Всего на сайте моделей 2887   модификаций  7273

Borgward

Borgward Group - конгломерат предприятий из немецкого города Бремен, существовавший в 1931-1961 гг. Образовался путём слияния Hansa-Lloyd с фирмой Goliath, основанной Карлом Боргвардом в 1928 г. В 30-е гг. основной продукцией этих заводов были грузовики и трициклы. После войны корпорация была разделена на три формально независимых компании, каждая из которых имела свои фабрики, дилерскую сеть и исследовательский отдел. Если один из отделов терпел убытки, другие покрывали их из своего бюджета. Группа была представлена практически во всех сегментах рынка: престижные 4-х и 6-цилиндровые заднеприводные автомобили и большие грузовики выпускались под марками Borgward и Hansa, переднеприводные 2-х и 4-цилиндровые малолитражки и трёхколёсные грузовики - под маркой Goliath, а самые дешёвые машины с двухтактными 2-цилиндровыми моторами - под маркой Lloyd.

Карл Боргвард не жалел денег на развитие новых технологий и лично участвовал в разработке каждой модели, заимствуя идеи у американцев. Бросив вызов всем немецким автопроизводителям, он зашёл слишком далеко в своих амбициях и не заметил, как его империя начала разваливаться. В 1961 г. корпорация обанкротилась вследствие заговора, устроенного конкурентами - BMW и Mercedes-Benz. В наши дни марку Borgward возродил внук Карла Боргварда Кристиан, воспользовавшись поддержкой китайских инвесторов.
 

История Borgward
1914 Самой старой маркой империи Borgward была Hansa, производившая автомобили и грузовики в Вареле с 1905 г. На три года позже, в 1908 г. в Бремене образовалась фирма Norddeutsche Automobil und Motoren GmbH (NAMAG) - подразделение судоходной компании Norddeutscher Lloyd. В 1914 г. они объединились, образовав предприятие Hansa-Lloyd Werke AG, выпускавшее легковые машины под брендом Hansa и грузовики под брендом Hansa-Lloyd.
1929 После Первой мировой войны в Германии был экономический кризис, не способствовавший развитию автомобильного бизнеса. К концу 20-х гг. компания Hansa-Lloyd оказалась на грани банкротства, и её выкупил Карл Боргвард, владевший соседней фабрикой по производству грузовых трициклов Blitzkarren и Goliath. В 1931 г. Hansa-Lloyd и Goliath официально образовали группу Borgward. Тогда же в продажу поступил трёхколёсный легковой автомобиль Goliath Pionier, оснащённый 1-цилиндровым мотором объёмом 198 см3 и мощностью 7 л.с. За три года было построено 4000 таких трициклов.
1933 На смену Goliath Pionier приходит четырёхколёсная малолитражка Hansa 400 с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 400 см3 и мощностью 12 л.с., расположенным сзади (с 1934 г. - 500 см3, 14 л.с.). Она была не менее популярной, но тяжёлые времена уже прошли, и в стране возобновился спрос на более дорогие машины.
1934 Первыми "настоящими" автомобилями компании Borgward стали 4-цилиндровая Hansa 1100 (1088 см3, 28 л.с.) и 6-цилиндровая Hansa 1700 (1688 см3, 40 л.с.). Обе были переднемоторными и заднеприводными, с двигателем водяного охлаждения и 4-ступенчатой механической коробкой передач. Заводской цельнометаллический кузов предлагался в версиях 2-дверный седан или кабриолет. С 1936 г. Hansa 1700 была доступна с элегантным кузовом родстер от ателье Hebmuller.
1937 В линейке появляется более престижная 6-цилиндровая модель Hansa 3500 (3485 см3, 90 л.с.). В 1938 г. за ней последовала Hansa 2000 (1962 см3, 48 л.с.), а в 1939 г. - Hansa 2300 (2292 см3, 55 л.с.).
1938 Боргвард открывает новый завод Carl F. W. Borgward Automobil- und Motorenwerke в Себалдсбрюке под Бременом, площадью 223000 м2. Количество сотрудников достигло 8000 человек, а во время Второй мировой войны было увеличено до 22000 человек, в основном за счёт военнопленных. Прекратив в 1939 г. производство легковых автомобилей, компания строила грузовики, полугусеничные транспортёры и зенитные пушки для нужд Вермахта.
1945 Во время интенсивных бомбардировок заводы Borgward были разрушены на три четверти, а когда в Бремен вошли американские войска, Карла Боргварда арестовали и посадили в тюрьму на два с половиной года за пособничество фашистам. Тем временем уцелевшие цеха постепенно возобновляют сборку грузовиков.
1948 Чтобы получать больше стали, жёстко нормируемой на каждого автопроизводителя, Боргвард разделил свою корпорацию на три части: Automobil-und Motorenwerke Carl FW Borgward GmbH, Goliath Werk GmbH и Lloyd Maschinenfabrik GmbH. Тем самым была заложена своеобразная иерархия брендов, в которой самый престижный статус имела марка Hansa, за ней следовал Goliath, а малобюджетный сегмент рынка отводился марке Lloyd.
1949 На автосалоне в Женеве представлен первый немецкий автомобиль с понтонным кузовом - Hansa 1500. Его необычный дизайн был скопирован с американской модели Ford 1949 г., а шасси перешло от довоенных машин Hansa. Под капотом стоял верхнеклапанный рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1498 см3 и мощностью 48 л.с. В оснащение также вошли 4-ступенчатая механическая коробка передач с рычагом на рулевой колонке, ведущий задний мост с качающимися полуосями, подвеска всех колёс на пружинах и гидравлические барабанные тормоза. На выбор предлагались три типа кузова: 2-дверный седан, 3-дверный универсал (Kombi) и 2-дверный кабриолет. В 1950 г. к ним присоединились двухместные Sport Cabriolet и Sport Coupe. Всего с 1949 по 1954 гг. было продано 22504 ед. Hansa 1500.
1950 В дополнение к трёхколёсным грузовикам у компании Goliath появляется свой четырёхколёсный автомобиль - Goliath GP700. Он имел расположенный поперечно двухтактный 2-цилиндровый двигатель водяного охлаждения объёмом 688 см3 и мощностью 25 л.с., 4-ступенчатую механическую коробку передач и ведущие передние колёса. 2-дверный кузов тоже был выполнен в понтонном стиле и предлагался в версиях седан, кабрио-седан, универсал и фургон. С 1950 по 1955 гг. было произведено 36496 ед.

