Всего на сайте моделей 2850   модификаций  7211

TVR

TVR - британская марка спортивных автомобилей, основанная в 1947 г. Тревором Уилкинсоном. Выросла из небольшой мастерской в городе Блэкпул, где Уилкинсон построил свой первый гоночный автомобиль. В 1958 г. началось производство модели Grantura, которая определила конструкцию всех TVR вплоть до недавнего времени: магистральная рама из стальных труб, независимая подвеска всех колёс, стеклопластиковый кузов и двигатели от разных поставщиков. После ухода Уилкинсона в 1962 г. фирма сменила четырёх владельцев: в 1965-1981 гг. она принадлежала Мартину Лилли, в 1981-2004 гг. - Питеру Уилеру, в 2004-2013 гг. - Николаю Смоленскому, а сейчас - группе британских бизнесменов во главе с Ле Эдгаром. Пик популярности TVR пришёлся на 90-е гг., когда компания была крупнейшим независимым производителем спорткаров в Великобритании.
 

История TVR
1946 Аббревиатура TVR состоит из трёх букв имени Тревора Уилкинсона. Он был родом из Блэкпула, в 14 лет бросил школу и стал подмастерьем в местном гараже. В 1946 г. купил старую мастерскую и основал на её базе фирму Trevcar Motors. Через год к нему присоединился Джек Пикард, после чего партнёры изменили название на TVR Engineering. Первые инженерные проекты TVR не были связаны с автомобилями, но в 1949 г. Уилкинсон построил лёгкий двухместный спорткар с нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем Ford объёмом 1172 см3 и мощностью 35 л.с., независимой передней подвеской и задним мостом от Morris 8. Когда Ле Дейл разработал для него алюминиевый кузов, Уилкинсон испытал машину на аэродроме Squires Gate и позже продал её своему кузену за £325.

За TVR №1 последовали TVR Number Two и TVR Number Three. Второй экземпляр почти не отличался от первого, а третий получил 1.2-литровый мотор OHC мощностью 40 л.с. от Austin A40 и тупой нос в форме свиного пятачка. На этих родстерах Уилкинсон начал участвовать в спринтерских гонках и восхождениях на холмы. В 1953 г. появилась первая серийная модель - TVR Sports Saloon. Это был кит-кар для самостоятельной сборки стоимостью £650. Он имел закрытый кузов из стеклопластика производства RGS Atalanta, трубчатую раму, 4-цилиндровый двигатель Ford или BMC и ряд компонентов от Austin A40. За два года было продано 20 ед.

1955 Фирма разрабатывает новое шасси в виде магистральной рамы из стальных труб с независимой торсионной подвеской от Volkswagen спереди и сзади. Узнав об этом, гонщик Рэй Сайдел из американского Манчестера (Нью-Хэмпшир) заказал три машины с моторами Coventry Climax FWA. Они получили название Jomar Mk II.
1956 Уилкинсон и Пикард ничего не понимали в бизнесе, поэтому согласились передать управление делами компании Бернарду Уильямсу. Тот сразу перенёс предприятие из ветхого гаража в промышленные здания и нашёл богатого инвестора Фреда Томаса. В 1956 г. на шасси Jomar были разработаны TVR Open Sports и TVR Coupe - родстер и купе, сделанные из стеклопластиковых панелей Microplas Mistral. Они тоже продавались в разобранном виде с несколькими моторами на выбор клиента.
1958 Начинается производство модели TVR Grantura, которая получила стеклопластиковый кузов с крышей фастбэк, трубчатую раму с центральным туннелем и независимую подвеску на поперечных торсионах. На выбор предлагались 4-цилиндровые моторы Coventry Climax (1216 см3), Ford (1172 или 1340 см3) и MG (1588 или 1622 см3). В США автомобиль продавался как Jomar Coupe, с алюминиевым кузовом. Дистрибьютором выступала фирма Saidel Sports-Racing.

