Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7398

Citroen

Компания Citroen была основана в 1919 г. на набережной Quai de Javel (сейчас - набережная Андре Ситроена) в 15-м округе Парижа, неподалёку от Эйфелевой башни. Её владелец Андре Ситроен был авантюристом и азартным игроком, но благодаря умениям договариваться с кредиторами, покупать чужие патенты и рекламировать свою продукцию он стал крупнейшим автопроизводителем в Европе. Сначала Ситроен догадался использовать зубчатые шестерни с узором в виде двойного шеврона, который в стилизованном виде и сегодня является эмблемой марки Citroen. Затем он позаимствовал у Генри Форда идею конвейерной сборки, и когда производство достигло 200 автомобилей в день, приобрёл у Эдварда Бадда лицензию на изготовление цельнометаллических кузовов. На вершине славы Ситроен даже выложил свою фамилию большими буквами на Эйфелевой башне, оценивая это как маркетинговый ход. Однако в 1934 г. он совершил ошибку, вложив огромные деньги в разработку инновационной модели Traction Avant, оснащённой несущим кузовом и передним приводом. В результате Андре Ситроен потерял всё, а его бизнес перешёл к братьям Мишлен.

Модель Traction Avant всё-таки оправдала возложенные на неё надежды, заслужив титул "Королевы дорог". В 1955 г. ей на смену пришла "Богиня" Citroen DS, которая имела самовыравнивающуюся гидропневматическую подвеску, передние дисковые тормоза и гидроусилитель руля. В сочетании с футуристическим дизайном эти технологии стали визитной карточкой Citroen на долгие годы. Даже "гадкий утёнок" Citroen 2CV - самый дешёвый французский автомобиль XX века - был интересным как в техническом, так и в стилистическом плане. И всё же компания не смогла сохранить самостоятельность, поскольку разработка новых автомобилей с учётом достигнутой планки давалась всё сложнее и сложнее. Приобретение марок Panhard (1965) и Maserati (1968) и сотрудничество с фирмой NSU помогло получить необходимый конструкторский опыт, но в конце концов только усугубило финансовое положение Citroen. В 1974 г. предприятие обанкротилось и через два года объединилось с Peugeot в концерн PSA.

За 30 лет пребывания в составе PSA марка Citroen не утратила свою индивидуальность, несмотря на то, что теперь автомобили Peugeot и Citroen строятся на одних и тех же платформах. Традиционно основным рынком для Citroen является Европа, хотя с 1991 г. компания активно осваивает китайский рынок с помощью филиала Dongfeng Peugeot-Citroen. С некоторых пор он занимает доминирующее положение в корпоративной структуре, о чём свидетельствует приобретение части акций PSA фирмой Dongfeng в 2014 г. В 2015 г. в рамках PSA был создан отдельный бренд DS, под которым выпускаются премиальные версии стандартных моделей Citroen.
 

История Citroen
1919 Производственная база компании Citroen сформировалась во время Первой мировой войны, когда французский предприниматель Андре Ситроен построил завод для изготовления артиллерийских снарядов. К переходу на выпуск автомобилей он подготовился заранее, не дожидаясь мира. Ещё в период работы техническим директором фирмы Mors Ситроен посетил заводы Генри Форда с США, где ознакомился с технологией конвейерной сборки. Сначала у него был план выйти на рынок с механически передовой моделью класса 18CV, но потом бизнесмен решил пойти по стопам Форда и создать более дешёвую, но качественную и хорошо укомплектованную машину класса 10CV. Эту задачу он поручил инженеру Жюлю Саломону, известному как разработчик популярного "сайкл-кара" LeZebre.

Citroen Type A (10CV) был представлен в марте 1919 г. и поступил в продажу в июле по цене 7950 франков. Оснащённый 1.3-литровым рядным 4-цилиндровым двигателем мощностью 18 л.с., автомобиль имел электрические фары и стартер, цельнометаллические диски, механические барабанные тормоза на задних колёсах и 3-ступенчатую механическую коробку передач без синхронизаторов. Первым шоу-румом Citroen стал выставочный зал C42 на Елисейских полях в Париже, арендованный у Фернана Шаррона, который впоследствии выступал крупнейшим инвестором компании. Уже к концу 1919 г. Ситроен продал свыше 10000 машин, а к 1921 г. производство достигло 100 единиц в день.

1921 На смену Citroen Type A приходит Citroen B2, относившийся к тому же налоговому классу (10CV). Рядный 4-цилиндровый мотор был увеличен до 1452 см3 (20 л.с.) и получил усовершенствованную систему охлаждения. Шасси с колёсной базой 2830 мм осталось без изменений, но теперь на него устанавливались четыре заводских кузова: Torpedo, Torpedo Sport, Conduite Interieure (седан) и Coupe De Ville. Эта модель стала использоваться в качестве такси, и через 10 лет автомобили Citroen заполнили 90% таксомоторного парка Парижа.

В 1921 г. на Парижском автосалоне была представлена ещё одна модель, разработанная Эдмоном Мойе - Citroen Type C (5CV). Доступная только в жёлтом цвете, она получила прозвище Petit Citron ("маленький лимон"). Оснащалась 4-цилиндровым двигателем объёмом 856 см3 и мощностью 11 л.с.; стоила 10700 франков. Пользовалась спросом у молодёжи, особенно среди женщин. В 1925 г. к двухместному Torpedo был добавлен второй тип кузова - трёхместный фаэтон "Trefle" с конусообразным хвостом.

