Всего на сайте моделей 2853   модификаций  7218

Willys

Американская компания Willys-Overland имеет насыщенную и запутанную историю. Она образовалась в 1908 г., когда автомобильный дилер Джон Уиллис выкупил фирму Overland из Индианаполиса, находившуюся на грани банкротства. Вернув её к жизни, он перенёс производство на бывший завод Pope Motor Car Co. в Толедо (Огайо). С 1912 по 1918 гг. Willys-Overland был вторым по величине американским автопроизводителем после Ford. В 1915 г. Виллис получил право строить машины с бесклапанными двигателями, и для этого он создал отдельную марку Willys-Knight, а через два года основал ещё один бренд - Willys. К началу 20-х гг. Willys Corporation становится целой транспортной империей, но её чрезмерное разрастание приводит к хаосу в управлении. Чтобы провести реструктуризацию, Виллис нанял профессионального менеджера Уолтера Крайслера. В результате корпорация вышла из кризиса и в 1925 г. приобрела ещё одну марку - Stearns-Knight, а в 1927 г. заменила Overland новым бюджетным брендом Whippet.

В начале 30-х гг. компания Willys-Overland серьёзно пострадала от Великой депрессии и вынуждена была сократить модельный ряд до одного недорогого автомобиля Willys 77, оснащённого экономичным 4-цилиндровым двигателем. С незначительными обновлениями он выпускался до начала Второй мировой войны. Затем фирма получила шанс выжить, подписав контракт на поставку внедорожников Willys MB для американской армии. После войны она вернулась на рынок с гражданской версией этого джипа - Willys CJ. На её базе были разработаны заднеприводные машины Station Wagon и Jeepster. Попытка конкурировать в сегменте компактных автомобилей с моделью Willys Aero (1952-1955) потерпела крах, и в 1953 г. компания Willys-Overland вошла в состав Kaiser Motors. В 1955 г. производство Willys Aero было перенесено в Бразилию, а в Толедо продолжали строиться внедорожники серии CJ. В 1963 г. подразделение Willys Motor Company было переименовано в Kaiser-Jeep.
 

