Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7359

Nash

История компании Nash берёт начало в 1902 г., когда Томас Джеффри выпустил в Кеноше (Висконсин) первый автомобиль под маркой Rambler. В 1916 г. Чарльз Нэш выкупил его предприятие и переименовал в Nash Motors Company. В 20-е гг. предпринимались попытки продавать люксовые модели под брендом LaFayette и дешёвые под брендом Ajax, но особого успеха они не имели, поэтому Нэш сосредоточился на производстве 6-ти и 8-цилиндровых машин среднего класса. Продукция Nash отличалась высоким качеством и богатой комплектацией при доступной цене, и это помогло фирме пережить Великую депрессию. В 1937 г. Нэш передал управление компанией Джорджу Мейсону, который объединил её со своим холодильным бизнесом в Nash-Kelvinator Corporation.

На счету компании Nash такие изобретения, как первый отопитель салона в одной системе с радиатором (1938), одна из первых в США конструкций несущего кузова (1941), аэродинамический понтонный кузов Airflyte с закрытыми передними и задними колёсами (1949), ремни безопасности (1950) и компактный кондиционер, установленный под капотом (1953). В 1950 г. фирма выпустила первый американский компактный автомобиль - Nash Rambler, а вскоре после этого в сотрудничестве с британскими автопроизводителями были разработаны спорткар Nash-Healey (1951) и субкомпактный Metropolitan (1953). Это не помогло Nash-Kelvinator выдержать конкуренцию с "Большой детройтской тройкой", и в 1954 г. состоялось её слияние с Hudson и образование American Motors Corporation.
 