Пытаясь привлечь внимание к своей продукции, Андре Ситроен запускает беспрецедентную рекламную кампанию. В 1921 г. на всех улицах появились дорожные знаки с эмблемой Citroen; в 1922 г. автомобили стали продавать в кредит на срок 12 или 18 месяцев, а на открытии Парижского автосалона 1922 г. самолёт начертил в небе слово "Citroen"; в 1923 г. компания начала выпускать игрушечные копии своих машин. Наконец, в 1925-1934 гг. Ситроен выложил свою фамилию на Эйфелевой башне, превратив её в самый большой рекламный плакат в мире. Надпись "Citroen" состояла из 600 км электропроводки и 250000 лампочек, собранных в 30-метровые буквы.

1922 Дочерняя фирма Citroën-Kégresse-Hinstin построила на базе Citroen B2 первую партию полугусеничных грузовиков с движителем Кегресса. В декабре 1922 г. пять таких автомобилей отправились в экспедицию "Пересечение Сахары" (Traversée du Sahara), организованную на деньги Андре Ситроена. За 21 день команда из 10 человек (включая учёных и журналистов) успешно преодолела маршрут по пустыне протяжённостью 3200 км. Через два года ещё 8 экипажей приняли участие в экспедиции по Центральной Африке (Croisière Noire) от Алжира до Мадагаскара, общей протяжённостью 20000 км. Далее последовали экспедиции по Азии (Croisière Jaune, 1931) и Северной Америке (Croisière Blanche, 1934).

Вложенные деньги окупились очень быстро. В 1924 г. Польша закупила 135 грузовиков Citroen-Kegresse B2, из них 90 переделали в бронированные армейские вездеходы Samochód pancerny wz.28. Вскоре машинами заинтересовалась и американская армия. На основе привезенных в США экземпляров были разработаны полугусеничные броневики M2 Half Track, запущенные в производство в 1942 г. Менее удачными оказались инвестиции Ситроена в "Трансафриканскую компанию" (Citracit), которая занималась созданием развитой транспортной сети в Африке. По завершении строительства бизнесмен пригласил бельгийских монархов совершить турне по новым дорогам, но те отказались из-за возможной угрозы со стороны местных племён.

1923 Вслед за вездеходами Citroen-Kegresse необычайную выносливость продемонстрировал и обычный Citroen Type C Torpedo (5CV): он стал первым автомобилем, который пересёк Австралию. Поездку осуществил Невилл Вествуд из Перта, преодолев туда и обратно 48000 км.

Ситроен издаёт первое руководство по ремонту своих автомобилей, а вместе с ним - каталог запасных частей с едиными ценами на детали и ремонт. Тем самым он обязал дилеров обслуживать клиентов по единому стандарту, используя только заводские запчасти.

1924 Андре Ситроен покупает у американца Эдварда Бадда лицензию на производство кузовных панелей из штампованной стали. Освоив новую технологию, компания представила на Парижском автосалоне 1924 г. первый европейский автомобиль с цельнометаллическим кузовом без деревянного каркаса - Citroen B10. Основанный на шасси модели Citroen B2, он поступил в продажу в двух вариантах: седан (Conduite Interieure) и фаэтон (Torpedo). На модификации B12 (1925-1927) были устранены проблемы с жёсткостью рамы, и тормоза стали использовать не только на задних, но и на передних колёсах.

Снижение веса и себестоимости конструкции помогло выйти на новые масштабы производства. В 1926 г. на заводе Citroen трудилась уже 31000 рабочих, выпуская по 400 машин в день, при этом каждый третий автомобиль на дорогах Франции носил эмблему Citroen. В этот период у компании появились филиалы в Бельгии, Голландии, Великобритании, Италии, Дании и Швейцарии.

1926 Citroen B12 получил 4-цилиндровый двигатель объёмом 1583 см3 (22 л.с.) и был переименован в Citroen B14. Он предлагался в девяти типах кузова: 4-местный фаэтон (Torpedo), 4-дверный 4-оконный седан (Berline), 4-дверный 6-оконный седан (Conduite Interieure или Familiale), 2-дверный седан (Coach), 2-х или 4-местный кабриолет (Cabriolet), 2-х или 4-местное купе (Faux Cabriolet), Coupe de Ville, Landaulet и открытый пикап (Normande). С 1926 по 1928 гг. было продано 127600 машин этой модели. Параллельно с ней выпускался Citroen B15 - закрытый пикап грузоподъёмностью 1000 кг.
1927 Когда конкуренты (компании Renault и Peugeot) позаимствовали у Ambi-Budd технологию штамповки кузовных панелей, Ситроен лишился монополии на массовое производство автомобилей. Теперь перед ним стояла более сложная задача - дифференцировать свою продукцию на рынке. Предприниматель добился от банка Lazard выделения нового кредита и реструктуризации долгов, но взамен финансовая организация включила в совет директоров Citroen трёх своих представителей.
1928 После дебюта на Парижском автосалоне в продажу поступили две новые модели: 4-цилиндровый Citroen C4 (1628 см3, 30 л.с.) и 6-цилиндровый Citroen C6 (2442 см3, 45 л.с.). Благодаря стилистическим преобразованиям они стали похожи на автомобили из США, в частности, Ford Model A. В 1930 г. появилась модификация седана C4F Commerciale со складывающимися задними сиденьями и двустворчатой пятой дверью, а в 1931 г. - более роскошная модель C6 Grand Luxe (2650 см3, 50 л.с.). В 1931 г. также были разработаны крепления двигателя на упругих элементах - MFP (Moteur Floating Power).
1929 Андре Ситроен вводит в эксплуатацию многоэтажный гараж Марбеф со стеклянной витриной. На время проведения Парижского автосалона двери завода на набережной Жавель были открыты для всех желающих.
1932 Модели C4 и C6 заменены более современными автомобилями серии Rosalie. Они обозначались по количеству фискальных лошадиных сил: 8CV (1452 см3, 32 л.с.), 10CV (1767 см3, 36 л.с.) и 15CV (2650 см3, 56 л.с.). У первых двух моторы были 4-цилиндровыми, у третьей - 6-цилиндровым. Вся серия получила название в честь облегчённого одноместного родстера Citroen 8CV "La Petite Rosalie", который в 1933 г. участвовал в организованной Yacco Oil Co. "гонке века". За 133 дня он проехал по автодрому Монтлери свыше 300000 км, установив 106 мировых и 191 международный рекорд скорости.
1934 Citroen становится крупнейшим автопроизводителем в Европе и вторым по величине в мире. Тем не менее, в 1934 г. империя Андре Ситроена рухнула в одно мгновение из-за непомерных амбиций её владельца. На этот год был запланирован дебют инновационной модели Citroen Traction Avant, оснащённой несущим кузовом, передним приводом, полностью независимой торсионной подвеской и гидравлическими тормозами на всех колёсах. Это был самый продвинутый французский автомобиль своего времени, и на его разработку требовалось очень много денег. Всего за 5 месяцев Андре Ситроен снёс старый завод Куай-де-Жавель и построил на его месте новый, в четыре раза больший по площади, а затем устроил в его помещении грандиозный банкет на 6000 гостей. Когда оборудование сборочных линий было завершено, кредиторы потребовали вернуть долги, и компании оставалось только заявить о банкротстве.