История Willys
1903 История компании Willys-Overland берёт начало в 1902 г., когда Клод Кокс, выпускник Росского политехнического института, построил свой первый трёхколёсный автомобиль. Через год он нашёл партнёра в лице Чарльза Миншелла, владельца Standard Wheel Company из Терре-Хота (Индиана). В рамках этой фирмы было создано подразделение Overland, которое до конца 1903 г. изготовило две машины Overland 13, оснащённые 1-цилиндровым мотором мощностью 5 л.с. За ними последовали несколько 2-цилиндровых моделей с разной колёсной базой, и предприятие приступило к серийному производству. В 1905 г. появился 4-цилиндровый автомобиль мощностью 15 л.с. - Overland 18.
1906 Чарльз Миншелл отказывается от автомобильного отдела, рассматривая его как малоприбыльный. Клод Кокс находит другого инвестора - Дэвида Пэрри, основателя Parry Mfg. Co. Партнёры делят акции Overland Auto Company в пропорции 51:49 в пользу Пэрри, и открывают новый завод в Индианаполисе. Там возобновляется выпуск двух 4-цилиндровых моделей: Overland 18 и Overland 22 (с 2.5-литровым двигателем мощностью 18 л.с.).
1908 Компания Overland терпит убытки и оказывается на грани банкротства. Узнав об этом, Джон Виллис, задумавшийся о создании собственного автомобильного бизнеса, приезжает в Индианаполис, погашает все долги и выкупает фирму, переименовав её в Willys-Overland Company. К концу модельного года было продано 465 автомобилей Overland 24 и 26, которые приводились в движение 2.8-литровыми 4-цилиндровыми моторами мощностью 22 л.с. Это принесло $58000 чистой прибыли.
1909 Виллис приобретает обанкротившуюся компанию Pope Motor Car Co., недавно построившую большой завод в Толедо (Огайо). В новых цехах начинается производство новых моделей, среди которых - Overland Model 38, оснащённый 3.3-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 30 л.с. и коробкой передач со скользящими шестернями (вместо планетарной). В линейке были и большие 3.7- и 4.2-литровые автомобили. Всего за 1909 г. было продано 3700 машин.
1912 Выпустив за год почти 26000 автомобилей, Willys-Overland становится вторым по величине американским автопроизводителем после Ford Motor Company. Модельный ряд состоит уже из четырёх машин с разными моторами и колёсными базами: 3.3-литровой Overland 58, 3.7-литровой Overland 59, 3.9-литровой Overland 60 и 4.4-литровой Overland 61.
1915 Оценив во время поездки в Великобританию преимущества бесклапанных двигателей Найта (на примере Daimler), Джон Виллис решил установить их на свои автомобили. Чтобы не платить Чарльзу Найту за лицензию, он покупает предприятие Edwards Motor Car Company, уже получившее соответствующие права. В 1915 г. в Элирии (Огайо) был поставлен на конвейер недорогой автомобиль с 4.5-литровым рядным 4-цилиндровым двигателем Найта мощностью 45 л.с. Он поступил в продажу под отдельным брендом Willys-Knight, в то время как модели с традиционными клапанными силовыми агрегатами по-прежнему назывались Overland. Теперь клиент мог выбирать между 4-цилиндровыми сериями Overland 80 (3.9 л, 35 л.с.) и Overland 81 (3.7 л, 30 л.с.) и 6-цилиндровой Overland 82 (5.0 л, 50 л.с.). На всех машинах появляется электрическое освещение от Electric Auto-Lite Company, присоединённой к Willys-Overland в 1914 г.
1917 Джон Виллис выкупает целый ряд разноотраслевых компаний (канадского автопроизводителя Russell Motor Car Co., изготовителя шин Fisk Rubber Co., авиационную Curtiss Aeroplane and Motor Co., New Process Gear Co., тракторную Moline Plow Co., моторостроительную Duesenberg Motors Co. и др.) и объединяет их в рамках холдинга Willys Corporation.

Под маркой Overland выпускаются 4-цилиндровые модели 75В (2.5 л, 30 л.с.), 90 (2.9 л, 32 л.с.) и Four-85 (3.9 л, 35 л.с.) и 6-цилиндровая Six-85 (3.7 л, 40 л.с.), под маркой Willys-Knight - 4-цилиндровая 88-4 (3.9 л, 40 л.с.) и 8-цилиндровая 88-8 (4.7 л, 65 л.с.). Ценовой промежуток между продукцией этих брендов занимают автомобили Willys: Six 88 и Six 89, обе с нижнеклапанным 5-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 45 л.с.

1919 Виллис договаривается с английской компанией Crossley Motors о создании совместного предприятия Willys-Overland-Crossley с филиалами в Стокпонте (Великобритания), Берлине (Германия) и Антверпене (Бельгия). Тем временем на американском рынке Willys-Overland опускается со 2-го на 5-е место в отраслевом рейтинге. В связи с окончанием Первой мировой войны Виллис вынужден продать авиационное (Curtiss) и тракторное (Moline Plow) подразделения и отказаться от марки Willys, рыночную нишу которой занял новый автомобиль под названием Stephens.
1921 Willys Corporation разрастается настолько, что становится неуправляемой. С целью проведения реструктуризации акционеры нанимают профессионального менеджера - Уолтера Крайслера из General Motors. Выпросив себе немыслимую зарплату в $1 млн. в год, Крайслер приступает к продаже ненужных активов ради погашения долгов. Параллельно он берёт на работу инженеров Карла Брира, Оуэна Скелтона и Фреда Зедера ("трёх мушкетёров" из Studebaker), чтобы создать новый автомобиль - Willys Six.
1923 Между Виллисом и Крайслером разгорается конфликт, связанный с нежеланием последнего снизить вслед за конкурентами цены на автомобили. В результате Крайслер уходит, чтобы возглавить компанию Maxwell-Chalmers (впоследствии преобразованную в Chrysler Corporation), и забирает с собой проект Willys Six (впоследствии поступивший в производство как Chrysler Six). Джон Виллис берёт управление корпорацией Willys в свои руки, и первым делом продаёт Уильяму Дюранту завод в Элизабет, где планировалось выпускать Willys Six.