История Nash
1916 Покинув General Motors, Чарльз Нэш купил за $10 млн. компанию Томаса Джеффри - одного из пионеров американского автопрома, изобретателя пневматической шины. В начале XX века эта фирма, выпускавшая на заводе в Кеноше (Висконсин) легковые машины под маркой Rambler, была вторым по величине автопроизводителем в США. К началу Первой мировой войны она перешла на производство тяжёлых полноприводных грузовиков для американской армии - Jeffery Quad. Нэш продолжил это дело, построив в общей сложности 11500 единиц модели Quad, что сделало его крупнейшим производителем грузовиков в мире.
1917 Thomas B. Jeffery Company переименована в Nash Motors Company. Чарльз Нэш нанял инженера финского происхождения Нильса Эрика Вальберга, который разработал ему рядный 6-цилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов. Этот мотор был установлен на первую модель марки Nash, обозначенную индексами от 681 до 687 в зависимости от кузова. Уже в 1918-м модельном году компания продала свыше 10000 автомобилей, в следующем году - в два раза больше. Для обеспечения поставок стандартизированных кузовов в 1919 г. Нэш покупает ателье Seaman Body Company.
1921 Чарльз Нэш становится президентом компании LaFayette Motors, основанной им в 1919 г. в Индианаполисе (Индиана). С 1920 г. под маркой LaFayette выпускается люксовый автомобиль серии 130, оснащённый 5.7-литровым двигателем V8 мощностью 90 л.с. В то же время под маркой Nash продаются более дешёвые модели: 6-цилиндровая Series 690 и 4-цилиндровая Series 40. Они оснащаются резиновыми опорами силового агрегата, впервые в своём классе. В 1922 г. Lafayette Motors целиком входит в состав Nash Motors.
1925 Выпуск дорогих автомобилей не принёс ожидаемой прибыли, и Нэш отказался от марки LaFayette. На базе её бывшего завода в Расине (Висконсин) он создал другую дочернюю фирму, Ajax Motor Co. Следуя принципу "дать клиенту больше, чем он ожидает получить за свои деньги", Чарльз Нэш разрабатывает модель Ajax Series 50 стоимостью от $885, оснащённую 2.8-литровым 6-цилиндровым мотором, тормозами на всех колёсах, системой смазки шасси и электрическими часами в салоне. Это была чрезвычайно роскошная комплектация для машины начального уровня, но продажи Ajax были далеки от запланированных показателей. Тогда Нэш принял решение переименовать Ajax Series 50 в Nash Light Six, полагая, что это увеличит спрос. И он не прогадал: в 1926 г. продажи одной этой модели возросли с 27000 до 40000 единиц. При этом Нэш предложил владельцам Ajax бесплатно конвертировать свои автомобили в Nash Light Six, установив комплект соответствующих значков и отделки. Большинство клиентов этим воспользовались, поэтому сегодня практически невозможно найти оригинальный Ajax, не преобразованный в Nash.
1928 Линейка Nash расширяется до трёх 6-цилиндровых моделей с разными колёсными базами: Series 420 (3.0 л, 50 л.с.), Series 430 (3.7 л, 65 л.с.) и Series 460 (4.6 л, 78 л.с.). Все они имели четырёхточечные резиновые крепления двигателя и двойную систему зажигания с двумя свечами на цилиндр. В 1929 г. к ним присоединилась ещё одна, 8-цилиндровая серия 490 (4.9 л, 100 л.с.).
1932 Благодаря удачной производственной политике даже самый тяжёлый для американского автопрома 1932-й год компания Nash закончила с прибылью. В дилерских салонах Nash никогда не оставалась непроданных машин, потому что Чарльз Нэш выпускал качественные, надёжные и хорошо оборудованные автомобили по доступной цене. В 1932 г. у него было уже пять моделей: 6-цилиндровая 1060 Big Six (3.3, 70 л.с.) и 8-цилиндровые 1070 Standard Eight (4.0 л, 85 л.с.), 1080 Special Eight (4.3 л, 100 л.с.), 1090 Advanced Eight (5.3 л, 100 л.с.) и 1090 Ambassador Eight (5.3 л, 125 л.с.). Все они имели 3-ступенчатую полностью синхронизированную коробку передач, централизованную смазку шасси, червячную главную передачу и регулируемые из салона амортизаторы.
1934 Когда продажи Nash всё же упали, компания наняла дизайнера Алексиса де Сахновски, который разработал для Nash кузов Speedstream с пулевидными фарами, скруглёнными линиями и юбками на задних колёсах. Модельный ряд был сокращён до трёх серий. В то же время Чарльз Нэш решил возродить марку LaFayette, но теперь для выпуска своего самого дешёвого автомобиля со стартовой ценой в $585. В результате в продажу поступил LaFayette Series 110, оснащённый 3.6-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 75 л.с. Производство Nash выросло почти в два раза, и фирма построила миллионный автомобиль.
1935 Все модели Nash и LaFayette получили обтекаемый цельнометаллический кузов Aeroform с решёткой радиатора "водопад" и полуинтегрированным багажником, доступный только в закрытом 2-х или 4-дверном варианте. В комплектацию вошли 3-ступенчатая коробка передач с овердрайвом и гидравлические барабанные тормоза на всех колёсах. В 1936 г. изменяются названия машин: 6-цилиндровые серии теперь обозначаются 400 De Luxe (3.8 л, 90 л.с.) и Ambassador Six (3.8 л, 93 л.с.), 8-цилиндровая - Ambassador Super Eight (4.3 л, 102 л.с.). Появляется опция "Bed-In-A-Car" - раскладывающееся в двуспальную кровать заднее сиденье, на котором пассажиры могли лечь в полный рост, головой к передним сиденьям и ногами в открывающемся из салона багажнике.
1937 72-летний Чарльз Нэш нашёл достойного преемника, способного управлять компанией в соответствии с его принципами - Джорджа Мейсона, президента Kelvinator Company, производителя холодильников и кухонного оборудования. Мейсон согласился возглавить автомобильный бизнес, но при одном условии - предприятия должны были объединиться. В 1937 г. произошло крупнейшее в США слияние двух фирм из разных отраслей в Nash-Kelvinator Corporation, и Нэш ушёл на пенсию. Новое руководство во главе с Джорджем Мейсоном опять ликвидирует марку LaFayette, выпуская взамен бюджетную модель Nash Lafayette 400.
1938 Первым результатом сотрудничества Nash и Kelvinator становится введение на автомобилях опционной системы подогрева и вентиляции воздуха в салоне. Это был отопитель современного типа, в котором воздух забирался с улицы, проходил через радиатор с горячей водой и выходил из салона через отверстия проточной вентиляции. В следующем году в систему были добавлены термостат и воздушный фильтр, и она получила название Weather Eye. Фактически она представляла собой первый климат-контроль, позволявший поддерживать заданную температуру в салоне и обогревать лобовое стекло. Ещё одной новинкой 1938 г. стала коробка передач с вакуумным преселектором Evans на приборной панели, которая также устанавливалась на Studebaker и Graham.
1939 Представлены обновлённые серии Nash: Lafayette Special (3.8 л, 99 л.с.), Ambassador Six (3.8 л, 105 л.с.) и Ambassador Eight (4.3 л, 115 л.с.). Они отличались стильными, обтекаемыми кузовами с крышей фастбэк или транкбэк и встроенными в передние крылья фарами. Кроме того, все модели теперь оснащались независимой передней подвеской на пружинах со стабилизатором поперечной устойчивости. В следующем году продажи выросли до 53000 единиц, и компания впервые с 1933 г. начала приносить прибыль.
1941 Nash выпускает первый массовый американский автомобиль с объединёнными кузовом и рамой - Nash Ambassador 600. Цифра "600" в его названии означала, что он может проехать 600 миль (966 км) на одном баке бензина (76 л), то есть расход топлива составлял 7.6 л/100 км. Автомобиль оснащался 2.8-литровым рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным двигателем мощностью 83 л.с., 3-ступенчатой механической коробкой передач с овердрайвом и пружинной подвеской всех колёс, передней независимой с очень длинными шкворнями. При цене от $735 и колёсной базе 112" Nash Ambassador 600 был конкурентом бюджетных автомобилей Ford, Chevrolet и Plymouth.

