Всего на сайте моделей 2850   модификаций  7211

Spyker

Голландская компания Spyker (первоначально - Spijker) существовала с 1880 по 1926 гг. Первые 20 лет своей истории она строила кареты, потом вышла на автомобильный рынок. В 1903 г. она стала пионером в использовании таких важных для отрасли компонентов, как рядный 6-цилиндровый двигатель, полный привод и тормоза на всех четырёх колёсах. В начале XX века её машины пользовались спросом среди европейской элиты и успешно выступали в гонках. В 1915 г. фирма Spyker перешла в собственность лётчика Анри Вейнмалена и начала производить самолёты, в результате чего на её логотипе появилось спицованное колесо, совмещённое с воздушным винтом, с латинской надписью "Nulla tenaci invia est via" ("для упорного нет непроходимых дорог"). Этот девиз не помог устоять предприятию после Первой мировой войны, и следующие 75 лет марка Spyker была предана забвению. В общей сложности она изготовила около 2000 классических автомобилей, из них не более 20-ти сохранились до наших дней.

В 2000 г. компанию Spyker возродили голландцы Виктор Мюллер и Маартен де Брёйн, выпустив современный суперкар с двигателем Audi V8, выполненный в авиационном стиле - Spyker C8 Spyder. В ходе эволюции этой модели были созданы и более продвинутые автомобили - C8 Aileron (2008) и C8 Preliator (2016), а также несколько концепт-каров. В 2010 г. Spyker Cars N.V. выкупила General Motors шведскую фирму Saab, что привело к банкротству обеих предприятий. Сейчас Spyker Cars N.V. находится в состоянии реструктуризации, и её будущее не определено. По официальной статистике, за 15 лет своей работы она продала всего 310 машин.
 

История Spyker
1899 Братья Якобус и Хендрик-Ян Спейкер, потомственные кузнецы, основали свою компанию в 1880 г. в нидерландском городе Хилверсюме. Первоначально они занимались изготовлением конных экипажей, и за 10 лет их продукция стала известной не только на родине, но и в странах голландской Ост-Индии. В 1898 г. мастерская получила заказ на строительство "Золотой кареты" для церемонии коронации нидерландской королевы Вильгельмины. Эта карета используется королевским двором и по сей день.

В 1898 г. братья Спейкер во время автопробега Париж-Амстердам-Париж впервые увидели автомобили с бензиновыми двигателями, после чего они связались с Карлом Бенцем и стали официальными дилерами компании Benz в Голландии. Через год фирма переехала на территорию бывшей усадьбы Тромпенбург в окрестностях Амстердама и была переименована в N.V. Industrieële Maatschappij Trompenburg.

1900 На выставке в Амстердаме представлены первые машины марки Spijker с налоговыми индексами 3PK и 5PK, разработанные на базе ранних моделей Benz - Velo и Victoria. Через год появился и первый автомобиль собственной разработки - Spijker 5PK, оснащённый 1.9-литровым оппозитным 2-цилиндровым мотором воздушного охлаждения и карданным приводом на заднюю ось. В 1902 г. последовала 2-цилиндровая модель с водяным охлаждением - Spijker 6PK. Тогда же фирма наняла бельгийского инженера Жозефа Лявиолетта, который спроектировал для Spijker 20/24PK 3.8-литровый рядный 4-цилиндровый двигатель с пятиопорным коленчатым валом.
1903 Название марки Spijker меняется на Spyker, чтобы его легче было произносить за пределами Голландии. Spyker 36/50PK, представленный на Парижском автосалоне, становится первым автомобилем в мире, оснащённым рядным 6-цилиндровым двигателем (5.1 л, 50 л.с.), постоянным полным приводом и тормозами на всех колёсах (передним трансмиссионным и задними барабанами с механическим приводом). Модель предназначалась для гонок, поэтому её силовой агрегат в том же году был увеличен до 8.7 л, соответственно индекс сменился на 60/80PK. Кроме неё выпускались и более простые заднеприводные машины 16/20PK и 30/36PK. На них применялась запатентованная система защиты от пыли - прикреплённый к днищу металлический лист.
1904 Модельный ряд Spyker состоит уже из трёх 4-цилиндровых автомобилей (2.5-литрового 14/18PK, 4.5-литрового 20/28PK и 8-литрового 25/36PK) и одного 6-цилиндрового с полным приводом (32/40PK). Характерной особенностью всех этих машин стала круглая решётка радиатора.
1907 Француз Шарль Годдар получает от компании Spyker 2000 франков на участие в ралли Пекин-Париж. В этом изнурительном автопробеге протяжённостью 15000 км выступали всего пять экипажей, среди которых был и Spyker 14/18PK. По прибытии в Германию Годдарда арестовали, поэтому оставшуюся часть пути машину вёл Якобус Спейкер. В результате Spyker финишировал вторым после Itala, при этом за всё время гонки у него сломался только один агрегат - магнето. Тем временем линейка Spyker расширяется до пяти моделей, начиная с 1.8-литровой 10/15РК и заканчивая 10.6-литровой 40/80РК.