В первой половине 20-х гг. модельный ряд Willys Corporation состоит из трёх автомобилей разных брендов: 2.3-литрового 4-цилиндрового Overland, 3-литрового 4-цилиндрового Willys-Knight и 3.7-литрового 6-цилиндрового Stephens.

1925 С конвейера завода Willys-Overland ежедневно сходит 850 машин, за год - свыше 200000. Прибыль возрастает, и Джон Виллис снова начинает политику экспансии. Выкупив фирму F.B. Stearns Co. из Кливленда (Огайо), он включил в свою линейку три престижных модели Stearns-Knight: 4.1-литровую 4-цилиндровую B4, 4.1-литровую 6-цилиндровую C6-95 и 4.8-литровую 6-цилиндровую S6-95. Более доступные автомобили Overland и Willys-Knight также переходят на 6-цилиндровые силовые агрегаты.
1926 Чтобы оживить продажи недорогих автомобилей, Виллис запускает в производство новую бюджетную модель Overland Whippet 4/6. При цене от $495 она была самой дешёвой на рынке, но при этом имела 4-цилиндровый мотор мощностью 35 л.с. с водяным насосом и вентилятором, тормоза на всех колёсах и кузов в одном стиле с машинами старших брендов. За год было продано 100000 единиц, что заставило Виллиса в 1927 г. отказаться от марки Overland, полностью заменив её продукцией Whippet. Тем временем на другом конце ценового диапазона Stearns-Knight становится настоящим люксовым автомобилем, оснащённым 6.3-литровым рядным 8-цилиндровым двигателем Найта мощностью 112 или 120 л.с.
1930 Пока Виллис служил американским послом в Польше, его корпорация рушилась под воздействием Великой депрессии. Не прошло и двух месяцев с момента биржевого краха в 1929 г., как была ликвидирована фирма Stearns-Knight. Самый доступный её автомобиль, оснащённый 4.2-литровым 6-цилиндровым двигателем с золотниковыми клапанами мощностью 70 л.с., был переименован в Willys-Knight 66A. В 1931 г. та же судьба постигла и марку Whippet, которая поделилась своей 6-цилиндровой моделью Whippet 98А с брендом Willys, сменившим её название на Willys 98B. В разгар экономического кризиса все европейские заводы Willys были закрыты, но компания попыталась удержаться на плаву за счёт производства грузовиков. До конца 1932 г. она продолжает строить автомобили Willys-Knight с устаревшими бесклапанными моторами, но вместе с ними выпускаются и более прогрессивные модели, в том числе недорогой Willys 8-80 с 4-литровым 8-цилиндровым двигателем мощностью 80 л.с.
1933 Вернувшись с дипломатической службы, Джон Виллис предпринял попытку спасти компанию от Великой депрессии путём создания компактного и экономичного автомобиля для малообеспеченных американцев. В результате был выпущен Willys 77, цены на который начинались с $395 за двухместное купе. Модель имела стильный кузов с наполовину интегрированными фарами, а под капотом у неё стоял 2.2-литровый рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 48 л.с., потреблявший всего 9.4 л. бензина на 100 км.

Несмотря на все усилия Виллиса, его корпорация всё же была признана банкротом. В рамках реструктуризации она избавилась от лишних активов, включая канадский филиал, и оставила за собой только основной завод в Толедо. Модельный ряд пришлось значительно сократить, отказавшись от бренда Willys-Knight. В 1935 г. компанию за $2.5 млн. выкупила группа инвесторов во главе с Уордом Кенедейем, и через год реорганизация завершилась её переименованием в Willys-Overland Motors.