Из-за нехватки квалифицированных рабочих и непродуманной системы поставки запчастей фабрика TVR могла строить не больше одного автомобиля в месяц. Это привело к росту задолженности, и в 1958 г. компания была реструктуризирована в Layton Sports Cars Ltd. В 1959 г. она открыла дочернюю фирму Grantura Engineering, чтобы обойти британский налог на покупку транспортных средств. Новый председатель TVR Дерек Харрис разорвал отношения с Рэем Сайделом и тем самым закрыл для марки дорогу на американский рынок. Влияние Тревора Уилкинсона значительно уменьшилось, особенно после прихода в 1959 г. на должность технического директора Джона Тёрнера из Rolls-Royce.

1961 Компания меняет своё название на TVR Cars Ltd, после того, как контрольный пакет акций выкупили её дилеры из Честера, Кейт Айтчисон и Брайан Хоптон.
1962 Управляющий директор Бернард Уильямс нанимает гонщика Кена Ричардсона, чтобы выйти в международный автоспорт. В 1962 г. TVR Grantura выступила в Себринге и Ле-Мане, но оба заезда закончились провалом. Тревор Уилкинсон и Джек Пикард уходят из фирмы и создают совместный бизнес по производству стекловолокна. TVR Cars была объявлена банкротом, всё её имущество поместили на хранение, но Уильямс добился разрешения для Grantura Engineering использовать оборудование, чтобы производство TVR Grantura не прерывалось.
1963 Американец Джек Гриффит в качестве эксперимента устанавливает на TVR Grantura 4.7-литровый двигатель Ford V8 289 мощностью 271 л.с. Результаты тестов превзошли все ожидания, хотя подвеска и тормоза не были рассчитаны на такую производительность. Гриффит немедленно связался через американского дилера TVR Дика Моннича с главным офисом компании в Блэкпуле, и договорился о поставке шасси и стеклопластиковых кузовов. В 1964 г. в Лонг-Айленде (Нью-Йорк) была основана фирма Griffith Motors Inc., которая начала мелкосерийную сборку модели Griffith 200.
1965 На смену Griffith 200 приходит Griffith 400. Он получил усечённый хвост с задними фонарями от Ford Cortina, пересмотренную подвеску на пружинах, дифференциал Salisbury и улучшенную систему охлаждения. Параллельно была разработана модель Griffith 600 с новым стальным кузовом от ателье Intermeccanica. Но в 1965 г. поставки кузовов и силовых агрегатов сорвались из-за забастовки в портах Восточного побережья. Фирма Griffith закрылась, выпустив всего 250 автомобилей.

У TVR тоже возникли финансовые проблемы, поскольку оставшиеся деньги ушли на создание четырёх прототипов модели TVR Trident. Её дизайн спроектировал Тревор Фиоре, а кузова были построены из алюминия в итальянском ателье Carrozzeria Fissore. Основой послужило шасси Griffith с мотором V8 289 мощностью 271 л.с. и 4-ступенчатой механической коробкой передач. Первые два экземпляра были представлены на Женевском автосалоне 1965 г., где вызвали восторженную реакцию публики. Компания получила много заказов, но это не спасло её от очередного банкротства. Воспользовавшись случаем, один из её дилеров Билл Ласт купил права на Trident и в 1966 г. основал собственную фирму Trident Cars Ltd.

Банкротство повлекло за собой закрытие завода в Блэкпуле и увольнение всех рабочих. В конце года все активы приобрели акционер Артур Лилли и его сын Мартин. Они воссоздали компанию TVR Engineering и назначили её директором Дэвида Хейвса. Продолжая выпускать модель Grantura с 4-цилиндровыми моторами MG объёмом 1622 или 1798 см3, новое руководство задумалось о расширении ассортимента продукции. В 1966 г. на Туринском автосалоне дебютировал прототип TVR Tina - угловатое купе с кузовом от Carrozzeria Fissore на заднемоторной платформе Hillman Imp. В 1967 г. этот проект был отменён.

