Всего на сайте моделей 2917   модификаций  7347

ГАЗ-М20 "Победа" (1946-1958)

Ссылки
Марка: ГАЗ
Предыдущая модель: -
Следующая модель: ГАЗ-21 "Волга"
Родственные модели: FSO Warszawa
Рейтинг (3) Всего 1      Оценить



ГАЗ-М20 "Победа" (1946-1955)

"Победу" без преувеличения можно назвать самым большим достижением советского автопрома. Благодаря этому автомобилю в отрасли был совершён настоящий прорыв: в кратчайшие сроки удалось не просто восстановить довоенные объёмы производства, но и выйти на один уровень с зарубежными конкурентами, а в чём-то даже превзойти их. Достаточно упомянуть тот факт, что в 30-е гг. все модели ГАЗ представляли собой копии американских Фордов, при этом специалисты завода, не имея опыта проектирования автомобиля с нуля, построили "Победу" всего за два года (1943-1945). Как и её предшественник ГАЗ-М1, "Победа" стала одним из символов сталинского периода истории СССР, и сегодня она является ценным наследием социалистической эпохи.

Проектирование нового автомобиля среднего класса было запланировано в феврале 1943 г., когда наметились первые признаки победы в войне. Предполагалось, что послевоенная страна будет нуждаться в современной, надёжной, экономичной и недорогой машине, пригодной для эксплуатации в соответствующих климатических и дорожных условиях. Конструкторы ГАЗа во главе с Андреем Александровичем Липгартом имели возможность изучить самые передовые достижения иностранных автопроизводителей на примерах трофейной техники и транспортных средств, поставленных по ленд-лизу, и лучшие из них применить на своей новой модели. Таким образом были сформированы основные черты будущего ГАЗа: несущий кузов понтонного типа, пониженные уровни пола и крыши, расположенный над передней осью 4-х или 6-цилиндровый двигатель, независимая передняя подвеска и гидравлические барабанные тормоза.

Дизайн "Победы" был разработан конструкторами Юрием Сорочкиным и Вениамином Самойловым. Они не ошиблись в выборе понтонной структуры кузова без выступающих передних и задних крыльев, хотя в довоенных автомобилях ещё не встречались плоские борта. В 1946 г. плоские крылья имели только модели Kaiser-Frazer, а другие американские производители применили их лишь к концу 40-х гг. Не менее революционной на тот момент была и крыша типа "фастбэк", плавно спускающаяся к заднему бамперу и включающая в себя крышку багажника. Она придавала машине стильный вид и улучшала аэродинамику (коэффициент лобового сопротивления составлял 0.34), но обладала и рядом недостатков: низкой пассажирской частью салона, плохим задним обзором и относительно небольшим багажником. Спереди "Победа" тоже выглядела современно благодаря состоявшей из трёх частей плоской решётке радиатора из горизонтальных планок, встроенным в передние крылья фарам и V-образному ветровому стеклу. Двери на прототипе открывались в разные стороны, но на серийной версии получили передние петли.

Построенная в 1944-1945 гг. опытная модель ГАЗ-25 оснащалась двумя альтернативными двигателями: 4-цилиндровым объёмом 2120 см3 (50 л.с.) и 6-цилиндровым объёмом 2700 см3 (62 л.с.). Оба силовых агрегата были нижнеклапанными и создавались на основе 3.5-литрового 6-цилиндрового мотора ГАЗ-11. 4-цилиндровый двигатель превосходил 6-цилиндровый в плане экономичности (10-11 л/100 км против 15 л/100 км), но не обеспечивал адекватной динамики. Тем не менее, выбор был сделан именно в его пользу, и точку в этом вопросе поставил Сталин. После испытательного пробега в 1945 г. прототипы были продемонстрированы высшему партийному руководству СССР. По легенде, советскому вождю предложили назвать автомобиль "Родиной", но после вопроса "Почём Родину продавать будете?" озвучили второе название - "Победа", на что Сталин ответил: "Невелика победа, но пусть будет "Победа". Окончательное решение о запуске в серию "Победы" под заводским индексом ГАЗ-М20 было принято в августе 1945 г., когда вышло Постановление ГКО "О восстановлении и развитии автомобильной промышленности".