К концу года Citroen Traction Avant всё же поступил в продажу в двух модификациях: 7CV (1303 см3, 32 л.с., позже - 1628 см3, 36 л.с.) и 11CV (1911 см3, 46 л.с.). Обе оснащались рядным 4-цилиндровым двигателем с верхними клапанами (OHV) и расположенной перед ним 3-ступенчатой механической коробкой передач с рычагом на панели приборов. На выбор предлагались три типа кузова: 4-дверный седан (Berline), кабриолет 2+2 (с откидным сиденьем) и купе 2+2. Также существовал прототип модели 22CV с 3.8-литровым мотором V8 и полуавтоматической трансмиссией Сенсо де Лаво, но он в серию не пошёл. Заднеприводные автомобили серии Rosalie продолжали выпускаться до 1938 г., разделяя с Traction Avant развёрнутые маховиком вперёд двигатели (7CV и 11CV) и V-образную решётку радиатора с двойным шевроном.

1935 Предприятие переходит в собственность производителя шин Michelin. Вскоре после этого Андре Ситроен умер, не выдержав финансового краха. Новым председателем стал Пьер Мишлен, а его заместителем - Пьер-Жюль Буланже, который в 1938 г. займёт президентское кресло в связи с гибелью Мишлена в ДТП.
1937 У Citroen Traction Avant появляются модификации с длинной колёсной базой: 9-местный 6-оконный седан Familiale и 5-дверный универсал Commerciale со складывающимися задними сиденьями. Через год в линейку Traction Avant была добавлена модель 15-Six с рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 2867 см3 и мощностью 77 л.с.
1939 По распоряжению Пьера Буланже инженеры Citroen разрабатывают прототип экономичной микролитражки TPV, оснащённый оппозитным 2-цилиндровым мотором объёмом 374 см3 и мощностью 9 л.с. Автомобиль имел предельно простую конструкцию: несущее основание, передний привод, 4-ступенчатую механическую коробку передач, торсионную подвеску и четырёхдверный кузов из гофрированных алюминиевых панелей, оснащённый только одной фарой и матерчатым верхом. Это был первый образец модели 2CV, поступившей в серийное производство только в 1949 г. Она создавалась для того, чтобы заменить французским фермерам лошадь с телегой.

В 1939 г. фирма также построила Citroen TUB - коммерческий фургон вагонной компоновки с раздвижными боковыми дверями, разделявший ходовую часть с Citroen Traction Avant. Выпущенный небольшой серией, он стал предком целого поколения переднеприводных фургонов Citroen Type H (1947-1981).

1940 Оккупация Франции гитлеровскими войсками сорвала планы Citroen по расширению модельного ряда. Почти вся экспериментальная партия TPV была уничтожена, за исключением нескольких экземпляров, спрятанных в секретных местах. В 1941 г. завод приостановил сборку легковых машин и приступил к производству грузовиков для вермахта. Пьер Буланже отказался сотрудничать с германскими властями и даже организовал мелкий саботаж, поставив неправильную метку на маслоизмерительном щупе, чтобы двигатели выходили из строя. В 1944 г. гестапо включило его в список главных врагов рейха, но к тому времени Париж был освобождён союзниками. Во время войны завод Куай-де-Жавель пережил две бомбардировки, однако уже в ноябре 1944 г. он возобновил свою работу.
1946 В соответствии с т.н. "планом Понса" послевоенное возрождение французской промышленности началось с запуска в производство грузовых моделей: пикапов, фургонов, грузовиков с платформой, тягачей и самосвалов. Из легковых автомобилей на рынок вернулись только две модификации Traction Avant с кузовом седан (Berline): 4-цилиндровый Citroen 11CV (1911 см3, 56 л.с.) и 6-цилиндровый Citroen 15CV (2867 см3, 77 л.с.). Первый из них был доступен с короткой (Legere) или со стандартной (Normale) колёсной базой, второй - только со стандартной. Единственным внешним изменением в сравнении с довоенными образцами стали вертикальные прорези в капоте. Длиннобазные модификации Familiale и Commerciale появились в каталоге только в 1952 г., когда обычный седан получил увеличенный багажник.
1948 На Парижском автосалоне состоялся долгожданный дебют "народного автомобиля" Citroen 2CV. В серийной версии он получил стальной кузов, оппозитный 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения (374 см3, 9 л.с.), полностью независимую подвеску с продольными рычагами и взаимонагруженными пружинами колёс одного борта, передние и задние гидравлические тормоза, реечное рулевое управление и радиальные шины Michelin - впервые на дорожной модели. Citroen 2CV был самой дешёвой машиной на рынке, но спрос на него был таким большим, что поначалу покупателям приходилось ждать своей очереди 5 лет.
1950 Пьер-Жюль Буланже разбился в автокатастрофе по дороге из Клермон-Феррана в Париж. Новый управляющий директор Пьер Берко поручает инженеру Андре Лефевру разработать самый передовой автомобиль в мире.
1954 На Citroen Traction Avant 15CV установлена самовыравнивающаяся подвеска на гидропневматических элементах, через год получившая применение на Citroen DS. Она поддерживала постоянную высоту кузова независимо от нагрузки, а при выключенном двигателе опускала его до земли для облегчения посадки (автомобили с этой функцией прозвали "механическими верблюдами").
1955 Главной автомобильной сенсацией этого года стал Citroen DS, название которого расшифровывалось как deesse (фр. "Богиня"). Его авангардный дизайн спроектировал Фламинио Бертони, опираясь на результаты испытаний в аэродинамической трубе. Двухобъёмный обтекаемый кузов седан отличался покатым капотом без решётки радиатора, гладкими понтонными боковинами и закрытыми задними колёсами. Переднеприводную компоновку и рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1911 см3 (75 л.с.) автомобиль унаследовал у Traction Avant, но вместе с этим он получил инновационную гидравлическую систему, которая объединяла регулируемую гидропневматическую подвеску, двухконтурные гидравлические тормоза (передние - дисковые), 4-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач Citromatic (без педали сцепления) и гидроусилитель руля. Благодаря техническим инновациям Citroen DS не имел аналогов по управляемости и плавности хода, поэтому его сразу сделали официальной машиной правительства Франции.