1967 Введены сразу две новые модели на смену Griffith и Grantura - Tuscan и Vixen. Они унаследовали у предшественников двухместный стеклопластиковый кузов, трубчатую раму и независимую подвеску всех колёс на двойных поперечных рычагах, но получили два воздухозаборника в капоте. На Vixen ставился рядный 4-цилиндровый двигатель Ford Kent объёмом 1599 см3 и мощностью 88 л.с., на Tuscan - Ford Windsor V8 289 объёмом 4727 см3 и мощностью 271 л.с. Для Tuscan предлагалось два варианта колёсной базы, и в стандартную комплектацию входили дисковые тормоза спереди и сзади. Американским дистрибюьтором TVR теперь выступал Джерри Сагерман, впоследствии открывший в Лонг-Айленде фирму TVR Cars of America.
1970 Компания TVR переезжает из старой фабрики Ху-Хилл в просторный завод на Бристоль-Авеню. TVR Tuscan теперь был доступен с двигателями Ford Essex V6 объёмом 2994 см3 (138 л.с.) или Ford Windsor V8 302 объёмом 4942 см3, а TVR Vixen - с рядным 4-цилиндровым мотором Triumph объёмом 1296 см3 (63 л.с.) или рядным 6-цилиндровым объёмом 2498 см3 (105 л.с.). Больше публику привлекать было нечем, поэтому в 1970-1971 гг. фирма приглашала на свой стенд на автосалоне Earls Court обнажённых моделей, пока ей не пригрозили запретом на участие в выставке.
1972 Выпустив в общей сложности 1143 ед. TVR Vixen и 174 ед. TVR Tuscan, Артур и Мартин Лилли представили следующее семейство спортивных автомобилей, известное под общим названием M-Series. В него вошли TVR 1600M (с рядным 4-цилиндровым мотором Ford Kent объёмом 1598 см3 и мощностью 86 л.с.), TVR 2500M (с 2.5-литровым рядным 6-цилиндровым Triumph мощностью 105 л.с.) и TVR 3000M (с 3-литровым Ford Essex V6 мощностью 140 л.с.). Все три модели получили стеклопластиковый кузов с изменённым дизайном носа и хвоста (для американского рынка - с федеральными бамперами) и более жёсткую магистральную раму с расширенной колеёй, разработанную Майком Биглендом.
1975 На заводе TVR произошёл пожар, ущерб от которого составил £200000. Из-за топливного кризиса и повышения цен продажи TVR в США резко сократились, поэтому компания открыла представительства в Германии, Бельгии, Нидерландах и Швейцарии.
1976 К линейке M-Series присоединился TVR Taimar, оснащённый крышкой багажника как у хэтчбэка, с электроприводом. В остальном он был идентичен 2-дверному купе TVR 3000M. Через два года был разработан двухместный кабриолет TVR 3000S, иногда упоминаемый как Taimar Roadster. С 1976 по 1979 гг. также выпускались модификации Turbo с 3-литровым турбированным мотором Essex V6 мощностью 230 л.с., доработанным фирмой Broadspeed. За четыре года было построено 20 купе 3000M Turbo, 30 хэтчбэков Taimar Turbo и 13 кабриолетов 3000S Turbo. Всего с 1972 по 1979 гг. компания продала 2465 автомобилей серии М.