В 1950 г. возродилась и марка Lloyd, чтобы удовлетворить послевоенный спрос на дешёвые микролитражки. Первая модель поступила в продажу по цене от 3334 DM в вариантах 2-дверный седан (LP 300), двухместное купе (LC 300), 3-дверный универсал (LS 300) и фургон (LK 300). В условиях дефицита металла её кузов был сделан из дерева и фанеры, покрытой кожзаменителем, за что машину прозвали Leukoplastbomber (нем. "бомбардировщик из лейкопластыря"). Установленный поперечно перед ведущим передним мостом рядный 2-цилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения объёмом 293 см3 развивал всего 10 л.с. и расходовал 5.5 л топливной смеси на 100 км. За два года продажи Lloyd 300 составили 18087 ед.

1952 Боргвард выходит на рынок престижных автомобилей с моделью Hansa 2400, оснащённой рядным 6-цилиндровым двигателем OHV объёмом 2337 см3 и мощностью 82 л.с. Это была первая немецкая машина, доступная с автоматической коробкой передач, которая называлась Hansa-Matic (по образцу американской Hydra-Matic). На заднеприводное шасси с колёсной базой 2620 мм был установлен 4-дверный понтонный кузов фастбэк-седан, стилистически похожий на заокеанский Hudson. С 1952 по 1955 гг. было построено 1032 экземпляра.

Ещё одной технической инновацией стал механический впрыск топлива Bosch, впервые применённый на Goliath GP700. С ним мощность 0.7-литрового двухтактного мотора выросла до 29 л.с. В линейке Goliath также появилась модификация GP700 Sport Coupe с двухместным кузовом от Rometsch и 2-цилиндровым инжекторным двигателем объёмом 845 см3 и мощностью 32 л.с.

Hansa 1500 дополнена улучшенной версией Hansa 1800 с рядным 4-цилиндровым мотором объёмом 1758 см3, который был доступен как в бензиновом (60 л.с.), так и в дизельном (42 л.с.) варианте. Список кузовов состоял из 2-дверного седана, 4-дверного седана, 3-дверного универсала и 2-дверного кабриолета.

1953

К фастбэк-седану Hansa 2400 присоединился лимузин Hansa 2400 Pullman на шасси с удлинённой до 2820 мм колёсной базой. В 1955 г. он прошёл рестайлинг и получил улучшенный 2.3-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью 100 л.с. В таком виде модель выпускалась до 1958 г.

Гоночная Hansa 1500 RS с алюминиевым кузовом родстер начинает конкурировать с Porsche в Чемпионате спортивных автомобилей. В 1953 г. она заняла 3-е место в общем зачёте и 1-е в своём классе в 1000 км Нюрбургринга и 4-е место в своём классе в 24-х часах Спа. Ещё два экипажа принимали участие в Carrera Panamericana, но не смогли доехать до финиша ни в этом, ни в следующем году. Та же участь постигла три гоночных купе Hansa 1500 в 24-х часах Ле-Мана 1953 г. Тем временем серийные модели совершают заезды на скорость и выносливость на автодроме в Монтлери. Hansa 1500 установила 12 рекордов в своём классе (в т.ч. среднюю скорость 172 км/ч на дистанции 1600 км), Goliath GP700 - 38 рекордов (в т.ч. среднюю скорость 155 км/ч в течение 2-х часов), Lloyd 300 - 14 рекордов (в т.ч. среднюю скорость 112 км/ч на дистанции 8000 км).

