Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7398

ГАЗ

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) - первое в СССР предприятие, освоившее массовое производство легковых автомобилей. Основано в 1932 г. в Нижнем Новгороде в рамках предусмотренного пятилетним планом сотрудничества с американской компанией Ford. В довоенные годы завод выпускал лицензионные копии моделей Ford - ГАЗ-А и ГАЗ-М1, а также спроектированный на основе последнего ГАЗ-11 с рядным 6-цилиндровым мотором. В 1946 г. конструкторы ГАЗа создали легендарную "Победу" ГАЗ-М20 - первую советскую машину отечественной разработки. В 1956 г. ей на смену пришла не менее известная "Волга" ГАЗ-21, положившая начало серии автомобилей среднего класса ГАЗ-24 (1968), ГАЗ-3102 (1981) и ГАЗ-3110 (1997), которая оставалась в производстве до 2008 г. В меньших количествах завод строил лимузины для партийных чиновников: ГАЗ-12 ЗИМ (1950), "Чайку" ГАЗ-13 (1959) и ГАЗ-14 (1977).

Легковые модели ГАЗ поставлялись преимущественно на государственную службу, в таксопарки и на экспорт, и лишь единицы попадали в частные руки. Тем не менее, в конце 80-х гг. они занимали больше половины годового выпуска предприятия, а остальная часть приходилась на грузовики средней грузоподъёмности.  При переходе на рыночную экономику устаревшие автомобили ГАЗ оказались неконкурентоспособными, уступая зарубежным моделям по качеству сборки. Фирма смогла преодолеть кризис 90-х гг. благодаря введению нового малотоннажного грузовика "Газель", и сегодня группа "ГАЗ" является ведущим производителем лёгкого коммерческого транспорта (LCV) в России.

История ГАЗ
1929 31 мая 1929 г. Высший совет народного хозяйства СССР заключил соглашение с американской фирмой Ford Motor Company о технической помощи в организации производства легковых и грузовых автомобилей. В соответствии с договором, Советский Союз закупил автомобилей и запчастей на $13 млн, а Ford предоставлял техническую поддержку на 9 лет, осуществлял проектирование моделей и давал лицензию на выпуск своих машин. В качестве места для постройки нового завода был выбран Нижний Новгород, соответственно предприятие назвали Нижегородский автомобильный завод им. Молотова (НАЗ).
1932 Завод НАЗ был построен в рекордно короткие сроки, и уже в январе 1932 г. с конвейера сошёл первый грузовик - "полуторка" ГАЗ-АА, практически идентичная американской модели Ford AA. Производство началось именно с грузовиков, потому что интенсивное развитие промышленности СССР, предусмотренное первыми двумя пятилетками, было невозможно без соответствующего транспорта, одинаково пригодного для использования на стройках, в колхозах и в армии.

В конце года завод освоил выпуск первого советского легкового серийного автомобиля - ГАЗ-А. Это была лицензионная копия Ford Model A с 4-дверным кузовом фаэтон, незначительно модифицированного для эксплуатации в российских условиях. ГАЗ-А создавался как служебная машина для государственных органов, таксопарков и Красной армии. Спереди ГАЗ-А и ГАЗ-АА выглядели одинаково и оснащались нижнеклапанным рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 3285 см3 и мощностью 40 л.с.