1980 80-е годы начались с дебюта модели Tasmin, ознаменовавшей собой отход от классического стиля в сторону клиновидной формы, предложенной дизайнером Оливером Уинтерботтомом. Новый кузов отличался длинным передним свесом, коротким хвостом и всплывающими фарами. На выбор предлагались двухместное купе с третьей дверью, купе 2+2 и двухместный кабриолет. Все три версии оснащались инжекторным двигателем Ford Colougne V6 объёмом 2792 см3 и мощностью 160 л.с. Конструкция принципиально не изменилась, но дисковые тормоза теперь устанавливались и на задние колёса.
1981 Публика не оценила прогрессивный дизайн TVR Tasmin, а высокая цена в период экономического спада начала 80-х гг. оказалась неуместной. Предложенная в 1981 г. модификация Tasmin 200 с 2-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 100 л.с. от Ford Pinto проблему не решила. С американского рынка компания ушла ещё в 1979 г., когда правительство конфисковало автомобилей на сумму £100000 из-за нарушения норм выбросов выхлопных газов. Как результат, над фирмой опять нависла угроза банкротства, и в конце года Мартин Лилли продал её богатому клиенту Питеру Уилеру, поставщику оборудования для нефтяной промышленности.
1983 Под руководством Уилера марка возвращается к большим 8-цилиндровым моторам с моделью TVR Tasmin 350i, которая получила алюминиевый двигатель Rover V8 объёмом 3532 см3 и мощностью 190 л.с.
1984 Отказавшись от названия Tasmin, TVR обозначает 6-цилиндровую модель индексом 280i, а 8-цилиндровую - 350i. В 1984-1987 гг. 145-сильная версия TVR 280i с большими чёрными бамперами была доступна на рынке США. К концу года появился TVR 390 SE (Special Equipment), оснащённый двигателем Rover V8 объёмом 3905 см3 и мощностью 275 л.с., вентилируемыми передними тормозами, широкими шинами Yokohama и передним спойлером.
1986 Учитывая неоднозначную оценку клиновидного стиля, компания возобновляет производство автомобилей в классическом кузове, с открытыми круглыми фарами и усечённым хвостом. В продажу поступили две модели с открытым верхом: TVR S и TVR V8S. На первую устанавливался 2.8-литровый мотор V6 мощностью 160 л.с. (впоследствии - 2.9-литровый мощностью 170 л.с.), на вторую - 4-литровый V8 мощностью 240 л.с. Всего с 1986 по 1994 гг. было произведено 2604 машины этой серии.