1937 В ходе рестайлинга Willys 77, теперь обозначенный как Willys Series 37, получил новый аэродинамический кузов с необычной треугольной решёткой радиатора, наклонным лобовым стеклом и встроенными в передние крылья фарами. Шасси и 2.2-литровый двигатель остались без изменений.
1939 Компанию возглавляет Джозеф Фрейзер, бывший менеджер Chrysler. В течение этого года автомобили продавались под маркой Willys-Overland, но затем от неё снова отказались в пользу Willys. Кроме полукруглых фар и заострённого "акульего носа", модель 1939 г. отличалась удлинённой до 102" колёсной базой, 4-цилиндровым мотором объёмом 2196 см3 и мощностью 61 л.с. и гидравлическими тормозами Lockheed на всех колёсах.
1940 Обновлённый Willys получил аэродинамический кузов в стиле Ford, доступный в вариантах купе, седан, деревянный универсал и пикап. Через год колёсная база была увеличена до 104", мощность 4-цилиндрового двигателя - до 63 л.с. В таком виде Willys 441/442, известный как Americar, выпускался в 1941-1942 гг., оставаясь самым дешёвым автомобилем в своём классе. После войны он стал популярен среди хот-роддеров, которые устанавливали на его лёгкое шасси большие моторы V8.
1941 Компания Willys-Overland берёт участие в конкурсе на создание первого многофункционального транспортного средства повышенной проходимости для американской армии. В 1940 г. вместе с Bantam и Ford она согласилась на условия контракта, по которому предусматривалось изготовление рабочего прототипа за 49 дней и экспериментальной партии машин за 75 дней. В отличие от Bantam, ей не удалось закончить проект в оговоренный срок, но на испытаниях её вездеход - Willys Quad - показал наилучшие результаты. В конечном итоге, военное ведомство обязало все три фирмы выпустить по 1500 экземпляров своих внедорожников, после чего окончательно выбрало Willys как образец для стандартизации. В конце 1941 г. на конвейерах заводов Willys-Overland и Ford началось массовое производство двух одинаковых моделей: Willys MB и Ford GPW. Обе оснащались 2.2-литровым 4-цилиндровым мотором Willys Go-Devil мощностью 60 л.с.

Благодаря своей простой и надёжной конструкции Willys MB получил универсальное применение в армии США и союзников: его использовали как командирский и разведывательный автомобиль, как артиллерийский тягач, как радиостанцию на колёсах, как грузовик и как санитарный транспорт. Компании Hotchkiss (Франция) и Mahindra (Индия) выпускали Willys MB по лицензии, а Land Rover, Toyota, Nissan, Mitsubishi и ГАЗ спроектировали по его образцу собственные внедорожники. Всего за годы Второй мировой войны было произведено 647925 джипов, из них 361339 - на заводе Willys. Впоследствии прозвище Jeep, закрепившееся за Willys MB, компания Willys-Overland сделала своим фирменным знаком.

