Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7398

Stutz

Компания Stutz была основана в Индианаполисе в 1911 г., когда автомобиль, сконструированный Гарри Клейтоном Штутцем, занял 11-е место в первой гонке Инди-500. До конца 10-х гг. автомобили заводской команды "The White Squadron" выступали в Инди-500 с большим успехом, а их серийные версии, известные как Stutz Bearcat, хорошо продавались под рекламным лозунгом "Car that made good in a day". Впоследствии фирма ушла из автоспорта, но её бренд надолго стал синонимом скорости и производительности. В конце 20-х - начале 30-х гг. под маркой Stutz выпускались модели высшего класса с мощными рядными 8-цилиндровыми двигателями. В условиях Великой депрессии бизнес оказался убыточным, и в 1937 г. предприятие обанкротилось.

В 1968 г. довоенную марку возродили дизайнер Вирджил Экснер и банкир Джеймс О'Доннелл, открыв фирму Stutz Motor Car of America. С 1971 по 1987 гг. она продавала люксовое купе Stutz Blackhawk, оформленное в неоклассическом стиле и построенное на шасси Pontiac. Сборка этого автомобиля и его производных осуществлялась вручную на заводе Carrozzeria Saturn в Италии. В 70-е гг. Stutz пользовался спросом среди американских знаменитостей, но со временем его стали покупать только ближневосточные монархи. С 1995 г. компания Stutz не выпускает автомобилей.
 

История Stutz
1911 Гарри Клейтон Штутц (1876-1930) построил свой первый автомобиль ещё в 1898 г., но организовать собственный бизнес ему тогда не удалось. В 1905-1910 гг. он проектировал машины для фирм American Motor Car Co. и Marion Motor Car Co., и в ходе этой работы изобрёл коробку передач в одном блоке с редуктором ведущего заднего моста (схема Transaxle). Затем Штутц открыл предприятие Stutz Auto Parts Co. для изготовления и продажи таких агрегатов другим автопроизводителям. Попутно он решил проверить эффективность этой трансмиссии в гонках, и в 1911 г. создал болид для Индианаполиса-500, оснащённый 5.9-литровым рядным 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с. Машина заняла 11-е место в гонке, оправдав рекламный лозунг "Car that made good in a day". Воспользовавшись случаем, Штутц при поддержке инвестора Генри Кэмпбелла основал в Индианаполисе компанию Ideal Motor Car, которая через два года была переименована в Stutz Motor Company.
1912 В продажу поступает серийная версия автомобиля для Инди-500 - Stutz Bearcat. У него не было ни дверей, ни крыши, ни лобового стекла: только капот, крылья, два ковшеобразных сиденья, бензобак, стекло-монокль на рулевой колонке и запасные шины. На шасси с колёсной базой 120" был установлен рядный 4-цилиндровый двигатель Wisconsin с двумя нижними распредвалами и двумя боковыми клапанами на цилиндр (схема T-head), объёмом 6439 см3 и мощностью 60 л.с. Коробка передач находилась в одном блоке с задним мостом, а механические тормоза стояли только на задних колёсах.

Кроме родстера Bearcat, который был самым популярным, Stutz Series A можно было заказать и в виде 4-дверного фаэтона. Один из таких фаэтонов стал пейс-каром Индианаполиса-500 1912 г. До 1913 г. фирма выпустила 2000 автомобилей, получив прибыль в размере $400000. Далее модельный ряд разделился на серии 4В и 6В. Первая была идентична 4-цилиндровой Series A, а вторая оснащалась 7-литровым 6-цилиндровым мотором.