ГАЗ-М20 был первым советским автомобилем (и одним из первых в мире) с несущим кузовом. Он не имел отдельной рамы, за исключением короткого лонжеронного переднего подрамника, прикреплённого к кузову болтами. Независимая передняя подвеска на поперечных рычагах и пружинах по большей части была позаимствована у Opel Kapitan. Ведущий задний мост с коническими шестернями главной передачи опирался на продольные полуэллиптические рессоры с рычажными гидравлическими амортизаторами. 3-ступенчатая механическая коробка передач с напольным рычагом была унаследована у ГАЗ-М1, но в начале 50-х гг. она получила синхронизаторы на двух высших скоростях и подрулевой переключатель. Низкий центр тяжести, мягкая подвеска и распределение веса по осям в отношении 49% на переднюю и 51% на заднюю делали машину лёгкой в управлении.

При колёсной базе 2700 мм салон у "Победы" был намного просторнее, чем у предшественников, в первую очередь за счёт смещённого вперёд двигателя. Два дивана с пружинами, мягкой набивкой и шерстяным покрытием позволяли разместиться шестерым пассажирам, передний диван регулировался в продольном направлении. Панель приборов была выполнена из металла и пластмассы, на ней симметрично располагались круглые спидометр и часы. Интерьер можно было заказать в бежевом, коричневом или сером цвете, внутренние металлические рамы стёкол окрашивались под дерево. В стандартное оборудование входили гидравлические барабанные тормоза на всех колёсах, 12-вольтовая система электропроводки, внутреннее зеркало заднего вида, электрические стеклоочистители, два солнцезащитных козырька, две пепельницы, прикуриватель и лампы на потолке, под капотом и в багажнике.

Первые экземпляры "Победы" были собраны на Горьковском заводе в июне 1946 г., но из-за трудностей постановки в производство до конца года получилось изготовить только 23 машины. Конвейер заработал весной 1947 г., когда серийный ГАЗ-М20 снова показали в Кремле. Однако вскоре у "Победы" обнаружилось множество конструктивных недоработок и проблем с надёжностью, для исправления которых потребовалось остановить завод на несколько месяцев по приказу самого Сталина, а выпущенные автомобили отозвать. Конструкторы внесли в общей сложности 346 изменений, включая усиленные рессоры, перемену отношения главной передачи с 4.7:1 на 5.1:1, новый карбюратор, снижение высоты заднего сиденья, улучшение качества стали и добавление отопителя с обдувом ветрового стекла. С ноября 1949 г. усовершенствованные "Победы" собирались в новых корпусах завода в гораздо больших количествах. В том же году создатели автомобиля были награждены Сталинской премией.

Характеристики
 Модификация ГАЗ-М20 "Победа"
 Годы выпуска 1946-1955
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный фастбэк
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2120 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор К-22
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 6.2:1
 Максимальная мощность 50 л.с. при 3600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 123 Нм при 1800 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 16"
 Вес 1460 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4665 мм
 Ширина 1695 мм
 Высота 1640 мм
 Максимальная скорость 105 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 46 с


ГАЗ-M20Б "Победа" Кабриолет (1949-1953)

Изначально "Победу" планировалось выпускать только в закрытом кузове фастбэк-седан. Постановка в производство кабриолетов была вынужденной мерой, связанной с нехваткой в послевоенные годы качественной стали. Модификация обозначалась как ГАЗ-М20Б и оснащалась складывающейся вручную мягкой крышей, при этом рамы боковых окон оставались фиксированными, а днище было усилено. Кабриолеты производились в 1949-1953 гг., но не пользовались таким спросом, как седаны, поскольку были плохо пригодны для эксплуатации в зимнее время.