1954 На смену Hansa 1500 приходит Borgward Isabella - самый успешный автомобиль Боргварда. Она получила несущий кузов с богатым хромированным оформлением, доступный в вариантах 2-дверный седан и 3-дверный универсал. Новый рядный 4-цилиндровый мотор объёмом 1493 см3 развивал 60 л.с. или 75 л.с. в модификации TS. Полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач имела гидромуфту и рычаг на рулевой колонке. Только за первый год продажи Isabella превысили 11000 ед., а за всё время до 1961 г. составили 202862 ед.

На модели Lloyd 400, которая отличалась от Lloyd 300 увеличенным до 386 см3 2-цилиндровым двигателем мощностью 13 л.с. и гидравлическими тормозами, панели кузова становятся полностью металлическими. Модификации обозначались как LP 400 (2-дверный седан), LK 400 (фургон), LS 400 (3-дверный универсал) и LC 400 (2-дверный кабриолет). С 1956 г. также выпускался бюджетный Lloyd LP 250 с мотором объёмом 250 см3 и мощностью 11 л.с., которым могли управлять те, кто не имел водительских прав. Всего было продано 106110 ед. Lloyd 400 и 3768 ед. Lloyd 250.

1955 Выпустив за год 91810 автомобилей, корпорация Borgward становится третьим по величине немецким автопроизводителем после Volkswagen и Opel. Больше половины её продукции шло на экспорт, преимущественно в США. На это обратила внимание корпорация Chrysler, предложив Боргварду продать ей половину своих акций за 200 млн. марок, но владелец концерна отказался от сделки.

Goliath GP700 был переименован в GP900 путём увеличения двухтактного 2-цилиндрового мотора с прямым впрыском топлива Bosch до 886 см3 (38 л.с.). До 1957 г. были выпущены 8194 таких машины.

Цельнометаллический кузов с гнутым задним стеклом и четырёхтактный 2-цилиндровый двигатель объёмом 596 см3 и мощностью 19 л.с. сделали Lloyd 600 первым полноценным автомобилем марки Lloyd. В 1957 г. у него появилась модификация Alexander, оборудованная 4-ступенчатой синхронизированной коробкой передач, опускающимися (а не раздвижными) стёклами в дверях и отдельной крышкой багажника, а также 25-сильным мотором в версии TS. Всего с 1955 по 1961 гг. были произведены 176524 ед. Lloyd 600.

1957 Карл Боргвард продолжает отказываться от двухтактных силовых агрегатов: новая переднеприводная модель Goliath 1100 получила четырёхтактный оппозитный 4-цилиндровый мотор объёмом 1101 см3 и мощностью 40 или 55 л.с. Модернизированный кузов с хвостовыми плавниками по-прежнему был доступен в версиях 2-дверный седан и 3-дверный универсал, но в 1958 г. к ним присоединилось двухместное купе Tiger, предназначенное для экспорта в США. В 1959 г. модель была переименована в Hansa 1100.
1958 Для Borgward Isabella разработаны спортивные версии купе и кабриолет с посадочной формулой 2+2. Они отличались красивой ниспадающей линией передних крыльев и опциональной двухцветной окраской. Другие кузова Isabella тоже получили новую решётку радиатора и козырьки на фарах.
1959 Под маркой Lloyd выпущена модель среднего класса Arabella. Она приводилась в движение оппозитным 4-цилиндровым мотором водяного охлаждения объёмом 897 см3 и мощностью 38 л.с. Передние колёса оставалась ведущими, а сзади была установлена новая подвеска на продольных рычагах и пружинах. До 1961 г. были произведены 47042 единицы, в основном - заводские 2-дверные седаны, за исключением 50-ти купе, изготовленных итальянской фирмой Frua.

В 1959 г. также поступил в продажу Borgward P100, которому суждено было стать последней моделью концерна. Это был большой заднеприводный 4-дверный седан, оформленный в американском стиле, с хвостовыми плавниками и панорамным задним стеклом. Рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 2240 см3 развивал 100 л.с. В список опций входили автоматическая коробка передач Hansa-Matic, кондиционер и самовыравнивающаяся пневматическая подвеска. С 1959 по 1961 гг. было продано 2530 ед.