Число рабочих на заводе Spyker достигает 800 человек. Автомобили пользуются большим спросом в голландской Ост-Индии и в Великобритании, в основном благодаря рекламным турам Хендрика-Яна Спейкера. Во время одной из таких поездок он погиб на борту парома Berlin, затонувшего по пути из Англии в Нидерланды. Это привело к банкротству фирмы, после чего управление перешло к группе инвесторов во главе с Фредериком ван Виссингеном. Якобус Спейкер потерял контроль над бизнесом, но по его рекомендации руководство Spyker начинает сотрудничать с Ренто Хофстедом Круллом, специалистом по электрооборудованию. Попав однажды в аварию, Крулл помог обнаружить у Spyker дефект в механизме рулевого управления. Другой его заслугой стало создание первой в Нидерландах компании по прокату автомобилей - Spijker Automobiel Verhuur Maatschappij.

1910 Новое поколение недорогих моделей Spyker (12РК, 16РК и 18РК) оснащается необычными рядными 4-цилиндровыми двигателями с поперечным расположением распределительного вала, разработанными Лявиолеттом. Через год на Spyker 25/30РК появляется и 4.2-литровый 6-цилиндровый мотор с двумя поперечными распредвалами. В 1912 г. в продажу поступили ещё три модели с силовыми агрегатами подобной конструкции: 3.4-литровая 20РК, 6.1-литровая 30РК и 7.2-литровая 40РК. Несколько таких машин заказала себе королева Вильгельмина. Среди проектов Лявиолетта был и компактный 1.2-литровый 2-цилиндровый родстер Spyker 7PК, но он в серию не пошёл. В 1913 г. на Spyker 20PK устанавливается двойная система зажигания и электрическое освещение.
1915 В связи с финансовыми трудностями Spyker снова меняет владельца. Лётчик Анри Вейнмален переименовал компанию в Nederlandse Automobiel- en Vliegtuigenfabriek Trompenburg, чтобы вместе с автомобилями выпускать и самолёты. В это же время появляется и знаменитый логотип Spyker в виде спицованного колеса с пропеллером и надписью: "Nulla tenaci invia est via" ("для упорного нет непроходимых дорог"). Хотя во время Первой мировой войны Нидерланды сохраняли нейтралитет, на заводе в Тромпенбурге было построено 100 самолётов и 200 авиационных двигателей.
1919 Фирма Spyker нанимает инженера Смита Кляйна, чтобы разработать линейку послевоенных автомобилей с чистого листа. Первым из них стал Spyker 13/30РК, обозначенный как Spyker C1 (от слова Chassi), по аналогии с индексами самолётов V1, V2 и т.д. (от слова Vliegtuig - "самолёт"). В 1919 г. был построен шоу-кар под названием Spyker C1 Aerocoque, который получил необычный 2-местный кузов в форме фюзеляжа самолёта, с "парящими" крыльями, сужающимся хвостом и сплошными металлическими дисками колёс. Автомобиль имел массивное и надёжное шасси, но мощности его 3.6-литрового 45-сильного 4-цилиндрового двигателя с продольным расположением распредвала было явно недостаточно, поэтому в 1920 г. в каталоге появилась более динамичная модификация 14/34PК с мотором того же объёма. С 1919 по 1921 гг. компания построила 330 экземпляров Spyker C1, из них только один, с кузовом торпедо, сохранился до наших дней.
1920 На заводе Spyker начинается производство грузовика Spyker C2 с 4.6-литровым 4-цилиндровым двигателем Continental. Вместе с ним в продажу поступил и новый легковой автомобиль Spyker C4 (30/40РК), который внешне мало отличался от Spyker C1, но был оснащён 5.7-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем Maybach мощностью 72 л.с. Подписывая договор с компанией Spyker, Карл Майбах рассчитывал на крупные поставки силовых агрегатов, но голландцы смогли построить только 150 единиц Spyker C4, и ему пришлось разработать собственную модель Maybach W3 с тем же мотором.

