе которого стал первым водителем, добравшимся до вершины Везувия. В 1911 г. Нагель одержал победу в автопробеге Санкт-Петербург - Севастополь. В 1912 г. он установил на свой Руссо-Балт специальный кузов Гран-Туризмо - 4-дверный фаэтон с двумя бензобаками на 250 л, двумя парами фар (электрическими и ацетиленовыми), ящиками для запчастей и сплошными металлическими дисками для защиты от грязи. Эта машина проехала в общей сложности 80000 вёрст, ни разу не сломавшись.

1911 По заказу Военного ведомства на РБВЗ разработана грузовая модель Руссо-Балт Л24/30 - копия швейцарского грузовика Arbenz с двигателем от Руссо-Балт С24/30. В 1912 г. последовали грузовики собственной конструкции: Руссо-Балт Д24/35 и Руссо-Балт М24/40, оснащённые 4-ступенчатой механической коробкой передач и цепным приводом на задние колёса. На их основе выпускались 12-местные автобусы, почтовые фургоны, кареты скорой помощи и пожарные машины.
1912 "Спортивный" Руссо-Балт С24/55 с открытым двухместным кузовом без лобового стекла и 4-цилиндровым двигателем объёмом 4939 см3 (55 л.с.) принимает участие во втором ралли Монте-Карло. Автомобиль проехал по маршруту Санкт-Петербург - Монако и занял 9-е место в общем зачёте, получив призы за выносливость и дальность дистанции. За эту победу Николай II наградил гонщика А.П. Нагеля орденом св.Анны III степени. В 1912 г. Нагель также пришёл вторым в ралли Сан-Себастьян.
1913 На шасси Руссо-Балт С24/55 построен гоночный Руссо-Балт С24/58, за свою зелёную окраску получивший прозвище "Русский огурец". Он имел двухместный сигарообразный кузов с обшитым металлическими панелями днищем, спицованные колёса без крыльев и рядный 4-цилиндровый двигатель с алюминиевыми поршнями и двойным зажиганием, объёмом 5033 см3 и мощностью 58 л.с. На этом болиде гонщик И. Иванов установил всероссийский рекорд скорости на одной версте с хода - 130 км/ч.

Серийный Руссо-Балт С24/35 переименован в Руссо-Балт С24/40. Он получил 4.5-литровый двигатель мощностью 40 л.с., 4-ступенчатую коробку передач и ведущий мост с полуосями одинаковой длины. Колёсная база уже составляла 3165 мм для открытых кузовов и 3305 мм - для закрытых. Один экземпляр Руссо-Балт С24/40 под руководством французского изобретателя А. Кегресса был переделан в автосани, оборудованные гусеничным движителем и лыжами на передних колёсах. Всего с 1909 по 1918 гг. было изготовлено 347 ед. серии С24: 285 торпедо, 17 лимузинов, 14 ландоле, 10 дубль-фаэтонов и 21 другой кузов.

1914 С началом Первой мировой войны компания наращивает производство армейских грузовиков, санитарных машин, передвижных ремонтных мастерских и броневиков. Авиационный отдел во главе с Игорем Сикорским построил с 1912 по 1917 гг. 240 самолётов. 12 воздушных кораблей "Илья Муромец" вошли в эскадру, которой командовал генерал-майор М.В. Шидловский.

Продолжается выпуск и легковых автомобилей Руссо-Балт, в том числе новой модели Е15/30 - копии немецкого Rex-Simplex. Она имела колёсную базу 3250 мм и более экономичный рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 3684 см3 и мощностью 35 л.с. Цена начиналась с 7000 рублей, поэтому за два года было построено всего несколько десятков единиц.

1915 Осенью 1915 г. по приказу Николая II автомобильный отдел Русско-Балтийского завода в Риге был эвакуирован в Москву (район Фили), авиационный - в Петроград, а вагоностроительный - в Тверь. В июле 1917 г. в Москве заработал Второй автомобильный завод Руссо-Балт.
1918 После Октябрьской революции московский завод компании Руссо-Балт был национализирован и постановлением Совета Народных Комиссаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. Там в 1922 г. возобновилось производство модернизированной версии Руссо-Балт С24/40 под названием Промбронь-С. Автомобиль отличался алюминиевыми защитными дисками на колёсах, трубчатым передним бампером, электрическими фарами и новым лобовым стеклом. Первый экземпляр был подарен председателю ВЦИК М.И. Калинину, затем было собрано ещё 4 машины. Две из них в 1923 г. приняли участие во Всесоюзном автомобильном пробеге протяжённостью 1990 км.
1923 В связи с переходом 1-го БТАЗ в концессию фирме "Юнкерс" всё оборудование для выпуска Промбронь-С передали на 2-й БТАЗ, где в 1923-1926 гг. было изготовлено ещё 22 автомобиля. Легковые машины не имели стратегического значения для советской промышленности, поэтому их сняли с производства.

Единственным оригинальным автомобилем марки Руссо-Балт, дожившим до наших дней, является фаэтон Руссо-Балт К12/20, отправленный в 1911 г. в воздухоплавательную школу в Твери. Сейчас он находится в Политехническом музее в Москве. Также существует пожарная машина, собранная из компонентов Руссо-Балт Д24/35. Её можно увидеть в Рижском моторном музее.

2003 Московское ателье A:Level покупает права на торговую марку Руссо-Балт, чтобы выпустить роскошное купе в стиле 30-х гг. Позже к проекту подключилась немецкая фирма Gerg GmbH, и в 2006 г. в Мюнхене с использованием компонентов от Maybach и Mercedes-Benz CL был построен прототип Russo-Baltique Impression. Он дебютировал на конкурсе элегантности Villa d'Este 2006 г. и на Женевском автосалоне 2007 г., но заявленная цена $1.8 млн. исключала возможность серийного производства. 
Автомобили Russo-Baltique
Russo-Baltique Impression 2006
Акціонерное общество Русско-Балтійскаго Вагоннаго Завода
1909-1918
Первый государственный бронетанковый завод
1918-1923

 

Руссо-Балт С24/30 Торпедо (1910)
Руссо-Балт К12/20 (1911)
Руссо-Балт С24/55 Ралли Монте-Карло (1911)
Руссо-Балт С24/35 Лимузин (1912)
Руссо-Балт С24/58 (1913)
Руссо-Балт С24/40 Кегресс (1913)
Руссо-Балт Е15/35 Торпедо (1914)
Промбронь-С (1922)
Комментарии (1)
2019-07-20 19:03, Николай:
здорово!