1961 Разветвлённая система управления, слишком широкий модельный ряд, расточительный подход к проектированию новых автомобилей и зависимость от кредитов привели корпорацию Borgward к финансовым проблемам. Вдобавок её клиенты стали жаловаться на неполадки с машинами Arabella и P100, сконструированными на скорую руку. В результате на заводах Borgward накопилось большое количество непроданных автомобилей, к которым добавились несколько тысяч единиц, отозванных с американского рынка. Решающий удар нанесла разгромная критика в журнале "Der Spiegel", опубликованная с подачи конкурентов, в частности, компаний BMW и Mercedes-Benz.

Когда Боргвард обратился в банк за очередным кредитом, ему согласились выделить помощь только при условии передачи концерна в собственность городского совета Бремена. Несмотря на отсутствие задолженностей, против Боргварда возбудили дело о банкротстве, а временным управляющим был назначен член совета директоров BMW Йохан Землер. 28 июля 1961 г. компания была ликвидирована, а к концу года все её заводы прекратили работу и были распроданы. Некоторые автомобили Borgward получили вторую жизнь в Латинской Америке: Isabella выпускалась в 1960-1963 гг. аргентинским филиалом в Буэнос-Айресе, а права на изготовление Borgward P100 выкупила мексиканская фирма FANASA, с 1965 по 1970 гг. построившая ещё 2267 седанов.

2008 Кристиан Боргвард (внук Карла Боргварда) и Карлхайнц Кнёсс зарегистрировали в Люцерне (Швейцария) фирму Borgward AG. Для разработки новых моделей они наняли норвежского дизайнера Эйнара Харейде, ранее участвовавшего в создании Mercedes-Benz E-Class. В 2015 г. на Женевском автосалоне был представлен кроссовер Borgward BX7. Его производство началось в 2016 г. на заводе китайского концерна Foton.
Автомобили Borgward
Borgward Goliath 1100 1957-1961
Borgward Goliath GP700 1950-1957
Borgward Hansa 1500 1949-1954
Borgward Hansa 2400 1952-1958
Borgward Isabella 1954-1961
Borgward Lloyd 300 1950-1952
Borgward Lloyd 400 1953-1957
Borgward Lloyd 600 1955-1961
Borgward P100 1959-1961
Borgward Traumwagen 1955

Hansa-Lloyd-Werke A.G.
1914-1931
Goliath-Werke Borgward & Co GmbH
1928-1931
Hansa-Lloyd und Goliath-Werke Borgward & Tecklenborg oHG
1931-1948
Automobil-und Motorenwerke Carl FW Borgward GmbH
1948-1961
Borgward AG
2008-н.в. 

Карл Фридрих Вильгельм Боргвард (1890-1963)

Карл Боргвард родился в Гамбурге в многодетной семье торговца углём. В 1913 г. получил диплом Высшей технической школы Гамбурга, затем отправился служить в армии и был ранен на передовой. После войны перебрался в Бремен и в 1919 г. вместе с Эрнестом Берольдом открыл предприятие по ремонту техники и изготовлению радиаторов. В 1921 г. стал единоличным владельцем фирмы, которая называлась Bremen Kuhlerfabrik Borgward & Co. В 1924 г. начал выпускать грузовые трициклы Blitzkarren, а в 1925 г. - усовершенствованные трёхколёсные грузовики Goliath. Заработав на этом денег, в 1929 г. выкупил расположенный через дорогу автомобильный завод Hansa-Lloyd и образовал Borgward Group.

Во время Второй мировой войны Боргвард производил технику для вермахта, за что был обвинён в пособничестве фашистам и отсидел в тюрьме 2.5 года. Расцвет его бизнеса пришёлся на послевоенные годы, когда корпорация была разделена на три автономных подразделения: Borgward-Hansa, Goliath и Lloyd. Боргвард успевал не только держать под контролем всю эту империю, но и принимать участие в разработке каждой модели. Упрямый и амбициозный, он бросил вызов всем немецким автопроизводителям, стремясь заполнить своей продукцией каждый сегмент рынка. Добившись кратковременного успеха, Боргвард не рассчитал своих сил и не смог найти общий язык с кредиторами. В 1961 г. корпорация потерпела крах, а ровно через два года её основатель умер от сердечного приступа. 

Goliath Pionier (1931)
Borgward Hansa 1700 Cabriolet (1935)
Borgward 2000 (1939)
Borgward Hansa 1500 (1949)
Goliath GP700 (1950)
Lloyd LP 300 (1950)
Borgward Hansa 1500 RS (1952)
Borgward Hansa 2400 Pullman (1953)
Borgward Hansa 1800 (1954)
Lloyd LP 600 (1955)
Borgward Isabella Cabriolet (1956)
Goliath 1100 Kombi (1957)
Borgward Isabella Kombi (1958)
Lloyd Alexander TS (1958)
Lloyd Frua Coupe (1959)
Borgward 230 (1965)
Комментарии (0)