1915 Заводская команда The White Squadron ("Белый Эскадрон") доминирует почти во всех гонках Национального чемпионата. Самый успешный результат в Индианаполисе-500 - 2-е и 3-е места. В этом же году Эрвин Бейкер за рулём Stutz Bearcat устанавливает рекорд пробега по всей территории США от побережья до побережья - 11 дней 7 часов и 15 минут. Тем временем в линейке Stutz появилась младшая 23-сильная модель H.C.S. (обозначенная инициалами Штутца) по цене $1475, но она выпускалась только год. Что касается большого Stutz Series F, то он уже предлагался в шести типах кузова и комплектовался электрическими фарами и стартером.
1916 Компанию Stutz возглавляет бизнесмен Аллен Райен, а Гарри Штутц по договору на три года занимает должность главного инженера. На этом посту он спроектировал собственный рядный 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель T-head объёмом 5916 см3 и мощностью 80 л.с. Новый силовой агрегат был установлен на Series S (1917) и последующие модели до 1924 г.
1919 Гарри Штутц покидает фирму, чтобы открыть другой бизнес под названием HCS Motor Car Co. Увлёкшись финансовыми махинациями, Аллен Райен довёл компанию Stutz до банкротства, как и принадлежавший ему Frontenac. В 1922 г. контроль над Stutz получили три инвестора во главе с металлургическим магнатом Чарльзом Швабом, а через год они продали предприятие Фредерику Московичу, уроженцу Венгрии, прибывшему из немецкой фирмы Daimler.
1921 Stutz Series H утратил основную изюминку его предшественников - расположение коробки передач в одном блоке с задним мостом. Кузов Bearcat теперь имел полноценную кабину с дверями и лобовым стеклом, что сделало его более популярным, несмотря на увеличение стоимости до $3900. В 1922 г. родстер сняли с производства, поскольку новая модель KLDH была оборудована левым рулём и изменёнными органами управления. В 1923 г. главный инженер Stutz Чарльз Кроуфорд разработал 4.7-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя клапанами на цилиндр, мощностью 75 или 80 л.с. Его установили на три разных машины с индексами от 690 до 695, которые отличались длиной колёсной базы.
1926 Фред Москович выпускает линейку 8-цилиндровых автомобилей под названием Vertical Eight, разработанную с участием бельгийского инженера Поля Бастьена. Они оснащались рядным 8-цилиндровым мотором с одним верхним распредвалом (SOHC) и двойным зажиганием, объёмом 4893 см3 и мощностью 95 л.с. Передовая конструкция автомобиля включала низкую раму с изогнутыми над осями лонжеронами, гидравлические барабанные тормоза на всех колёсах, передний и задний бамперы и небьющиеся стёкла с тонкой проволочной арматурой. За это автомобиль называли "Safety Stutz". За год продажи Stutz Model AA составили рекордные 5000 единиц.
1927 У Vertical Eight появляется гоночная версия с 4-местным кузовом Speedster - Stutz Black Hawk. В этом году она выиграла почти все гонки национального чемпионата AAA и установила мировой рекорд средней скорости в 24-часовом заезде - 109,5 км/ч.
1928 Известный кузовостроитель Чарльз Вейманн и Фред Москович поспорили на $25000, какой автомобиль быстрее и надёжнее - Hispano-Suiza H6C Bolougne или Stutz Black Hawk. Соревнование было устроено на треке Индианаполиса, где Hispano-Suiza проехала без поломок 15 часов, а Stutz спустя 9 часов сошёл с дистанции из-за прогоревшего клапана. Однако Чарльз Вейманн был так впечатлён американским автомобилем, что выкупил его для того, чтобы выставить на 24-часовой гонке в Ле-Мане. Вступив в борьбу с тремя автомобилями Bentley 4 1/2 Litre, Stutz Black Hawk с экипажем Роберт Блох/Эдуард Бриссон занял 2-е место в общем зачёте. После этого фирма Stutz открыла представительства в Париже и Лондоне.

Фрэнк Локхарт устанавливает на шасси Stutz одноместный аэродинамический кузов, все колёса которого были полностью закрыты металлическими обтекателями. Под капотом был установлен 3.1-литровый силовой агрегат конфигурации U16, состоявший из двух 1.5-литровых рядных 8-цилиндровых двигателей Miller с двумя нагнетателями, суммарной мощностью 380 л.с. На этом болиде, известном как Stutz Black Hawk Special, Локхарт хотел установить в Дайтоне-Бич новый рекорд скорости на суше. Со второй попытки ему удалось разогнаться до 327.4 км/ч (для рекорда требовалось преодолеть отметку 334 км/ч), но третья попытка закончилась гибелью и гонщика, и автомобиля.