Кроме новой серийной модели, на Парижском автосалоне 1955 г. был представлен лимузин для президента Франции Рене Коти, избранного в 1953 г. Спроектированный Филиппом Шарбонне и построенный в ателье Franay, он получил понтонный кузов чёрного цвета на платформе Citroen 15-Six. В 1957 г. президентский автопарк был дополнен четырёхдверным парадным кабриолетом, изготовленным в ателье Chapron.

1957 На базе Citroen DS 19 разработана более дешёвая модель Citroen ID 19, оснащённая 1.9-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 66 л.с. и 4-ступенчатой механической коробкой передач. Она также имела упрощённую отделку, рулевое управление без усилителя и гидропневматическую подвеску, не связанную с тормозной системой.
1958 Набережная Quai de Javel переименована в набережную Андре Ситроена. Citroen DS и Citroen ID стали доступны с 5-дверным кузовом универсал в трёх конфигурациях: 5-местной Break, 7-местной Familiale и грузопассажирской Commerciale. У Citroen 2CV появилась полноприводная модификация 4x4 Sahara, на которую ставились два отдельных оппозитных 2-цилиндровых мотора объёмом 424 см3 и мощностью 14 л.с.
1959 Citroen ID 19 одержал свою первую победу в ралли Монте-Карло. После этого компания стала регулярно выставлять седаны DS и ID для участия в таких марафонах, как Льеж-Рим-Льеж (1960), Льеж-София-Льеж (1961), Ралли Сафари (1965) и др. Вскоре последовали победы в Tour de Corse 1961 и 1963 гг., ралли 1000 озёр 1962 г. и в ралли Монте-Карло 1966 г. В 1963 г. было образовано спортивное подразделение Citroen, которое возглавил Рене Коттон. В 1969-1970 гг. Citroen DS доминировал в Марокканском ралли, а в 1974 г. выиграл автопробег Лондон-Сахара-Мюнхен, в котором из 70-ти автомобилей до финиша доехали только 5.
1961 Компания открывает новый завод в пригороде Ренна (Бретань), рассчитанный на производство 1200 автомобилей в день. Первой построенной здесь машиной стала малолитражка Citroen Ami 6, заполнившая ценовую нишу между Citroen 2CV и Citroen DS. Разработанная на переднеприводной платформе 2CV, она получила необычный 4-дверный кузов с прямоугольными фарами и обратным наклоном заднего стекла. Под капотом стоял оппозитный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения объёмом 602 см3 и мощностью 22 л.с. в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач. С 1961 по 1969 гг. было продано свыше миллиона единиц Ami 6.

Citroen DS 19 получил новый передний бампер с "клыками" и дополнительную пару передних фар. В заводском каталоге появляется версия кабриолет (Decapotable), разработанная Анри Шапроном. До 1971 г. ателье Chapron построило 1365 стандартных DS с открытым верхом, а также несколько купе и седанов с изменённой формой крыши.

1964 Чтобы обойти высокие налоги на объём двигателей, Citroen заключает соглашение с фирмой NSU Motorenwerke о создании общего предприятия Comobil (позже Comotor) для развития технологии роторных двигателей. Тем временем Citroen Ami 6 был предложен с 5-дверным кузовом универсал, Citroen 2CV обзавёлся передними петлями дверей, а линейку Citroen DS дополнила роскошная модификация Pallas.
1965 Citroen поглощает старейшую французскую марку Panhard и производителя грузовиков Berliet. Эти приобретения должны были обогатить инженерный опыт компании для создания новых моделей среднего класса, способных конкурировать с Renault 16. В дальнейшем существовании бренда Panhard руководство Citroen заинтересовано не было, поэтому в 1967 г. он был ликвидирован.

На Citroen DS установлен модернизированный рядный 4-цилиндровый двигатель с коротким ходом поршня и пятиопорным коленчатым валом. Первой в продажу поступила модификация Citroen DS 21 (2175 см3, 100 л.с.), затем последовал Citroen DS 20 (1985 см3, 91 л.с.), а в 1969 г. 2-литровый мотор унаследовал более дешёвый Citroen ID 20. Тогда же, в 1969 г., Citroen DS 21 первым среди французских автомобилей стал оснащаться электронным впрыском топлива, с которым мощность выросла до 125 л.с.