1933 Нижний Новгород был переименован в Горький, соответственно предприятие стало называться Горьковским автомобильным заводом. На должность главного конструктора ГАЗ был назначен А.А. Липгарт. Поскольку ГАЗ-А и ГАЗ-АА оставались единственными серийными моделями, на их основе были разработаны всевозможные модификации: 17-местный автобус ГАЗ 03-30, трёхосный грузовик ГАЗ-ААА, самосвал ГАЗ-410, лёгкий пикап ГАЗ-4, седан с цельнометаллическим кузовом ГАЗ-6 и др.
1935 В названии завода ГАЗ и в индексе следующей модели М1 ("Молотовец-1") была увековечена фамилия председателя Совнаркома СССР В. Молотова. Договор о техническом сотрудничестве с Ford продолжал действовать, поэтому ГАЗ-М1 разрабатывался на основе 4-дверного седана Ford Model 40 1934 г., но с учётом холодного климата и плохих дорог. Автомобиль получил усиленную раму, подвеску на продольных рессорах вместо поперечных и проверенный 3.3-литровый 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 л.с. вместо американского V8. "Эмка" стала самой массовой довоенной машиной в СССР: с 1936 по 1943 гг. было построено 62888 экземпляров, плюс 5382 пикапа ГАЗ-М415.
1940 Дальнейшее развитие ГАЗ-М1 проходило уже без участия Ford, поэтому его модернизированный вариант под названием ГАЗ-11-73 получил 76-сильный рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 3485 см3, позаимствованный у Dodge. Другие изменения заключались в усиленной подвеске и аэродинамической полукруглой решётке радиатора. ГАЗ-11-73 выпускался в 1940-1941 и 1945-1946 гг., всего было произведено 1147 экземпляров.
1941 С началом Великой Отечественной войны на ГАЗе свернули производство легковых автомобилей и переориентировались на выпуск военной техники: танков Т-60, Т-70 и Т-80, самоходных артиллерийских установок СУ-76, бронеавтомобилей БА-64, миномётов и ленд-лизовских грузовиков Ford и Chevrolet. Большой вклад в оснащение Красной армии внесли конструкторы ГАЗ во главе с В.А. Грачёвым, которые в 1941 г. разработали полноприводный военный внедорожник ГАЗ-64 - аналог американского Willys Jeep. Он был основан на одном шасси с командирским седаном ГАЗ-61-73 - полноприводной версией ГАЗ-11-73, предназначенной для офицерского состава, но оснащался 3.3-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с. Обе машины были незаменимыми на фронтовом бездорожье.

В 1943 г. Горьковский завод неоднократно подвергался налётам вражеской авиации, но был полностью восстановлен за 100 дней. В том же году поступил в производство усовершенствованный армейский вездеход ГАЗ-67 (1943-1953), впоследствии получивший применение в народном хозяйстве и на Корейской войне. После окончания Великой Отечественной завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной Войны I степени.

1946 На заключительном этапе войны командой А. Липгарта был создан легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-М20, более известный под названием "Победа". Он стал первой советской моделью с несущим кузовом, гидравлическими барабанными тормозами и электрическими стеклоочистителями. ГАЗ-М20 имел независимую переднюю подвеску на пружинах, 3-ступенчатую механическую коробку передач и нижнеклапанный рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 2120 см3 и мощностью 50 л.с. Дизайн "Победы" считался самым передовым для своего времени: 4-дверный кузов седан отличался покатой крышей фастбэк и понтонной структурой с плоскими бортами.

В 1945 г. ГАЗ-М20 был одобрен самим Сталиным и через год поступил в серийное производство. Первая партия машин имела множество недоработок, для устранения которых потребовалось временно остановить конвейер в 1948 г. Тем не менее, "Победа" оказалась самой массовой моделью ГАЗ: С 1946 по 1958 гг. было построено 235999 ед. На её основе завод разработал такие модификации, как М20А (такси), М20Б (кабриолет), М20В (модернизированный вариант 1955 г. с новой решёткой радиатора и пересмотренным интерьером) и М20Г (седан для КГБ с 6-цилиндровым мотором). Одновременно с "Победой" в 1946 г. в Горьком был выпущен 2.5-тонный грузовик ГАЗ-51 (1946-1975).