Stutz Model AA, с 1927 г. доступный в версиях DeLuxe и Custom, дополнен автомобилем с укороченной колёсной базой и форсированным 4.9-литровым двигателем мощностью 110 л.с. - Model BB. На его шасси была разработана спортивная модель Blackhawk, которая оснащалась 4-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 85 л.с. (Blackhawk L6) или 4.4-литровым 8-цилиндровым мощностью 95 л.с. (Blackhawk L8). В 1929 г. была предпринята попытка сделать Blackhawk отдельной маркой в ценовом диапазоне $1995-$2785, но в связи с началом экономического кризиса она провалилась. В 1929 г. было продано 1310 автомобилей Blackhawk, а в 1930 г. - всего 280.

1929 Stutz Model M, заменивший модели AA и BB из серии Vertical Eight, получил увеличенный до 5277 см3 рядный 8-цилиндровый двигатель SOHC мощностью 113 л.с. и 4-ступенчатую механическую коробку передач. Автомобиль предлагался только в виде шасси с двумя вариантами колёсной базы, а кузова для него строили такие престижные ателье, как LeBaron, Derham, Rollston и Hibbard & Darrin. Эксклюзивным поставщиком кузовов для Stutz стала фирма Weymann, которая использовала "мягкую" технологию изготовления корпуса из ткани или искусственной кожи, натянутой на деревянный каркас. Такую структуру имели стильные седаны Versailles и Monte Carlo, внешне неотличимые от металлических аналогов.

Команда Stutz возвращается в Ле-Ман с тремя родстерами от Weymann, оснащёнными 5.3-литровыми компрессорными двигателями мощностью 185 л.с. На этот раз американцев разгромили гонщики "Bentley Boys", и единственный дошедший до финиша Stutz занял 5-е место. В 1930 г. Фреда Московича на должности директора фирмы сменил Эдгар Горелль.

1931 В условиях Великой депрессии продажи Stutz падают с 3000 единиц в 1929 г. до 420 единиц в 1931 г. Компания не может позволить себе разработать с нуля люксовый автомобиль с мотором V12 или V16, как это сделали её конкуренты, поэтому главный инженер Чарльз Гройтер берётся за модернизацию существующего 5.3-литрового рядного 8-цилиндрового силового агрегата. С помощью новой головки с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя верхними распредвалами (DOHC) он повышает мощность до 156 л.с., превращая Stutz в достойного конкурента Duesenberg Model J. Высокопроизводительная модификация получила название Stutz DV32, в то время как 16-клапанный Stutz Model M был переименован в SV16. Самым быстрым был двухместный родстер Super Bearcat, построенный по технологии Вейманна - его максимальная скорость превышала 160 км/ч.

Кроме роскошных 8-цилиндровых моделей SV16 и DV32, в каталог Stutz входила более дешёвая 4-литровая 6-цилиндровая модель Stutz LA, но и её продажи были низкими. Чтобы остаться на плаву, Stutz покупает фирму Pak-Age-Car Corp. и начинает выпускать заднемоторные фургоны Stutz Packagecar.