1967 В модельном ряду Citroen появляется 5-дверный хэтчбэк Dyane. Технически он был идентичен Citroen 2CV, но имел более цивилизованный кузов с интегрированными в передние крылья фарами. Изначально он оснащался оппозитным 2-цилиндровым двигателем объёмом 424 см3 (18 л.с.), а с 1969 г. на выбор предлагались уже две модификации: Dyane 4 (435 см3, 24 л.с.) и Dyane 6 (602 см3, 29 л.с.). С 1970 г. соответствующие моторы ставились на Citroen 2CV4 и Citroen 2CV6.
1968 Компания Citroen выкупила итальянского производителя спортивных автомобилей Maserati, чтобы с его помощью разработать мощный двигатель для будущей модели SM. В результате был образован холдинг Citroen SA, 49% акций которого фирма Michelin продала концерну Fiat. Образованное таким образом совместное предприятие PARDEVI просуществовало до 1973 г.

Дизайнер Робер Опрон провёл рестайлинг моделей DS и ID в рамках концепции "Nouveau Visage". Основными её элементами стали двойные круглые фары под пластиковыми крышками, причём внутренняя пара поворачивалась с помощью гидравлики в направлении движения автомобиля. В 1970 г. Citroen ID превратился в бюджетные модификации DSpecial и DSuper в линейке DS.

В 1968 г. также поступил в продажу Citroen Mehari - утилитарный вездеход без дверей и крыши, построенный на базе Citroen Dyane. С 1968 по 1987 гг. было изготовлено 114953 ед., включая 1300 ед. полноприводной версии 4×4.

1969 На смену Ami 6 приходит Citroen Ami 8, у которого спорное заднее стекло было заменено покатой крышей фастбэк. Мощность 0.6-литрового 2-цилиндрового мотора увеличилась до 32 л.с. В рамках программы Comotor на базе Ami 8 был разработан 2-дверный фастбэк Citroen M35 с роторным двигателем объёмом 498 см3 и мощностью 49 л.с. Избранные клиенты Citroen получили возможность бесплатно протестировать 267 таких машин, после чего всю экспериментальную партию изъяли и уничтожили.
1970 На Женевском автосалоне 1970 г. представлены две новинки: Citroen SM и Citroen GS. Обе машины оформил Робер Опрон, следуя веяниям аэродинамической моды. Трёхдверный хэтчбэк Citroen SM создавался как спортивная версия модели DS. Он был оснащён алюминиевым двигателем Maserati V6 DOHC объёмом 2675 см3 и мощностью 170 л.с. с приводом на передние колёса через 5-ступенчатую механическую или 3-ступенчатую автоматическую коробку передач. В дополнение к гидропневматической подвеске автомобиль получил самоцентрирующееся рулевое управление (DIRAVI), чувствительный к скорости гидроусилитель руля, дисковые тормоза на всех колёсах и стеклоочистители с датчиком дождя. По всем параметрам Citroen SM был исключительным представителем класса GT, но из-за высокой цены и сложностей с обслуживанием спрос на него оказался ниже ожидаемого.

Более популярным был Citroen GS - переднеприводный автомобиль среднего класса с обтекаемым кузовом фастбэк-седан или универсал. Он разделял со старшими моделями гидравлическую подвеску и дисковые тормоза на всех колёсах, но оснащался относительно слабым оппозитным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения объёмом 1015 см3 и мощностью 55 л.с., позже предложенным в вариантах 1.1 и 1.3 л. Также существовала модификация GS Birotor с двигателем Ванкеля мощностью 106 л.с., но её ожидала та же судьба, что и прототип Citroen M35. Всего с 1970 по 1980 гг. было построено почти 1.9 млн. ед. Citroen GS.

1971 Citroen SM одержал победу в изнурительном Марокканском ралли, а Citroen GS был признан Европейским автомобилем года. Между тем компания устраивает межконтинентальные рейды, в которых может принять участие любой владелец Citroen 2CV, Dyane или Mehari. Самые длинные из них - Париж-Кабул-Париж (1970, 16500 км), Париж-Персеполис-Париж (1971, 13500 км) и Raid Afrique (1973, Кот-д'Ивуар-Тунис, 8000 км).
1972 Совокупные продажи Citroen достигли 600000 автомобилей в год, и марка стала вторым по величине французским автопроизводителем после Peugeot.
1973 Финальной модификацией "Богини" стал Citroen DS 23, оснащённый рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 2347 см3 и мощностью 115 л.с. (карбюратор) или 130 л.с. (инжектор). Общие продажи Citroen DS за 20 лет производства (1955-1975) составили 1.45 млн. единиц.

У Citroen Ami 8 появилась "высокопроизводительная" версия Ami Super с оппозитным 4-цилиндровым мотором от Citroen GS объёмом 1015 см3 и мощностью 55 л.с. Все её преимущества сводил на нет транспортный налог, поэтому за три года было продано не более 42000 ед.

1974 Все достижения компании Citroen в дизайне и технологиях суммирует Citroen CX, подготовленный в качестве замены Citroen DS. Внешне он выглядел как увеличенная копия модели GS, но внутри имел усовершенствованную гидропневматическую подвеску, гидроусилитель руля DIRAVI с переменным коэффициентом усиления и панель приборов "spaceship", в которой все органы управления были сконцентрированы вокруг односпицевого руля. Вместо трёхсекционного мотора Ванкеля Citroen CX получил устаревший рядный 4-цилиндровый двигатель OHV объёмом 1985 см3 (102 л.с.) или 2175 см3 (112 л.с.), но установлен он был не продольно, а поперечно. В 1975 г. базовый фастбэк-седан был дополнен фастбэком CX Prestige с длинной базой и универсалом CX Break. Тогда же Citroen CX был выбран Европейским автомобилем года-1975.