1950 На ГАЗе началась сборка первой модели представительского класса - седана ЗИМ-12, в 1957 г. переименованного в ГАЗ-12. Он был примечателен тем, что при длине колёсной базы 3700 мм имел несущий кузов, как у "Победы", но при этом вмещал 8 человек. Автомобиль оснащался 3.5-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. и 3-ступенчатой механической коробкой передач с гидромуфтой, которая делала её фактически полуавтоматической. ЗИМ-12 создавался для партийной номенклатуры, но был доступен и в свободной продаже по цене 40000 рублей. Всего с 1950 по 1959 гг. было построено 21527 ед., включая такси и скорые.
1953 На смену военному джипу ГАЗ-67 пришёл внедорожник ГАЗ-69, который выпускался как в армейской (ГАЗ-69), так и в гражданской (ГАЗ-69А) версиях. Оснащался 4-цилиндровым мотором ГАЗ-М20 мощностью 52 л.с. и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. На его полноприводной платформе был основан автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-М72 с кузовом от "Победы". В 1955 г. на заводе были изготовлены опытные экземпляры компактного 2-местного вездехода ГАЗ-73 и заднемоторной малолитражки ГАЗ-18, которые так и остались на стадии прототипов, но впоследствии стали основой соответственно для полноприводных "Москвичей" и заднемоторного "Запорожца". С 1956 г. производство ГАЗ-69 было перенесено на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ).
1956 На ГАЗе были построены первые пять серийных автомобилей ГАЗ-21, предшествовавшие началу полномасштабного производства в 1957 г. Это была совершенно новая модель среднего класса с несущим трёхобъёмным кузовом седан в американском стиле, комфортабельным салоном и неплохой по тем временам комплектацией. На первую партию ставились увеличенные нижнеклапанные моторы от "Победы", но уже в 1957 г. "Волга" получила инновационный рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель объёмом 2445 см3 с алюминиевым блоком и головкой, мощностью 70 л.с. Кроме того, ГАЗ-21 стал первой советской машиной, доступной с полностью автоматической (гидромеханической) коробкой передач, разработанной на основе трансмиссии Ford-o-Matic.

В первые годы выпуска "Волга" считалась стильной, динамичной и престижной машиной, поэтому получила признание за границей, особенно после выставки Expo '58 в Брюсселе, где советскому стенду с моделями ГАЗ присудили высшую награду - Гран-при. ГАЗ-21 массово экспортировался в страны социалистического блока и в Западную Европу, а в СССР использовался преимущественно в такси и милиции, хотя был доступен и в продаже населению.

1959 Чтобы не отставать от мировых тенденций в автомобильном дизайне и технологиях, конструкторы ГАЗа разработали замену для представительского ГАЗ-12 - знаменитую "Чайку" с индексом ГАЗ-13. С целью повышения жёсткости и увеличения габаритов от несущего кузова отказались в пользу X-образной рамы, а внешне модель получилась похожей на американский Packard. Как и подобает машине такого класса, ГАЗ-13 получил алюминиевый 5.5-литровый двигатель V8 мощностью 195 л.с., соединённый с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач с кнопочным управлением. На "Чайку" впервые в СССР устанавливались усилитель руля, усилитель тормозов, электрические стеклоподъёмники и 5-диапазонный радиоприёмник с автопоиском и электроприводом антенны. "Чайки" не продавались на рынке, но служили в министерствах, посольствах и других государственных органах. Лимузин оставался в производстве до 1980 г.
1962 В продажу поступила модернизированная "Волга" ГАЗ-21 третьей серии с изменённым хромированным оформлением и двигателем мощностью 75 л.с., но уже без автоматической трансмиссии. В линейке появились такие модификации, как ГАЗ-22 (универсал), ГАЗ-22А (фургон), ГАЗ-22Б (скорая помощь) и ГАЗ-23 ("догонялка" для КГБ с мотором V8 от ГАЗ-13). Последняя 21-я "Волга" сошла с конвейера в 1970 г.
1968 Горьковский автомобильный завод представил первые серийные образцы модели ГАЗ-24, в 1970 г. полностью заменившей ГАЗ-21. Новая "Волга" получила низкий угловатый кузов с просторным салоном, усовершенствованный 2.4-литровый 4-цилиндровый двигатель с алюминиевым блоком мощностью 98 л.с., синхронизированную 4-ступенчатую механическую коробку передач, усилитель тормозов, 14-дюймовые колёса и ряд других доработок. ГАЗ-24 вытеснил своего предшественника на службе в такси и государственных учреждениях, но так и не поступил в массовую продажу.
1971 ГАЗ наградили вторым орденом Ленина за вклад в развитие народного хозяйства СССР. В результате реорганизации на основе 11 заводов-филиалов было создано производственное объединение "АвтоГАЗ". В 1972 г. серия ГАЗ-24 расширилась за счёт универсала ГАЗ-24-02, скорой помощи ГАЗ-24-03 и машины сопровождения для КГБ ГАЗ-24-24 с мотором V8 от "Чайки".
1977 В эпоху застоя темпы модернизации продукции ГАЗ снизились: на разработку новой "Чайки" на смену ГАЗ-13 потребовалось 10 лет. Габариты и колёсная база модели существенно увеличились, но шасси с Х-образной рамой практически не изменилось. 5.5-литровый двигатель V8 с двумя карбюраторами теперь выдавал 220 л.с., а в комплектацию вошли кондиционер и аудиосистема. По классу ГАЗ-14 стал роскошнее своего предшественника, соответственно предназначался он только для высшей партийной номенклатуры. Лимузины собирались вручную и в ограниченных количествах.
1981 После замены ГАЗ-13 более престижным ГАЗ-14 осталось много партийных чиновников, которым по статусу было не положено пересаживаться на обычную "Волгу". В результате пустую нишу между ГАЗ-24 и ГАЗ-14 заняла новая модель ГАЗ-3102, разработанная ещё в 1976 г. как вариант модернизации "Волги". Автомобиль получил более современный кузов с прямоугольными фарами и улучшенную внутреннюю отделку, но технически почти не отличался от ГАЗ-24, за исключением передних дисковых тормозов и 4-цилиндрового двигателя объёмом 2445 см3 с трёхкамерным карбюратором и форкамерно-факельным зажиганием, мощностью 105 л.с.