1934 Выпустив несколько сотен экземпляров Stutz SV16 и DV32, компания прекращает производство люксовых автомобилей. Спустя три года, когда долги превысили $1.2 млн., последовала процедура банкротства и ликвидации.
1968 Нью-Йоркский банкир Джеймс О'Доннелл открывает фирму Stutz Motor Car of America, чтобы воплотить в жизнь проект "Revival Cars" известного дизайнера Вирджила Экснера. Из семи эскизов автомобилей разных довоенных марок был выбран именно Stutz, поскольку его торговая марка никому не принадлежала. Прототип модели Stutz Blackhawk был построен в ателье Ghia и дебютировал в 1970 г. в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорке.
1971 Возрождённый Stutz поступил в продажу по цене $22500, и первым его владельцем стал Элвис Пресли. Его примеру последовали многие американские знаменитости, поскольку в 70-е гг. трудно было найти более эффектный и модный автомобиль. Выполненный в неоклассическом стиле, с длинным капотом, вертикальной решёткой радиатора, отдельно стоящими фарами, рельефными крыльями и выведенными сбоку выхлопными трубами, Stutz Blackhawk представлял собой двухместное купе, построенное на шасси Pontiac Grand Prix. Под капотом обычно устанавливались двигатели Pontiac объёмом 6.6 или 7.5 л., но клиент мог выбрать любой американский мотор V8 по своему желанию. Кроме роскошного кожаного салона и панели приборов, отделанной дорогим деревом и позолотой, в стандартную комплектацию входили все возможные атрибуты роскошного автомобиля: автоматическая коробка передач, электроприводы сидений и стёкол, кондиционер, центральный замок и т.д.

Производство Stutz Blackhawk было решено организовать в Италии, куда отправляли американские шасси, а обратно возвращали уже готовые машины. Ранние экземпляры строились фирмой Carrozzeria Padane в Модене, а с 1972 г. ручная сборка была перенесена на собственный завод Carrozzeria Saturn в окрестностях Турина. Объём продаж никогда не превышал несколько десятков единиц в год.

1979 Stutz Blackhawk перемещён на платформу Pontiac Bonneville с двигателем V8 объёмом 5736 см3 и мощностью 160 л.с. На этом же шасси были основаны и две новые модели: кабриолет Stutz Bearcat и 4-дверный седан Stutz IV-Porte. Вместе с ними в каталоге появился стретч-лимузин Stutz Royale, оснащённый 7-литровым мотором Oldsmobile V8 мощностью 180 л.с. При цене в $245000 он вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой автомобиль в мире. На него нашлось только два покупателя: король Саудовской Аравии и президент Габона.
1980 Модельный ряд Stutz дополняют большой седан Diplomatica на шасси Cadillac Fleetwood 75 и удлинённая версия Stutz IV-Porte под названием Victoria. Все эти машины выпускались до 1985 г., а купе Blackhawk - до 1987 г. В США они перестали пользоваться спросом, и основными целевыми рынками компании стали Ближний Восток и Северная Африка. По заказу постоянных клиентов из Саудовской Аравии О'Доннелл начал строить бронированные внедорожники на базе Chevrolet Suburban.
1987 Stutz прекращает производство всех автомобилей, кроме нового кабриолета Bearcat II с кузовом из углеродного волокна, сделанного на основе Pontiac Firebird. До 1995 г. было продано 13 единиц. Всего с 1971 по 1995 гг. Stutz Motor Car of America выпустила 617 машин всех моделей. С тех пор о ней ничего не было слышно, пока в 2010 г. не появилась информация, что фирма планирует вернуться на автомобильный рынок с тремя моделями: спортивным седаном Blackhawk Rogue, гибридным внедорожником Fenix UTV и электрокаром Bearcat EVO.
Автомобили Stutz
Stutz Bearcat 1912-1916
Stutz Blackhawk 1971-1987
Stutz DV32 1931-1934
Stutz Model M 1929-1933
Stutz Vertical Eight 1926-1929
Ideal Motor Car Co.
1911-1913
Stutz Motor Car Company
1913-1937
Stutz Motor Car of America
1968-1995

 

Stutz Bearcat (1914)
Stutz Series C Bulldog Touring (1916)
Stutz Series G Touring (1918)
Stutz Series H Bearcat (1920)
Stutz Series K Bulldog Touring (1921)
Stutz 695 Torpedo Speedster (1925)
Stutz 695 Weymann Roadster (1926)
Stutz Vertical Eight Brougham (1927)
Stutz Black Hawk Special (1928)
Stutz DV32 LeBaron Sedan (1931)
Stutz DV32 LeBaron Phaeton (1933)
Stutz Blackhawk (1973)
Stutz Diplomatica (1980)
Stutz Royale Limousine (1982)
Stutz Bearcat II (1987)
Комментарии (0)