Spyker C4, известный как Tenax, прославился тем, что побил рекорд выносливости, установленный компанией Rolls-Royce в 1907 г. За 36 дней заезда в режиме нон-стоп он преодолел 30000 км на маршруте Неймеген-Ситтард, и за это время у него сломались только пружины клапанов. Второй рекорд Spyker C4 установил на дороге Париж-Гаага, проехав 500 км за 8 часов 26 минут. В 1922 г. голландский барон Уго ван Палландт выиграл на этой машине заезд на гору Ля Тюрби в Монте-Карло. Эти достижения принесли Spyker C4 титул "континентального Роллс-Ройса".

1922 Из-за низких продаж люксовых моделей Анри Вейнмален купил у француза Эмиля Матиса лицензию на производство малолитражки Mathis 10CV. Это не помогло улучшить финансовое положение фирмы, и в 1922 г. её приобрёл британский дистрибьютор Spyker Ltd. Не имея достаточно финансовых средств, новое руководство смогло только снизить цены и выпустить ещё некоторое количество машин из оставшихся запчастей. Последний классический Spyker был продан в 1926 г., после чего компания прекратила своё существование.
1999 Выкупив права на торговую марку Spyker, голландский предприниматель Виктор Мюллер и промышленный дизайнер Маартен де Брёйн зарегистрировали в Зеволде (Нидерланды) компанию Spyker Cars N.V. Исторический логотип в виде спицованного колеса, объединённого с пропеллером, с латинской надписью "Nulla tenaci invia est via", они менять не стали. В 2000 г. на автосалоне в Бирмингеме фирма представила свою первую модель Spyker C8 Spyder, созданную на базе прототипа Silvestris V8, спроектированного де Брёйном. Суперкар имел пространственную раму и кузов из алюминия, расположенный по центру 4.2-литровый двигатель Audi V8 мощностью 400 л.с. и 6-ступенчатую механическую коробку передач Getrag. Салон автомобиля был выполнен в авиационном стиле, с алюминиевой панелью приборов, круглыми датчиками Chronoswiss, тумблерами, четырёхспицевым рулём в виде пропеллера и открытым валом трансмиссии. В 2001 г. появилась версия купе со стеклянной крышей - Spyker C8 Laviolette.
2002 На базе Spyker C8 Laviolette разработана облегчённая гоночная модификация Spyker C8 Double 12R, предназначенная для гонок на выносливость в классе GT. Она выступала в Ле-Мане и Себринге, но не добилась ни одной победы, как и её преемник Spyker С8 Spyder GT2 R. В продаже с 2002 по 2006 гг. была доступна дорожная версия C8 Double 12S с 4.2-литровым двигателем мощностью от 400 до 620 л.с. От стандартного купе Laviolette она отличалась удлинённым хвостом. С 2003 по 2007 гг. также предлагался турбированный вариант родстера C8 Spyder T мощностью 525 л.с., разработанный совместно с фирмой Cosworth.
2005 Автомобили Spyker получают разрешение на продажу на рынке США. Маартен де Брёйн уходит из компании, чтобы открыть собственный бизнес по изготовлению алюминиевых корпусов для скоростных лодок - Silvestris Aquamotive. Генеральным директором Spyker остаётся Виктор Мюллер. 17% акций фирмы приобретает Mubadala Development Company из Абу-Даби.
2006 На Женевском автосалоне представлен концептуальный люксовый внедорожник Spyker D12 Peking-to-Paris, названный в честь легендарного автопробега 1907 г., в котором автомобиль марки Spyker занял 2-е место. Четырёхдверный SUV был разработан на платформе Volkswagen Touareg и оснащён 6-литровым двигателем Audi W12 мощностью 500 л.с. Модель так и не стала серийной, в отличие от 12-цилиндрового суперкара Spyker C12 LaTurbie, на который был установлен аналогичный силовой агрегат. В остальном эта машина представляла собой удлинённую версию родстера Spyker C8 Spyder. Более привлекательно выглядела эксклюзивная модификация Spyker C12 с кузовом купе от ателье Zagato, произведенная в 2007 г. в 24-х экземплярах.