Характеристики
 Модификация ГАЗ-M20Б "Победа" Кабриолет
 Годы выпуска 1949-1953
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Произведено 14222
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный кабриолет


ГАЗ-М20 СГ-1 "Победа-Спорт" (1950)

В 1950 г. для создания на базе "Победы" спортивного автомобиля на ГАЗ был переведён Алексей Андреевич Смолин, ранее работавший главным конструктором Горьковского авиазавода. В 1950-1951 гг. под его руководством были построены три гоночных машины СГ-1 "Победа-Спорт", предназначенные для кольцевых соревнований. Они имели срезанную на 160 мм крышу, две двери, закрытые колёсные арки, аэродинамические дюралюминиевые обтекатели передних и задних крыльев и две "ноздри" на капоте. Увеличенный до 2487 см3 4-цилиндровый двигатель с повышенной степенью сжатия и двумя карбюраторами развивал 75 л.с. В 1950 г. автомобили установили новые всесоюзные рекорды скорости на дистанциях 50, 100 и 300 км. В 1955 г. были сделаны ещё два экземпляра ГАЗ СГ-1М с открытым 2-местным кузовом, которые разгонялись до 180 км/ч. "Победа-Спорт" выиграла чемпионат СССР три раза: в 1950, 1955 и 1956 гг.

Дальнейшие эксперименты Смолина привели к разработке скоростного болида ГАЗ СГ-2 с полностью алюминиевым сигарообразным аэродинамическим кузовом. На него был установлен форсированный 2.5-литровый мотор НАМИ с алюминиевой головкой и верхними впускными клапанами. С двумя карбюраторами и нагнетателем Рутса он выдавал уже 105 л.с. и обеспечивал максимальную скорость 190 км/ч. Из-за запрета нагнетателей СГ-2 не принимал участия в заездах, но его силовой агрегат послужил основой для верхнеклапанного двигателя ГАЗ-21. 

Характеристики
 Модификация ГАЗ-М20 СГ-1 "Победа-Спорт"
 Годы выпуска 1950
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Произведено 3
 Категория Гоночные
 Тип кузова Двухместное купе
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2487 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Два карбюратора
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 7.0:1
 Максимальная мощность 75 л.с. при 4100 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 16"
 Вес 1200 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 5680 мм
 Ширина 1695 мм
 Высота 1480 мм
 Максимальная скорость 167 км/ч


ГАЗ-М20 СГ-2 "Торпедо" (1951)
Характеристики
 Модификация ГАЗ-М20 СГ-2 "Торпедо"
 Годы выпуска 1951
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Произведено 1
 Категория Гоночные
 Тип кузова Одноместное купе
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2487 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Два карбюратора
 Тип ГРМ OISE
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Максимальная мощность 105 л.с. при 4000 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 16"
 Вес 1100 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 6250 мм
 Ширина 2070 мм
 Высота 1200 мм
 Максимальная скорость 191 км/ч


ГАЗ-М20Г "Победа" (1955-1958)
Характеристики
 Модификация ГАЗ-М20Г "Победа"
 Годы выпуска 1955-1958
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Произведено 200
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный фастбэк
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 6-цилиндровый
 Объём двигателя 3485 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания 2-камерный карбюратор К-21
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 6.7:1
 Максимальная мощность 90 л.с. при 3600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 211 Нм при 2200 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 16"
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4665 мм
 Ширина 1695 мм
 Высота 1640 мм
 Максимальная скорость 140 км/ч


ГАЗ-М20В "Победа" (1955-1958)

К середине 50-х гг. дизайн "Победы" начал стремительно устаревать, особенно на фоне американских моделей. Ранее уже предлагались проекты её модернизации: седан с отдельным багажником "Победа-НАМИ" (1948) и прототип Л.М. Еремеева с небольшими хвостовыми плавниками (1951), но на запуск их в серию требовалось много времени и денег. В результате на заводе ограничились косметическими изменениями: цельной решёткой радиатора из трёх горизонтальных хромированных молдингов, новым оформлением панели приборов, улучшенной обивкой салона и рулевым колесом с кольцевой кнопкой сигнала. В стандартную комплектацию вошёл радиоприёмник с антенной, а мощность двигателя увеличилась до 52 л.с. Обновлённая "Победа" обозначалась как ГАЗ-М20В и выпускалась в 1955-1958 гг.