Большие расходы на разработку моделей GS и CX, строительство нового завода в Ольне-су-Буа и ликвидация старого завода в Париже, нефтяной кризис 1973 г., крах проекта Comotor и уход с американского рынка из-за новых правил безопасности спровоцировали банкротство компании Citroen в 1974 г. Правительство Франции организовало переговоры и вынудило Michelin передать управление бизнесом фирме Peugeot. В декабре 1974 г. Peugeot выкупила 38% акций Citroen, а в апреле 1976 г. увеличила свою долю до 90% и образовала группу PSA (Peugeot Société Anonyme), или Peugeot-Citroen. В 1975 г. марка Maserati была продана De Tomaso, а Berliet - Renault.

1976 Первым продуктом объединения Peugeot и Citroen стал сити-кар Citroen LN, известный как "Helene". 3-дверный кузов хэтчбэк он разделял с моделью Peugeot 104 Z, но оснащался оппозитным 2-цилиндровым мотором Citroen объёмом 602 см3 и мощностью 32 л.с. Через два года появилась экспортная модификация LNA с двигателем объёмом 652 см3 (36 л.с.). В 1978 г. на базе Peugeot 104 также был разработан 5-дверный хэтчбэк Citroen Visa, получивший собственный аэродинамический кузов от Робера Опрона. Базовый силовой агрегат он разделял с Citroen LNA, но за доплату предлагались рядные 4-цилиндровые моторы серии Douvrin (1.0, 1.1 или 1.4 л.) с электронным зажиганием AEI. За 10 лет (1978-1988) с конвейера сошло 1254390 ед. Citroen Visa.

Citroen CX продолжает гоночные успехи своего предшественника и занимает первые пять мест в ралли Сенегала 1976 г. В этом году у него появились два новых мотора: бензиновый объёмом 2347 см3 (115 л.с.) и дизельный объёмом 2175 см3 (66 л.с.). В 1977 г. последовала инжекторная модификация CX 2400 GTi (128 л.с.), а в 1978 г. - дизельная CX 2500 D (75 л.с.). В 1979 г. прошёл небольшую модернизацию и Citroen GS. Теперь он назывался Citroen GSA и оснащался пятой дверью.

1980 PSA приобретает активы разорившегося филиала Chrysler Europe за символическую сумму $1. Инженеры Citroen принимают участие в разработке румынской малолитражки Oltcit Club, которую с 1984 по 1990 гг. продавали в Западной Европе как Citroen Axel. В 1982 г. из-за конфликта PSA с профсоюзами заводы Citroen были остановлены на четыре недели, но в ходе массовой демонстрации 27000 рабочих выразили своё желание работать в компании, и забастовка сразу прекратилась. В 1983 г. фирма осуществила компьютеризацию производства.
1982 На Парижском автосалоне представлен ещё один автомобиль марки Citroen - 5-дверный семейный хэтчбэк BX. Спроектированный дизайнером Марчелло Гандини из ателье Bertone, он отличался интегрированными пластиковыми бамперами, прямоугольными блок-фарами, отсутствием решётки радиатора и прозрачными вставками из поликарбоната в задних стойках крыши (на некоторых модификациях). Под капотом поперечно устанавливались рядные 4-цилиндровые бензиновые моторы объёмом 1124, 1360, 1580 или 1905 см3, а также дизели объёмом 1769 или 1905 см3. В стандартную комплектацию входили гидропневматическая подвеска и дисковые тормоза на всех колёсах, а с 1984 г. версия BX 19 GT оснащалась бортовым компьютером.
1984 Линейка Citroen CX дополнена турбодизельной версией CX Turbo-D 2.5 мощностью 95 л.с., а вслед за ней появляется и бензиновый CX 25 GTi Turbo с электронным впрыском и турбонаддувом, мощностью 168 л.с. Далее в 1985 г. последовал "спортивный" хэтчбэк Visa GTi (1580 см3, 105 л.с.) и лимитированная серия из 200 экземпляров Citroen BX 4TC для участия в раллийной Группе-B, с продольно установленным 4-цилиндровым турбомотором объёмом 2141 см3 и мощностью 200 л.с. В 1987 г. была разработана более массовая модификация BX 19 GTi, оснащённая первым во Франции 16-клапанным двигателем DOHC объёмом 1905 см3 и мощностью 160 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 218 км/ч.
1986 На смену моделям LNA и Visa пришёл субкомпактный Citroen AX, доступный как в 3-дверном, так и в 5-дверном вариантах. С 1986 по 1998 гг. было произведено 2,4 млн. единиц.
1988 Во Франции изготовлен последний Citroen 2CV. Ещё два года эта машина выпускалась в Португалии, и всего с 1948 по 1990 гг. с конвейера сошло 3.9 млн. единиц "Дё Шево", не считая родственных моделей.
1990 Титул "Европейский автомобиль года" присуждён автомобилю Citroen XM, представленному в 1989 г. в качестве замены Citroen CX. Это был второй Citroen с кузовом от Bertone, оформленным в клиновидном стиле, в вариантах 5-дверный хэтчбэк и 5-дверный универсал (Break). На нём впервые получила применение подвеска Hydractive с электронным управлением. На выбор предлагались два бензиновых мотора: рядный 4-цилиндровый объёмом 1998 см3 (110-121 л.с.) или V6 объёмом 2975 см3 (167 л.с.), а также 2.1-литровый 4-цилиндровый дизель (82 л.с.) или турбодизель объёмом 2088 см3 (109 л.с.). До 2000 г. компания продала 333405 ед. Citroen XM.