Тем временем семейство Tasmin дополнили модификации TVR 420 SE и TVR 420 SEAC. Обе имели двигатель Rover V8 объёмом 4226 см3 и мощностью 300 л.с., но у SEAC (Special Equipment Aramid Composite) кузов на 20% был сделан из кевлара. Внешне кабриолет отличался аэродинамическими обвесами, расширенными колёсными арками и задним спойлером. В 1988 г. объём цилиндров был увеличен до 4441 см3, и модификации получили названия 450 SE (320 л.с.) и 450 SEAC (325 л.с.). Из-за высокой цены было продано 40 ед. TVR 420 SEAC и всего 17 ед. TVR 420 SEAC. В 1989 г. их сменила модель TVR 400 SE (3948 см3, 275 л.с.), в 1991 г. переименованная в TVR 430 SE (4280 см3, 280 л.с.)

1989 Компания продолжает традиции клубного автоспорта с автомобилем TVR Tuscan Challenge, созданным для одноимённой гоночной серии. Первоначально задуманный как дорожная модель, он был основан на шасси S-Series, но получил 4.4-литровый двигатель Rover V8 с четырьмя карбюраторами Weber, мощностью 400 л.с., и аэродинамический кузов купе с обтекателями на фарах. За год было продано 43 таких машины, причём клиентам, участвовавшим в чемпионате, предоставлялась скидка в размере £16000.
1991 Родоначальником третьего поколения автомобилей TVR стал возрождённый Griffith. В полную противоположность клиновидному стилю 80-х гг., его двухместный кузов кабриолет не имел ни одной острой грани. Шасси по-прежнему представляло собой магистральную трубчатую раму с независимой передней и задней подвеской на пружинах и дисковыми тормозами на всех колёсах. На выбор предлагались три мотора Rover V8, объёмом 3947 см3 (240 л.с.), 4280 см3 (280 л.с.) или 4997 см3 (340 л.с.), все - с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
1992 На смену классической серии S приходит кабриолет TVR Chimaera. Он выглядел гораздо современнее, хотя сохранил стилистическое сходство с предшественниками. Шасси и двигатели были позаимствованы у Griffith, но Chimaera создавалась для поездок на большие расстояния, поэтому получила более мягкую подвеску и более роскошный салон.
1996 К кабриолетам Griffith и Chimaera присоединяется купе TVR Cerbera - удлинённая версия Chimaera с посадочной формулой 3+1. Это был первый автомобиль марки TVR, доступный с двигателями собственной разработки. Серия моторов AJP8 (названная по именам её создателей: Аль Меллинга, Джона Равенскофта и Питера Уилера) заменила устаревший Rover V8, поставка которого прекратилась в связи с покупкой Rover Group компанией BMW. Таким образом, на Cerbera были установлены двигатели Speed Eight V8 SOHC объёмом 4185 см3 (360 л.с.) или 4475 см3 (420 л.с.).
1998 На автосалоне в Бирмингеме представлен необычный TVR Tuscan, определивший фирменный стиль на следующее десятилетие. Он имел каскады из тройных круглых фар, длинный передненависной капот из двух сегментов, перфорированную решётку радиатора и жёсткую крышу, которая снималась в два этапа и складывалась в багажник. Автомобиль приводился в движение новым рядным 6-цилиндровым мотором Speed Six DOHC объёмом 3605 см3 (350 л.с.) или 3996 см3 (360 л.с.). С 2000 г. 4-литровый вариант можно было заказать и на модели Cerbera, которая тоже получила "каскадные" фары.
2000 Объединив два 6-цилиндровых блока Speed Six, инженеры TVR получили двигатель V12 объёмом 7730 см3 и мощностью 800 л.с. Он был применён на гоночном прототипе TVR Cerbera Speed 12 (Project 12/7), нацеленном на участие в чемпионате FIA GT1. Машина могла составить серьёзную конкуренцию McLaren F1, но из-за отмены серии GT1 она не смогла проявить свои способности.
2002 Модели Griffith и Chimaera уступают место лёгкому двухместному родстеру TVR Tamora, а также производным от него фастбэк-купе TVR T350C и тарге TVR T350T. Это были недорогие спорткары с аэродинамическим кузовом из стеклопластика, основанные на типичном для TVR магистральном шасси. Под капотом устанавливался рядный 6-цилиндровый двигатель Speed Six объёмом 3605 см3 и мощностью 350 л.с.
2003 TVR Tuscan стал доступен в модификации S с 4-литровым мотором Speed Six мощностью 400 л.с. Такую же мощность имел гоночный TVR Tuscan T400R, который отличался фиксированной крышей, передним сплиттером, дополнительными воздухозаборниками и большим антикрылом. Эти машины соревновались в Ле-Мане и различных чемпионатах GT в составе команд DeWalt, LNT и Peninsula. В 2003 г. был построен как минимум один дорожный экземпляр под названием TVR T440 - купе 2+2 с 440-сильным двигателем и увеличенным бензобаком. Конечной эволюцией автомобиля стал TVR Typhon (T550R), оснащённый компрессорным мотором мощностью 550 л.с. и секвентальной коробкой передач.
2004 Эпоху Питера Уилера завершает TVR Sagaris, разработанный на базе модели TVR T350. Автомобиль получил увеличенный до 3996 см3 рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью 406 л.с., дополнительные воздухозаборники, вентиляционные "жабры" в капоте и крыльях, заднее антикрыло и выведенные в сторону выхлопные трубы. Максимальная скорость Sagaris достигала 300 км/ч, при этом он не имел подушек безопасности, ABS и контроля тяги. Даже когда эти компоненты стали обязательными в ЕС, Уилер продолжал утверждать, что они подвергают водителя опасности, делая его слишком самоуверенным.