Кроме кабриолета, на базе "Победы" были созданы ещё несколько модификаций. Специальная версия ГАЗ-М20А 1949-1958 гг. предназначалась для такси. Она имела шашечный пояс по бокам кузова и зелёный световой сигнал "свободен". Также небольшими сериями выпускались быстроходные автомобили для КГБ: ГАЗ-М20Г с 6-цилиндровым мотором от ЗИМ мощностью 90 л.с. и ГАЗ-М20Д со стандартным 4-цилиндровым двигателем мощностью 62 л.с.; внешне они не отличались от обычных "Побед". На основе ГАЗ-М20В также был разработан полноприводный седан ГАЗ-М72, который отличался увеличенным дорожным просветом, передним мостом от ГАЗ-69 на рессорах и усиленным днищем. Это был первый в мире комфортабельный внедорожник с несущим кузовом. С 1955 по 1958 гг. было построено 4677 ед.

Общий объём производства "Победы" за 1946-1958 гг. составил 235999 экземпляров, в том числе 37492 такси и 14222 кабриолетов. В отличие от предшественников, ГАЗ-М20 был доступен в розничной продаже, но при цене 16000 рублей он оставался недостижимой мечтой для простого населения, особенно в послевоенное время. "Победа" была одним из первых советских автомобилей, продававшихся на экспорт. В основном машины попадали в скандинавские страны и в Бельгию, а оттуда в частном порядке распространялись по всей Европе. В Польше лицензионная копия "Победы" выпускалась под названием FSO Warszawa с 1951 г., её последняя версия с кузовом седан была снята с производства в 1973 г. 

Характеристики
 Модификация ГАЗ-М20В "Победа"
 Годы выпуска 1955-1958
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный фастбэк
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2120 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор К-22Е
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 6.2:1
 Максимальная мощность 52 л.с. при 3600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 123 Нм при 2200 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 16"
 Вес 1460 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4665 мм
 Ширина 1695 мм
 Высота 1640 мм
 Максимальная скорость 105 км/ч


ГАЗ-М72 (1955-1958)

В 1954 г. Никита Хрущёв поставил перед Министерством машиностроения СССР задачу разработать комфортабельный внедорожник для секретарей обкомов и председателей колхозов, а также для нужд самого генсека - на случай, если ему понадобиться выехать на природу. На тот момент опыт создания подобных автомобилей имел только Горьковский автозавод - во время войны он выпускал полноприводные седаны ГАЗ-61. Но основой для ГАЗ-61 служил легковой ГАЗ-11, у которого кузов был отделён от рамы, а у послевоенной “Победы” М20 кузов был несущим. Тем не менее, конструкторы взяли серийный ГАЗ-М20, усилили его конструкцию в 14-ти местах, заменили передний подрамник и соединили кузов с ходовой частью внедорожника ГАЗ-69.

Автомобиль получил увеличенные 16-дюймовые колёса с грунтозацепами, зависимую подвеску всех колёс на рессорах, раздаточную коробку с демультипликатором и отключаемый ведущий передний мост. Клиренс в сравнении с обычной “Победой” увеличился с 200 до 210 мм, вес машины - с 1500 до 2000 кг, а мощность 2.1-литрового двигателя - с 52 до 55 л.с. В комплектацию впервые для советского автопрома вошёл омыватель лобового стекла. В остальном ГАЗ-М72 имел такое же оснащение, как и модернизированный ГАЗ-М20В, включая решётку радиатора с двумя горизонтальными брусьями, мягкую обивку салона, часы и радиоприёмник. Всего с 1955 по 1958 гг. было выпущено 4677 ед. ГАЗ-М72.

Характеристики
 Модификация ГАЗ-М72
 Годы выпуска 1955-1958
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод им. В. М. Молотова
 Произведено 4677
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный фастбэк
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2120 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор К-22Д
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 6.5:1
 Максимальная мощность 55 л.с. при 3600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 123 Нм при 2200 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Полный
 Передняя подвеска Зависимая на рессорах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 16"
 Вес 2040 кг
 Колёсная база 2712 мм
 Длина 4665 мм
 Ширина 1695 мм
 Высота 1790 мм
 Максимальная скорость 90 км/ч
Комментарии (0)