1945 После войны руководство Willys-Overland решило не возвращаться к выпуску легковых автомобилей, а сосредоточится на производстве гражданских внедорожников. В 1945 г. поступил в продажу Willys-Overland CJ-2A - модернизированная версия Willys MB с увеличенными фарами, откидным задним бортом и холщёвым тентом с боковыми занавесками. Автомобиль оказался популярен среди фермеров, скотоводов, охотников и лесников, поскольку мог преодолевать бездорожье.
1946 Willys-Overland нанимает промышленного дизайнера Брукса Стивенса, чтобы разработать на базе CJ-2A грузопассажирские модификации: 3-дверный универсал Station Wagon и пикап Truck. Поскольку у фирмы не было штамповочного оборудования для изготовления сложных панелей, обе машины были оформлены как джип, но универсал получил цельнометаллический кузов, впервые в своём классе. Кроме того, Willys Station Wagon имел независимую переднюю подвеску на поперечной рессоре и задний привод (но с 1949 г. был доступен и в полноприводном варианте). На выбор предлагались два нижнеклапанных силовых агрегата: рядный 4-цилиндровый Go-Devil объёмом 2199 см3 и мощностью 60 л.с. или рядный 6-цилиндровый Lightning объёмом 2433 см3 и мощностью 72 л.с. (с 1948 г.).
1948 В продажу поступил третий автомобиль по проекту Стивенса - Willys Jeepster. Это был 2-дверный 5-местный фаэтон, оборудованный мягкой крышей на заклёпках с пластиковыми боковыми окнами. Выглядел он как джип, в техническом плане не отличался от заднеприводного Willys Station Wagon, но стоил $1765 - дороже, чем полноразмерные кабриолеты Ford и Chevrolet. В связи с этим за три года было продано всего 19132 единицы.
1950 На время Корейской войны Willys-Overland возобновляет производство модернизированного армейского внедорожника Willys M38. Впоследствии его окончательная версия была положена в основу следующего поколения гражданских джипов - Willys CJ-5 (1954-1983). Тем временем модели Station Wagon и Jeepster получили новые моторы типа F-head с верхними впускными и нижними выпускными клапанами: рядный 4-цилиндровый объёмом 2199 см3 (72 л.с.) и рядный 6-цилиндровый объёмом 2638 см3 (90 л.с.), оба известные как Hurricane.
1952 Компания начинает выпускать полноценный легковой автомобиль - компактный 2-дверный седан Willys Aero. Он имел несущий кузов производства Murray Body Company и оснащался двумя рядными 6-цилиндровыми двигателями одинакового объёма (2638 см3): 75-сильным нижнеклапанным Lightning или 90-сильным Hurricane со смешанными клапанами (F-head). На экспорт поставлялись 4-цилиндровые версии, с 2.2-литровым мотором мощностью 72 л.с. Двухдверный седан был доступен в трёх модификациях (Lark, Wing и Ace), различавшихся отделкой и комплектацией, а к концу года появился ещё один кузов - 2-дверный хардтоп Willys Aero Eagle.
1953 Корпорация Kaiser Motors покупает фирму Willys-Overland и меняет её название на Willys Motor Company. Производство автомобилей Kaiser переносится с громадного завода Уиллоу-Ран в Толедо (Огайо). Внедорожники серии CJ продолжают пользоваться спросом, но продажи легковой модели Willys Aero падают, несмотря на появление в линейке 4-дверного седана и включение в список опций автоматической коробки передач GM Hydramatic и 3.7-литрового 6-цилиндрового двигателя Super Hurricane мощностью 115 л.с.
1955 В свой последний год незначительно обновлённый Willys Aero предлагался в трёх модификациях: Ace, Custom и Bermuda. Первые две предлагались как 2-х или 4-дверный седан, последняя - как 2-дверный хардтоп. На фоне "ценовой войны" между Ford и Chevrolet компактный Willys Aero был слишком дорогим, чтобы оставаться конкурентоспособным. По этой причине руководство Kaiser Motors снимает модель с производства и отправляет всё оборудование для её сборки на свой новый завод в Сан-Паулу (Бразилия). Там в 1960-1962 гг. она выпускалась как Aero-Willys. Тем временем в Толедо продолжают сходить с конвейера джипы Willys CJ-3B (1953-1968) и CJ-5 (1954-1983), а также производные от них заднеприводные модели Willys DJ (1955-1984) и Station Wagon (1946-1965).
1963 Американское отделение Kaiser Motors переименовано в Kaiser-Jeep. Со следующего года все его автомобили продаются под брендом Jeep, что означает конец марки Willys. Однако в Бразилии продолжает действовать фирма Willys-Overland do Brasil, на заводах которой выпускались легковые модели Aero-Willys 2600 (модернизированная Бруксом Стивенсом в 1963 г.), Willys Dauphine (лицензионная копия седана Renault Dauphine) и Willys Interlagos (двойник спорткара Alpine A108, выпущенный в 1962-1965 гг. в количестве 820 единиц). Окончательно марка Willys исчезла с латиноамериканского рынка в 1969 г., когда предприятие выкупила компания Ford.
Автомобили Willys
Willys Aero 1952-1955
Willys Americar 1941-1942
Willys Jeep CJ 1945-1983
Willys Jeep MB 1941-1945
Willys Jeepster 1948-1950
Willys Station Wagon 1946-1965
Willys-Knight 1915-1933
Overland Division, Standart Wheels Co.
1903-1906
Overland Auto Company
1906-1908
Willys-Overland Company
1908-1936
Willys-Overland Motors
1936-1953
Willys Motor Company, Kaiser Motors
1953-1964