В 1981 г. Горьковский автомобильный завод отметил 50-летний юбилей и выпустил 10-миллионный ГАЗ. Вскоре начались работы над четвёртым поколением грузовиков ГАЗ и предназначенными для них дизельными моторами. Основной продукцией легкового подразделения оставался ГАЗ-24 и его модификации, а ГАЗ-3102 в связи с установленным ограничением на его массовую продажу собирался в небольших количествах и только в кузове седан.

1985 В сравнении с ГАЗ-3102 бюджетная 24-я "Волга" выглядела архаичной, но в производственные планы завода не входила замена её новой моделью. В 1985-1992 гг. выпускалась её модернизированная версия ГАЗ-24-10, которая отличалась чёрной пластиковой решёткой радиатора, встроенными дверными ручками и двигателем мощностью 100 л.с.
1988 С началом перестройки перед Горьковским заводом открылись широкие перспективы. В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость полного обновления модельного ряда и создания малотоннажного грузовика для нужд малого бизнеса. На смену устаревшей по всем показателям "Волге" должны были прийти дешёвый переднеприводный ГАЗ-3103 с упрощённой комплектацией, полноприводная модель среднего класса ГАЗ-3104 и представительский седан ГАЗ-3105 с мощными 6-ти и 8-цилиндровыми моторами. Последний представлялся и как новый автомобиль для партийной номенклатуры и КГБ. С него и началась разработка всего семейства, поскольку в 1988 г. М.С. Горбачёв под эгидой "борьбы с привилегиями" приказал снять с производства роскошный ГАЗ-14.
1992 Распад СССР оказался тяжёлым ударом для всей автомобильной промышленности страны. Отечественные машины, спроектированные по советским стандартам, не выдерживали конкуренции с технически передовыми импортными моделями, массово заполнившими рынок. Лишившись государственных заказов, ГАЗ был вынужден продавать некогда престижные "Волги" в частные руки по заниженным ценам. В 1992 г. завод был преобразован в открытое акционерное общество "ГАЗ", президентом которого стал Н.А. Пугин.

На 1992 г. пришёлся дебют двух новых легковых моделей. Первая, ГАЗ-31029, представляла собой комбинацию упрощённого кузова ГАЗ-3102 с технической начинкой "Волги" 24-10. Это был самый дешёвый автомобиль такого класса в России, и его продажи держались на высоком уровне: с 1992 по 1997 гг. построено 521650 ед. Завод работал с максимальной нагрузкой в три смены, но это негативно влияло на качество сборки. Многие машины красились прямо по металлу, без грунтования, что приводило к быстрой коррозии.