На протяжении 90-х гг. в модельном ряду Citroen появляются компактный семейный автомобиль Citroen ZX (1990-1998) и его преемник Xsara (1997-2006), 5-дверные лифтбэк и универсал сегмента D Citroen Xantia (1992-2001), сити-кар Citroen Saxo (1996-2003), минивэн Evasion (1994-2002) и грузопассажирский фургон Berlingo (1997-2012). Компания открывает дилерскую сеть в Восточной Германии и в 1991 г. строит свой первый завод в Китае - Dongfeng Renault-Citroen. Гоночный Citroen ZX выиграл пять чемпионатов по ралли-рейдам (1993, 1994, 1995, 1996 и 1997) и четыре раза одержал победу в престижном ралли Париж-Дакар.

1998 Объединённая компания PSA Peugeot-Citroen разрабатывает новую стратегию развития, которая называется "Две марки, одна группа". Она предполагает использование для Peugeot и Citroen одинаковых платформ и силовых агрегатов, но отделы дизайна и маркетинга остаются независимыми, что позволяет максимально индивидуализировать продукцию разных брендов. Первым результатом этой стратегии стал минивэн Citroen Xsara Picasso, представленный на Парижском автосалоне 1998 г. Производный от хэтчбэка Xsara, он получил необычный однообъёмный кузов с высокой крышей и большой площадью остекления. Впоследствии все компактные минивэны Citroen с авангардным дизайном носили имя Picasso - в честь знаменитого художника Пабло Пикассо.
2001 В новом тысячелетии марка Citroen перешла на числовую систему обозначения моделей. Первым был выпущен большой семейный автомобиль D-сегмента Citroen C5 (2000-2008) в версиях лифтбэк и универсал, затем последовали минивэн Citroen C8 (2002-2013), стильный субкомпактный хэтчбэк Citroen C3 (2002-2009), компактная модель С-сегмента Citroen C4 (2004-2010), 3-дверный хэтчбэк В-сегмента Citroen C2 (2003-2009), 3-х или 5-дверный сити-кар Citroen C1 (2005-2014), флагманский 4-дверный седан Е-сегмента Citroen C6 (2005-2012) и кроссовер Citroen C-Crosser (2007-2012), двойник Mitsubishi Outlander.

За несколько лет дизайнеры Жан-Пьер Плуэ и Донато Коко омолодили внешний вид всех автомобилей Citroen, выделив их на рынке такими решениями, как соединённые в арку передние и задние стойки крыши, продолговатые вертикальные фары, растянутый на всю ширину капота "двойной шеврон" и т.д. В некоторых случаях они обращались к историческим моделям Citroen. Так, выпускавшийся в 2003-2010 гг. кабриолет Citroen C3 Pluriel задумывался как современная версия Citroen 2CV. Он имел мягкую крышу со съёмными боковыми арками. Противоположное, футуристическое направление в дизайне представлял минивэн Citroen Grand C4 Picasso (2006-2012), выигравший награду "World Car Design of the Year-2006". За ним последовал компактный минивэн Citroen C3 Picasso (2008-2017), примечательный своим панорамным остеклением.

С 2003 по 2012 гг. Citroen лидировал в Чемпионате мира по ралли (WRC) благодаря таким машинам, как XSara WRC, C4 WRC и DS3 WRC. За это время компания завоевала 94 победы и 8 кубков в Чемпионате конструкторов, а гонщик Себастьен Лёб девять раз становится чемпионом среди водителей.

2009 На автосалоне в Женеве представлен Citroen DS3 - родоначальник серии моделей со значками DS, с 2015 г. выделенных в самостоятельный суббренд. Аббревиатура DS расшифровывается как "Different Spirit" или "Distinctive Series", но по сути является отсылкой к знаменитой "Богине" Citrien DS 1955-1975 гг. Автомобили DS основаны на общих платформах с Citroen, но отличаются более передовым дизайном, улучшенной отделкой и спортивными характеристиками. Так, DS3 является престижной версией Citroen C3, DS4 занимает ту же позицию по отношению к Citroen C4, DS5 - по отношению к Citroen C5 и т.д. Все эти машины успешно продаются под лозунгом "Дух авангарда". За несколько лет Citroen DS3 стал самым продаваемым автомобилем в сегменте премиальных компактов. Доступный в версиях 3-дверный хэтчбэк или кабриолет с контрастными цветами крыши и колёсных дисков, он был признан "Автомобилем года-2010" по версии Top Gear.
2010 Первым серийным электромобилем от PSA стал Citroen C-Zero - двойник Mitsubishi i-MiEV. Из-за низких продаж его сняли с производства уже в 2012 г.
2014 Столкнувшись с финансовыми проблемами, группа PSA пыталась сформировать партнёрство с BMW или GM, но в итоге её спасла китайская корпорация Dongfeng, выкупив 14% акций концерна. Её дочернее предприятие Dongfeng Peugeot-Citroen в 2014 г. продемонстрировало рост продаж на 30% и заняло 1-е место на китайском рынке по рейтингу удовлетворённости клиентов JD Power. Оно выпускает восемь эксклюзивных моделей, включая те, что продаются под брендом DS.

Новое направление в дизайне Citroen задаёт компактный кроссовер Citroen C4 Cactus, оснащённый узкими двухэтажными фарами и контрастными боковыми вставками из пластика, имитирующими поверхность кактуса. Автомобиль поступил в продажу в трёх уровнях отделки (Touch, Feel и Flair) и с двумя силовыми агрегатами (3-цилиндровым бензиновым 1.2 и 4-цилиндровым турбодизелем 1.6).

