![]() |
Gardner |
![]() |
В начале XX века Рассел Гарднер был крупным производителем гужевого транспорта из Сент-Луиса (Миссури). Его компания Banner Buggy Co., основанная в 1882 г., собственных автомобилей никогда не выпускала, но некоторое время строила кузова для Chevrolet. В 1915 г. Гарднер организовал у себя на заводе полную сборку Chevrolet 4-90 и взял под контроль всю дилерскую сеть марки к западу от реки Миссисипи. В итоге в 1918 г. он продал свой бизнес корпорации General Motors. Тем временем его сыновья, Рассел-младший и Фредерик, вернулись с военной службы в ВМФ США. В 1919 г. семья открыла новую фирму Gardner Motor Co., в которой отец стал председателем правления, Рассел-младший - президентом, а Фред - вице-президентом. Строить машины было решено из закупаемых деталей.
Первая модель, поступившая в продажу в 1920 г., оснащалась нижнеклапанным рядным 4-цилиндровым двигателем Lycoming объёмом 3150 см3 и мощностью 35 л.с. На шасси с колёсной базой 112” (2800 мм) устанавливались четыре типа кузова: туринг, седан, купе и родстер. В 1921 г. было продано 3800 автомобилей, в 1922 г. - уже 9000, чему способствовала длительная по тем временам гарантия - 1 год. В 1923 г. Gardner получил 3.5-литровый мотор мощностью 43 л.с. В 1924 г. известный гонщик Кэннонболл Бэйкер установил на нём новый трансконтинентальный рекорд, проехав зимой из Нью-Йорка в Лос-Анджелес за 4 дня, 17 часов и 8 минут. Продажи взлетели, и компания расширила завод с расчётом на производство 40000 автомобилей в год.
В 1925 г. фирма отказалась от 4-цилиндровых двигателей в пользу 6-цилиндрового (3.4 л, 57 л.с.) и 8-цилиндрового (4.5 л, 75 л.с.), тоже производства Lycoming. В 1926 г. они были увеличены до 3.7 л (60 л.с.) и 4.9 л (80 л.с.) соответственно, а уже через год в линейке остались только две 8-цилиндровые модели. В 1928 г. их стало три: 3.7-литровая Model 75 (76 л.с.), 4-литровая Model 85 (85 л.с.) и 4.9-литровая Model 95 (115 л.с.). Все они имели механические тормоза на четырёх колёсах и автоматическую смазку шасси Alemite. В 1929 г. серии были переименованы в 120, 125 и 130, количество типов кузова увеличилось до 16-ти, а число вариантов окраски - до 50-ти, плюс в стандартное оснащение вошли гидравлические тормоза. Однако в конце года произошёл обвал фондового рынка, и продажи автомобилей резко упали. В ответ в 1930 г. компания вернула 6-цилиндровую модель под индексом 136 (3 л, 70 л.с.) параллельно с 8-цилиндровыми Model 140 (4 л, 90 л.с.) и Model 150 (4.9 л, 126 л.с.).
Великая депрессия разрушила планы Гарднеров продавать машины через торговую сеть Sears и выпускать на своём заводе переднеприводный Ruxton фирмы New Era Motors. В 1930 г. компания разработала и представила на автосалоне в Нью-Йорке собственный прототип переднеприводного автомобиля с рядным 6-цилиндровым двигателем Continental мощностью 80 л.с. и низким кузовом от Baker-Raulang на шасси со 133-дюймовой (3380 мм) колёсной базой. На запуск его в серию денег не хватило, поскольку бизнес Гарднеров не приносил прибыли с 1927 г. В 1931 г. Рассел Гарднер-младший объявил акционерам о прекращении автомобильного производства. Ещё год предприятие занималось похоронным транспортом, а затем окончательно закрылось.
Gardner Model 120 | 1929 |
![]() 1919-1932 |