Второй моделью начала 90-х гг. стал престижный ГАЗ-3105 - современный 4-дверный автомобиль с аэродинамическим кузовом и карбюраторным двигателем V8 объёмом 3398 см3 и мощностью 170 л.с. На нём ГАЗ впервые применил такие решения, как подвеска типа Макферсон спереди и сзади, постоянный полный привод, реечное рулевое управление с гидроусилителем, 5-ступенчатая механическая коробка передач и электрически регулируемые сиденья. ГАЗ-3105 был представительским седаном мирового уровня, но из-за высокой цены ($50000) планы по выпуску 250 ед. в год осуществить не удалось. С 1992 по 1996 гг. было изготовлено всего 55 экземпляров.

1994 Выжить в тяжелый период середины 90-х гг. заводу помогла своевременная постановка в производство небольшого грузовика "Газель", востребованного среди частных предпринимателей. Впоследствии "Газели" и "Соболи" стали самыми популярными в России маршрутными такси. В 1995 г. с конвейера сошёл 15-миллионный ГАЗ, а в 1996 г. в производство поступил 4-цилиндровый двигатель нового поколения - 16-клапанный ЗМЗ-406 объёмом 2.3 л.
1997 В 1997 г. прототипы моделей ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 наконец были построены, но вместо них в продажу поступила более дешёвая в производстве модернизированная "Волга" - ГАЗ-3110, заменивший ГАЗ-31029. Автомобиль получил новую решётку радиатора, передние дисковые тормоза и усилитель руля, но проблемы с качеством сборки и безопасностью так и не были решены. ГАЗ приобрёл у австрийской компании Steyr лицензию на выпуск дизельных двигателей и заключил соглашения с несколькими зарубежными производителями на поставку отдельных элементов оборудования. В планы ОАО "ГАЗ" также входил запуск в серию внедорожного пикапа ГАЗ-2308 "Атаман" и организация в Нижнем Новгороде сборки автомобилей Fiat, но их осуществлению помешал дефолт 1998 г.
2000 Контрольный пакет акций ОАО "ГАЗ" выкупила компания "Базовый элемент" Олега Дерипаски, а через год предприятие вошло в состав холдинга "РусПромАвто", в 2005 г. преобразованного в промышленную группу "ГАЗ". В ходе реструктуризации было проведено распределение дивизионов по производственному принципу и создана полноценная дилерская сеть. Основной продукцией фирмы стали лёгкие коммерческие автомобили (LCV), но в модельном ряду осталась линейка легковых машин сегмента Е.

В 2000-2004 гг. было выпущено около 500 седанов бизнес-класса ГАЗ-3111. Это был очередной неудачный проект превратить "Волгу" в конкурентоспособную машину с обтекаемым кузовом в современном динамичном стиле. Советская заднеприводная платформа сочеталась в нём с новым 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-406, 5-ступенчатой коробкой передач, системой ABS, бортовым компьютером и климат-контролем.