В июле 2004 г., когда убытки превысили £11 млн., компанию TVR приобрёл 24-летний Николай Смоленский - сын российского олигарха Александра Смоленского. Под его руководством не было выпущено ни одной новой модели, а продажи старых сократились с 12 до 3-4 ед. в неделю, несмотря на предпринятые меры по улучшению качества сборки. В 2005 г. прошёл незначительную модернизацию TVR Tuscan, у которого появилась версия кабриолет.

2006 По истечении срока аренды завода в Блэкпуле Смоленский закрывает предприятие и объявляет о планах перенести производство в Турин. В знак протеста в центре Лондона собрался целый автопарк владельцев TVR, получивший название "London Thunder". Тем не менее, фирма была разделена на три части (TVR Motors, TVR Power и Blackpool Automotive) и выставлена на торги, в результате 300 её сотрудников лишились работы. В 2007 г. Смоленский снова получил контроль над бизнесом и начал подготовку к возобновлению сборки TVR Sagaris в новом центре около Уэшама (Ланкашир). В 2010 г. права на марку заявляла немецкая фирма Gullwing, владевшая частью акций TVR, но ей было отказано.
2013 Николай Смоленский продаёт все активы компании английскому миллионеру Ле Эдгару и его партнёру Джону Чейси. Новые владельцы взяли на себя обязательства по техническому обслуживанию всех клиентов TVR и продаже оригинальных запчастей. В 2016 г. началось строительство завода в Эбб-Вейле (Уэльс), рассчитанного на 150 рабочих мест.
2017 К 70-летнему юбилею марки на мероприятии Goodwood Revival был представлен полностью новый TVR Griffith, разработанный в сотрудничестве с дизайнером Гордоном Мюрреем и фирмой Cosworth. Выполненный в лучших традициях бренда, автомобиль оснащён двухместным кузовом купе из углеродного волокна, алюминиевым монококом, 5-литровым атмосферным двигателем Ford V8 мощностью 500 л.с., 6-ступенчатой механической коробкой передач и карбоновым днищем с граунд-эффектом. Начало продаж запланировано на 2019 г.
Автомобили TVR
TVR Cerbera 1996-2003
TVR Chimaera 1992-2003
TVR Grantura 1958-1967
TVR Griffith 1964-1965
TVR Griffith 1992-2002
TVR Griffith 2018-н.в.
TVR Sagaris 2004-2006
TVR T350 2003-2006
TVR Taimar 1976-1979
TVR Tamora 2002-2006
TVR Tasmin 1980-1991
TVR Trident 1965
TVR Tuscan 1999-2006
TVR Engineering Ltd
1947-1958
1965-2013
Layton Sports Cars Ltd
1958-1961
TVR Cars Ltd
1961-1962
Grantura Engineering Ltd
1959-1965
TVR Automotive Ltd
2013-н.в.

 

Тревор Уилкинсон (1923-2008) и TVR Grantura
TVR Grantura Mk IV (1967)
TVR Vixen (1967)
TVR Tina Prototype (1967)
TVR Tuscan V8 (1969)
TVR 3000M (1971)
TVR Taimar Turbo (1976)
TVR Tasmin 280i 2+2 Coupe (1980)
TVR Tasmin 280i Convertible (1981)
TVR 390 SE Convertible (1984)
TVR 400 SE (1988)
TVR S2 (1989)
TVR Tuscan Challenge (1989)
TVR V8S (1991)
TVR Griffith 500 (1993)
TVR Speed 12 Prototype (1997)
TVR Cerbera (2000)
TVR Tuscan S (2002)
TVR T440 (2003)
TVR T350c (2003)
TVR Sagaris 2 Prototype (2008)
Комментарии (1)
2019-07-08 22:36, Гость:
Удалено модератором