Компания Spyker Cars N.V. покупает у российского бизнесмена Александра Шнайдера за $106,6 млн. команду Midland F1 Racing. В течение одного сезона её болиды выступали под маркой Spyker, но самым лучшим результатом оказалось 8-е место на Гран-при Японии 2007 г. В том же 2007 г. команда была приобретена индийским миллиардером Виджаем Маллья и получила новое название Force India.

2009 На смену первому поколению Spyker C8 приходит Spyker C8 Aileron - стильный центральномоторный суперкар ручной сборки с алюминиевым кузовом производства британской фирмы Coventry Prototype Panels и роскошным салоном с отделкой из кожи Hulshof Litano. Силовая установка осталась прежней - 4.2-литровый двигатель V8 от Audi мощностью 400 л.с.
2010 Spyker Cars N.V. покупает у американского концерна General Motors шведскую фирму Saab. Сумма сделки составила $400 млн., что было слишком много для такого маленького предприятия, как Spyker, однако необходимые средства предоставили российский инвестор Александр Антонов и голландский миллиардер Марсель Бокхорн. Кроме того, правительство Швеции через Европейский инвестиционный банк предоставило кредит на развитие Saab в размере $550 млн. В результате была образована материнская компания Swedish Automobile, которая по оценкам Виктора Мюллера должна была выйти на уровень производства в 100000 автомобилей в год. Эти планы не были реализованы: у Saab быстро закончились деньги, поставщики отказались предоставлять запчасти без оплаты, и производство остановилось. Мюллер вёл переговоры о создании совместного предприятия с несколькими китайскими компаниями, но они не увенчались успехом, и в 2012 г. фирма Saab объявила о своём банкротстве и была продана китайско-шведской инвестиционной группе под названием National Electric Vehicle Sweden.
2014 Вследствие провала с приобретением Saab у фирмы Spyker возникли финансовые проблемы. После того, как она не смогла оплатить аренду завода, голландский суд возбудил против неё дело о банкротстве. Мюллеру удалось получить несколько кредитов и добиться моратория на выплату прежних задолженностей, так что конец был отсрочен. В 2013 и 2014 гг. не было построено ни одного автомобиля, за исключением купе и родстера Spyker B6 Venator - концептуального спорткара с двигателем V6.
2016 Spyker делает очередную попытку вернуться на рынок суперкаров с автомобилем C8 Preliator, представленным на Женевском автосалоне. В плане дизайна он является эволюцией модели C8 Aileron, и его главные отличительные признаки - воздухозаборники NACA вместо "турбин". Перед ведущим задним мостом расположен 4.2-литровый компрессорный двигатель V8 мощностью 525 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 322 км/ч. Предполагается выпустить Spyker C8 Preliator ограниченной серией из 50-ти экземпляров.
Автомобили Spyker
Spyker 60 HP 1903
Spyker B6 Venator 2013
Spyker C12 LaTurbie 2006-2007
Spyker C8 2000-2006
Spyker C8 Aileron 2009-н.в.
Spyker C8 Preliator 2016-н.в.
Spyker D12 Peking-to-Paris 2006
N.V. Industrieële Maatschappij Trompenburg
1899-1915
N.V. Nederlandse Automobiel- en Vliegtuigenfabriek Trompenburg
1915-1922
Spyker Automobielfabriek N.V.
1922-1926
Spyker Cars N.V.
1999-н.в.

 

Spyker 60 HP (1903)
Spyker 12/16 HP Double Phaeton (1905)
Spyker 14/18 HP Double Phaeton (1906)
Spyker 15/22 HP Rotschild Landaulette (1907)
Spyker 18 HP Runabout (1911)
Spyker C1 Aerocoque (1919)
Spyker C1 Torpedo Touring (1919)
Spyker C4 Sedanca de Ville (1921)
Spyker C4 30/40 HP Racer (1922)
Spyker C4 All-weather Coupe (1922)
Spyker C4 Standard Torpedo Cabriolet (1924)
Spyker C8 Spyder (2000)
Spyker C8 Laviolette (2001)
Spyker C8 Double 12R (2002)
Spyker C8 Aileron (2008)
Spyker C8 Aileron (2009)
Комментарии (0)