2004 Последний рестайлинг "Волги" - седан ГАЗ-31105 - отличался от предшественника другой решёткой радиатора, каплевидными фарами и улучшенным интерьером. Автомобиль оснащался на выбор 4-цилиндровыми бензиновыми моторами ЗМЗ, дизельным ГАЗ-560 или 2.4-литровым двигателем Chrysler DOHC мощностью 150 л.с. Производство "Волги" окончательно завершилось в 2008 г., через 40 лет после появления ГАЗ-24. В 2005 г. на ГАЗе по заказу иорданского короля Абдулы II был разработан военный внедорожник ГАЗ-2330 "Тигр". Он был поставлен на конвейер Арзамасского машиностроительного завода и нашёл применение в российской армии и полиции.
2008 В рамках сотрудничества с корпорацией Chrysler на заводе ГАЗ на закупленном в США оборудовании начался выпуск лицензионной копии американского седана Chrysler Sebring под названием Volga Siber. Переднеприводная модель комплектовалась 4-цилиндровыми двигателями DOHC объёмом 2.0 или 2.4 л., 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической коробками передач. Развернуть полномасштабное производство помешал мировой финансовый кризис. В 2008-2010 гг. компания продала 8933 экземпляра Volga Siber, часть из них - госструктурам и силовым ведомствам. На этом история легкового подразделения ГАЗ закончилась. Сейчас заводы дивизиона используются для сборки моделей Chevrolet, Volkswagen и Skoda.
Автомобили ГАЗ
ГАЗ-11 1938-1946
ГАЗ-12 1950-1959
ГАЗ-13 "Чайка" 1959-1981
ГАЗ-14 "Чайка" 1977-1989
ГАЗ-16А 1962
ГАЗ-21 "Волга" 1956-1970
ГАЗ-24 "Волга" 1968-1992
ГАЗ-3102 "Волга" 1981-2008
ГАЗ-69 1953-1972
ГАЗ-А 1932-1936
ГАЗ-ГЛ-1 1940
ГАЗ-М1 1936-1943
ГАЗ-М20 "Победа" 1946-1958
ГАЗ-М73 1955
ГАЗ-ТР "Стрела" 1954
Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова
1932-1933
Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
1933-1957
Горьковский автомобильный завод
1957-1971
ПО "АвтоГАЗ"
1971-1973
ПО "ГАЗ"
1973-1992
ОАО "ГАЗ"
1992-2005
Группа "ГАЗ"
2005-н.в.

 

Андрей Александрович Липгарт (1898-1980)

Андрей Липгарт родился в Москве в многодетной семье бухгалтера с немецкими корнями. В 1915-1925 гг. учился в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана (МВТУ), с перерывом на службу в Красной Армии. В 1925 г. был принят на работу конструктором в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), где принимал участие в создании первого советского легкового автомобиля НАМИ-1, трёхосного грузовика ГАЗ-ААА и троллейбуса ЛК-1. В 1933 г. стал главным конструктором Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) и занимал эту должность следующие 20 лет. Под его руководством были разработаны модели ГАЗ-М1, ГАЗ-64, "Победа" и ЗИМ-12, а также в общей сложности 67 экспериментальных прототипов. С 1942 по 1950 гг. Липгарт получил пять Сталинских премий, последние две - за "Победу" и ЗИМ.

В 1951 г. карьера А.А. Липгарта на ГАЗе неожиданно завершилась: он был понижен до должности заместителя главного конструктора, а через год вообще отправлен рядовым сотрудником на завод УралЗИС в Миассе. Формально Липгарта отстранили по доносу одного из инженеров, но настоящую причину опалы связывают с недостатками первой серии "Победы", из-за которых Сталин лично распорядился остановить производство и всё исправить. Только после смерти Сталина в 1953 г. Липгарт смог вернуться в Москву, где возглавил кафедру "Автомобили" в МВТУ и занял пост главного конструктора НАМИ. До конца жизни Андрей Александрович занимался научной и педагогической деятельностью, в 1960 г. получил степень доктора наук. 

ГАЗ-А (1932)
ГАЗ-М1 (1936)
ГАЗ-67 (1943)
ГАЗ-М20В "Победа" (1955)
ГАЗ-21 "Волга" (1956)
ГАЗ-12М (1957)
ГАЗ-13 "Чайка" (1959)
ГАЗ-24-16 Прототип (1966)
ГАЗ-24 "Волга" (1968)
ГАЗ-3101 Опытный (1973)
ГАЗ-14 "Чайка" (1977)
ГАЗ-24-10 "Волга" (1985)
ГАЗ-31029 (1991)
ГАЗ-3102 (1992)
ГАЗ-3105 (1992)
ГАЗ-2308 "Атаман" (1996)
ГАЗ-3110 (1997)
ГАЗ-3103 Опытный (1997)
ГАЗ-3111 (1999)
ГАЗ-31105 (2004)
ГАЗ-2330 "Тигр" (2005)
ГАЗ Volga Siber (2008)
Комментарии (1)
2020-06-09 07:00, Гость:
Удалено модератором