 

Джон Норт Виллис (1873-1935)

Джон Виллис родился в местечке Канандаигуа (Нью-Йорк). В 19 лет, бросив юридический колледж, начал продавать велосипеды марки New Mail. Эта деятельность привела его к созданию мастерской по ремонту, а затем и производству велосипедов, но в 1896 г. её пришлось закрыть. Выкупив фирму Elmira Arms Company, Виллис стал крупным велосипедным дилером. В 1900 г. он обратил внимание на новый вид транспортного средства - автомобиль. В 1906 г. Виллис основал The American Motor Car Sales Co. и подписал контракт на реализацию продукции двух автопроизводителей - American Underslung и Overland. Через год, когда возникли проблемы с поставками машин Overland, Виллис отправился в Индианаполис и спас эту компанию от банкротства, став её владельцем. Вскоре предприятие было переименовано в Willys-Overland и заняло второе место по величине в своей отрасли.

На протяжении 1910-х гг. Виллис одну за другой скупал мелкие фирмы, пока не сформировал на базе Willys-Overland целый промышленный холдинг с 7-этажной штаб-квартирой в Толедо (Огайо). К 1919 г. у него в распоряжении было уже три автомобильных марки (Overland, Willys и Willys-Knight), под которыми выпускалось восемь моделей разных ценовых категорий. Однако из-за чрезмерного расширения и забастовок рабочих корпорация стала неуправляемой. В 1921 г. Виллис вынужден был нанять на должность генерального директора бывшего вице-президента General Motors Уолтера Крайслера, предоставив ему беспрецедентную зарплату в $1 млн. в год. Крайслер попытался прибрать бизнес к рукам, но акционеры не дали ему это сделать, и в 1923 г. директором снова стал Джон Виллис. Он завершил реструктуризацию, избавившись от ряда ненужных предприятий. В 1925 г. Willys-Overland снова начал расти, поглотив фирму F.J. Stearns Co. из Кливленда (Огайо). До конца десятилетия у Willys-Overland появилось ещё одно подразделение под названием Whippet, а также несколько заводов в Европе.

Добившись успеха в автомобильном бизнесе, Джон Виллис начал строить политическую карьеру. В 1930 г. он вступил в команду президента Гувера, который назначил его первым послом США в Польше. Через два года предприниматель вернулся в Толедо, чтобы спасти компанию Willys-Overland от Великой депрессии, но на этот раз ему не удалось избежать банкротства. В 1935 г. Виллис умер от инсульта в своём доме в Нью-Йорке. 

Overland Model 38 Roadster (1910)
Overland Model 71 5-passenger Touring (1913)
Overland Model 83 Raceabout (1915)
Overland Model 90B Touring (1918)
Willys-Knight Sedan (1927)
Falcon-Knight Model 10 Speedster (1927)
Whippet Landau (1927)
Stearns-Knight Model F 6-85 Roadster (1928)
Willys Model 77 Coupe (1933)
Willys Model 37 Coupe (1937)
Willys Model 38 Sedan (1938)
Willys Model 38 Pickup (1938)
Willys-Overland Sedan (1940)
Willys MB (1944)
Willys-Overland CJ-2A (1945)
Willys Jeep Truck (1947)
Willys Station Wagon (1950)
Willys Aero Lark (1952)
Willys Aero 4-door Sedan (1953)
Aero-Willys (1960)
Комментарии (0)