2017 Сегодня автомобили Citroen продаются на всех рынках, кроме Северной Америки и Юго-Восточной Азии. В сегменте А марка представлена сити-каром Citroen C1 (3-х или 5-дверный хэтчбэк), в сегменте В - субкомпактными моделями Citroen C3 (5-дверный хэтчбэк) и DS3 (3-дверный хэтчбэк, кабриолет), в сегменте С - компактными машинами Citroen C4 (5-дверный хэтчбэк), Citroen C-Elysee (седан) и DS4 (5-дверный хэтчбэк-купе), в сегменте D - семейными автомобилями Citroen C5 (седан, универсал) и DS5 (5-дверный хэтчбэк FasTourer), в сегменте SUV - кроссоверами Citroen C3 Aircross, Citroen C4 Aircross, Citroen C5 Aircross, Citroen C4 Cactus, DS4 Crossback и DS7 Crossback, в сегменте MPV - минивэнами Citroen C3 Picasso, Citroen C4 Picasso и Citroen Nemo Multispace, в сегменте электрокаров - открытым кроссовером Citroen E-Mehari.
Автомобили Citroen
Citroen 2CV 1948-1990
Citroen Ami 1961-1979
Citroen C6 1929-1932
Citroen CX 1974-1985
Citroen DS 1955-1976
Citroen Dyane 1967-1984
Citroen GS 1970-1979
Citroen GT Concept 2008
Citroen ID 1957-1975
Citroen M35 1969-1971
Citroen SM 1970-1975
Citroen Survolt 2010
Citroen Traction Avant 1934-1957
Citroen Type A 1919-1921
Citroen Type B 1921-1928
Citroen Type C 1922-1926
Société Anonyme Andre Citroën
1919-1975
Groupe PSA (Peugeot-Citroën)
1975-н.в.
Подразделения PSA

 

Андре-Гюстав Ситроен (1878-1935)

Андре Ситроен был пятым и последним ребёнком в еврейской семье, переехавшей в Париж из Варшавы. Его дед, продававший в Голландии цитрусовые, носил фамилию Лимоэнман, а отец сменил её на французский манер - Citroën (от франц. Citron - "лимон"). Когда Андре было всего шесть лет, отец покончил жизнь самоубийством, оставив семье огромное состояние, заработанное на торговле алмазами. Впечатлённый книгами Жюля Верна и строительством Эйфелевой башни, молодой Ситроен решил стать инженером. В 1900 г. он окончил политехническую школу и отправился на родину матери, в Польшу, где случайно увидел плотника, использовавшего шестерни с зубцами в форме рыбных косточек. Выкупив патент за небольшие деньги, Андре Ситроен прославился как изобретатель зубчатой передачи "двойной шеврон", впоследствии ставшей фирменной эмблемой Citroen.

В 1905 г. Ситроен объединился с братьями Эстен и начал производить детали для паровозов. Через два года он был назначен директором автомобильной компании Mors, оказавшейся на грани банкротства. Здесь он проявил свои организаторские способности, пригодившиеся для создания собственного бизнеса. Посетив американские заводы Генри Форда, Андре позаимствовал у него идею конвейерного производства. В 1914 г. промышленник получил кредит под выполнение заказа на выпуск большой партии шрапнельных снарядов для российской армии. Благодаря этому он стал ведущим изготовителем боеприпасов во Франции: за годы Первой мировой войны его предприятие построило 23 млн. снарядов. После окончания военных действий Ситроен пытался наладить сборку паровых автомобилей в качестве одного из директоров Société Française Doble, но проект оказался нежизнеспособным. Тогда в 1919 г. бизнесмен основал компанию Citroen, всего за 10 лет ставшую 4-м по величине автопроизводителем в мире.

Андре Ситроена называют основоположником автомобильной рекламы. Для привлечения внимания к своей продукции он размещал статьи в газетах, печатал листовки, организовывал тест-драйвы и автопробеги, показывал ролики в кинотеатрах, рисовал слово "Citroen" в небе и даже выкладывал его из лампочек на Эйфелевой башне. Кроме того, компания Citroen первой стандартизировала свои дилерские центры, построив шоу-румы со стеклянными витринами, и первой начала продавать автомобили в кредит. В результате Ситроен вошёл в число самых богатых и влиятельных людей во Франции. Но во время экономического кризиса начала 30-х гг. его состояние пошатнулось. Большие расходы на разработку модели Traction Avant и увлечение Ситроена азартными играми привели к тому, что в 1934 г. фирму выкупил основной кредитор - Michelin. Андре Ситроен остался без гроша в кармане и умер от язвы желудка в 1935 г. Вскоре журнал L’Illustation назвал его "поэтом движения и скорости, который стремился переделать мир в соответствии со своей мечтой". 

Citroen Type A (1919)
Citroen B2 Normande (1924)
Citroen B10 (1924)
Citroen Type C Torpedo (1925)
Citroen B14 (1928)
Citroen C6 Berline Taxi (1929)
Citroen C4G Roadster (1931)
Citroen 8CV Rosalie (1932)
Citroen Traction Avant 22CV (1934)
Citroen Traction Avant 11CV Berline (1937)
Citroen DS 19 Berline (1955)
Citroen 2CV (1960)
Citroen Ami 6 (1961)
Citroen DS 21 Decapotable (1965)
Citroen DSpecial Berline (1970)
Citroen CX Break (1975)
Citroen LNA (1978)
Citroen GSA Break (1979)
Citroen Visa Super E Decapotable (1983)
Citroen BX 19 GT (1984)
Citroen BX 4TC (1985)
Citroen AX 3-door (1986)
Citroen CX 25 GTi Turbo (1986)
Citroen XM (1989)
Citroen Xantia (1994)
Citroen ZX 5-door (1994)
Citroen Xsara Picasso (1999)
Citroen C5 (2001)
Citroen C3 (2001)
Citroen C3 Pluriel (2003)
Citroen C4 (2004)
Citroen C6 (2009)
Citroen C3 Picasso (2009)
Citroen DS3 (2009)
Citroen C4 Cactus (2014)
Citroen C1 Airscape 5-door (2014)
DS5 Hybrid 4x4 (2015)
DS4 Crossback (2015)
Citroen C-Elysee (2016)
Citroen E-Mehari (2016)
Citroen C3 Aircross (2017)
DS7 Crossback (2017)
Комментарии (1)
2019-11-03 05:59, Гость:
Удалено модератором