![]() |
Alfa Romeo 159 Alfetta (1951) |
![]() |
Alfa Romeo 158/159 - одна из лучших гоночных машин в истории автоспорта. Она выиграла 47 из 54 гонок Гран-при, в которых принимала участие.
Во 2-й пол. 30-х гг. правительства Германии и Италии оказывали значительную финансовую поддержку индустрии автоспорта, поэтому на трассах доминировали команды Mercedes-Benz, Auto Union и Alfa Romeo. Модель Alfa Romeo 158 разрабатывалась в 1937-38 гг. как автомобиль класса Voiturette Гран-при. Этот класс включал только одноместные родстеры с объёмом двигателя не больше 1.5 л. (в 1950 г. он был преобразован в Формулу-1). Джоаккино Коломбо, ответственный за механическую часть, использовал рядный 8-цилиндровый двигатель объёмом 1479 см3, 4-ступенчатую коробку передач, подвеску на рессорах и гидравлические барабанные тормоза Lockheed.
Первоначально мощность автомобиля составляла 195 л.с., а после 1946 г. выросла до 254 л.с. В 1947 г. новые правила позволили устанавливать нагнетатели на 1.5-литровые двигатели. Компания этим воспользовалась, и мощность повысилась до 350 л.с. Название модели изменилось на Alfa Romeo 159 в 1951 г., после усиления трубчатой рамы, установки задней подвески типа De Dion и увеличения мощности до 425 л.с. Основной проблемой этого автомобиля был огромный расход топлива - около 170 л. на 100 км, из-за чего он чаще своих соперников останавливался на заправку.
Alfa Romeo 158 дебютировала в 1938 г. в Ливорно. В довоенные годы она не достигла значительных результатов, за исключением победы на Гран-при Триполи 1940 г. Настоящий успех ждал её во 2-й пол. 40-х гг., после установки нагнетателя. Машина выиграла почти все гонки Формулы-1 в 1950-1951 гг., во многом благодаря гонщикам, которые её пилотировали - Хуану Мануэлю Фанхио, Луиджи Фаджиоли и Джузеппе Фарине. В последующие годы Alfa Romeo 159 Alfetta уже сильно устарела, а компания Alfa Romeo решила уйти из автоспорта. Последняя победа легендарного автомобиля состоялась в Гран-при Мерано в 1953 г.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Alfa Romeo 159 Alfetta |
Годы выпуска | 1951 |
Страна | Италия |
Производитель | Alfa Romeo SpA |
Произведено | 4 |
Категория | Гоночные |
Тип кузова | Одноместный родстер |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | Рядный 8-цилиндровый |
Объём двигателя | 1479 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | Карбюратор |
Тип ГРМ | DOHC |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Наддув | 2 нагнетателя Roots |
Степень сжатия | 6.5:1 |
Максимальная мощность | 425 л.с. при 9300 об/мин |
Трансмиссия | 4-ступенчатая механическая |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на рессоре |
Задняя подвеска | Независимая на рессоре |
Передние тормоза | Барабанные гидравлические |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Вес | 710 кг |
Колёсная база | 2502 мм |
Длина | 4280 мм |
Ширина | 1473 мм |
Высота | 1164 мм |
Максимальная скорость | 310 км/ч |
Знаменитые гонщики | |
"Маэстро" автоспорта Хуан Мануэль Фанхио родился в 1911 г. в аргентинском городке Балькарсе, в окрестностях Буэнос-Айреса. В детстве увлекался футболом, и за особую манеру подачи мяча его прозвали El Chueco ("кривоногий"). В 13 лет бросил учёбу в школе, чтобы стать помощником автомеханика, а затем и шофёром. Отслужив в армии, открыл собственную мастерскую и начал участвовать в местных гонках по грунтовым дорогам. В 1940 и 1941 гг. выиграл аргентинский чемпионат Turismo Carretera, выступая на Chevrolet Coupe в таких соревнованиях, как Gran Premio Internacional del Norte - марафоне протяжённостью 10000 км из Буэнос-Айреса в Лиму и обратно. Заручившись поддержкой Аргентинского автомобильного клуба и правительства Хуана Перона, в 1947 г. отправился продолжать свою карьеру в Европе. После неудачного дебюта на Simca-Gordini в Гран-при ACF в Реймсе вернулся в Южную Америку и во время очередной гонки чудом выжил при падении с горы. Эта авария закончилась гибелью его штурмана, и Фанхио собирался прекратить гонки, но в 1949 г. он снова поехал в Европу, где победил в шести этапах Гран-при на Maserati 4CLT/48. В 1950 г. 39-летний Хуан Мануэль Фанхио был принят в команду Alfa Romeo для участия в первом Чемпионате мира Формулы-1. За рулём довоенной Alfa Romeo 158 ему удалось выиграть три ключевых гонки (Гран-при Монако, Бельгии и Франции), но по очкам Кубок водителей достался Джузеппе Фарине. В 1951 г. Alfa Romeo 159 принесла Фанхио первый чемпионский титул, с победами в Гран-при Швейцарии, Франции и Испании. В следующем году гонщик соревновался в ирландском Дандроде за сутки до Гран-при в Монце, и ему пришлось добираться в Италию на машине. Вследствие переутомления Фанхио вылетел с трассы, был выброшен из автомобиля и получил перелом шеи. Вылечившись, он вернулся в Чемпионат и по итогам 1953 г. занял 2-е место. Далее последовали четыре победных сезона подряд, причём каждый раз он выступал на разных болидах: в 1954 г. - на Maserati 250F, в 1955 г. - на Mercedes-Benz W196, в 1956 г. - на Lancia Ferrari D50, а в 1956 г. - снова на Maserati 250F. Кульминацией его карьеры стала победа в Гран-при Германии 1957 г. в Нюрбургринге, где разгорелась эпическая битва между аргентинцем и двумя англичанами - Коллинзом и Хоторном. Фанхио сделал невозможное, компенсировав 50-секундный пит-стоп и вырвавшись с 3-го на 1-е место с трёхсекундным отрывом. Фанхио оставался единственным пятикратным чемпионом Формулы-1 в течение 47 лет, пока его рекорд не побил Михаэль Шумахер. Тем не менее, Фанхио до сих пор обладает самым высоким процентом побед: он выиграл 24 гонки из 52-х, в которых принимал участие, т.е. 46,15%. Неплохие результаты он показал и в Чемпинате мира по спортивным автомобилям. В 1953 г. аргентинский гонщик пришёл 1-м в марафоне Carrera Panamericana (на Lancia D24) и 2-м в Mille Miglia (на Alfa Romeo 6C 3000 CM), в 1954 г. снова занял 2-е место в Mille Miglia (на Mercedes-Benz 300 SLR), а в 1956 и 1957 гг. доминировал в 12-ти часах Себринга (на Ferrari 860 Monza и Maserati 450S). Неудача преследовала его только в Ле-Мане: ни в одной из четырёх гонок (1950, 1951, 1953 и 1955 гг.) он не доехал до финиша. В 1957 г. Хуан Мануэль Фанхио был похищен коммунистами с целью сорвать Гран-при Кубы, и вскоре после этого он завершил свою гоночную карьеру. Всю оставшуюся жизнь он посвятил продаже автомобилей Mercedes-Benz в Аргентине. С 1974 г. и до своей смерти в 1995 г. Фанхио был президентом местного филиала компании Daimler-Benz. |