Более дорогие модели Ambassador Six и Ambassador Eight имели аналогичные кузова, но установленные на отдельную раму с колёсной базой 121", что делало их конструкцию вдвое жёстче. Первая приводилась в движение 3.8-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 105 л.с., вторая 4.3-литровым 8-цилиндровым мощностью 115 л.с. Продав 90000 машин в 1941 г. и 31700 в 1942 г., компания переключилась на военные контракты. За годы Второй мировой она заработала $670 млн на производстве авиационных двигателей, боеприпасов, прицепов и первых вертолётов.

1946 По окончании войны Nash-Kelvinator одним из первых возобновляет выпуск легковых автомобилей. Отказавшись от дорогой 8-цилиндровой серии, компания продолжила строить модели Nash 600 и Nash Ambassador образца 1942 г., с изменённым дизайном решётки радиатора. В линейку Ambassador был добавлен 4-дверный кузов Suburban Sedan с боковыми панелями из дерева, а в 1948 г. - ещё и кабриолет. Спрос на машины превышал предложение, так что фирме пришлось открыть новый завод в Эль-Сегундо (Калифорния). В 1948 г. продажи достигли отметки 120000 единиц.
1949 Нильс Вальберг и Тед Ульрих разработали для Nash совершенно новый аэродинамический несущий кузов, получивший название Airflyte, а в простонародье - "ванна". Он имел крышу фастбэк с цельным изогнутым лобовым стеклом и сплошные понтонные боковины без колёсных арок. Передние и задние крылья почти полностью закрывали колёса, так что для сокращения радиуса поворота переднюю колею пришлось сделать уже, чем заднюю. Колёсная база осталась неизменной: 112" для Nash 600 и 121" для Nash Ambassador. Старшая модель оснащалась 3.8-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем OHV мощностью 112 л.с., младшая - 2.8-литровым 6-цилиндровым с боковыми клапанами, мощностью 82 л.с. Интерьер автомобилей оформила мадам Хелен Ротер, известный парижский дизайнер.
1950 Президент Nash-Kelvinator Джордж Мэйсон берёт курс на выпуск принципиально новых моделей, не имеющих аналогов среди продукции детройтских компаний. В продажу поступает первый компактный автомобиль на американском рынке - Nash Rambler. Он имел несущий кузов в стиле Airflyte с колёсной базой 100" (2540 мм), сначала доступный только в виде кабриолета с неподвижными рамами боковых окон, а позже и в вариантах хардтоп купе (Country Club) и 3-дверный универсал. Оснащался 2.8-литровым нижнеклапанным 6-цилиндровым мотором мощностью 82 л.с., который расходовал 7,8 л. бензина на 100 км. У Rambler был широкий список стандартного оборудования, но и стоил он не меньше, чем стандартные машины других марок.

Полноразмерный Nash 600 в 1950 г. был переименован в Statesman и получил увеличенный до 3017 см3 6-цилиндровый двигатель мощностью 85 л.с. Для Nash Ambassador были предложены новые опции: автоматическая коробка передач Hydramatic (производства GM), ремни безопасности и регулируемый передний диван Airliner. Общие продажи Nash за календарный год составили 191865 единиц. В апреле компания построила 2-миллионный автомобиль.

1951 На автосалоне в Чикаго представлен спортивный родстер Nash-Healey - совместный проект Nash-Kelvinator и британского производителя спорткаров Дональда Хили. Он был разработан на шасси Healey Silverstone и оснащался 3.8-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 125 л.с. и трансмиссией от Nash, а двухместный алюминиевый кузов изготавливался в ателье Panelcraft из Бирмингема. После того, как Nash-Healey занял четвёртое место в Ле-Мане, компания всего за год продала 104 таких машины, несмотря на цену более $4000.
1952 Nash-Kelvinator начинает сотрудничество с итальянским ателье Pinin Farina. Для начала в Турине был построен прототип полноразмерного седана, но американцам его дизайн не понравился, и студия Nash во главе с новым вице-президентом по дизайну Эдмундом Андерсоном довела до производства собственный проект, позаимствовав у Фарины некоторые идеи. Тогда в полное распоряжение итальянцам решили отдать спорткар Nash-Healey, для которого был спроектирован новый кузов из стали. Сборка автомобиля по кусочкам в США, Англии и Италии увеличила его стоимость до $5900, но покупатели на такой необычный родстер всё же находились. В 1953 г. появились версия купе и 4.1-литровый 6-цилиндровый двигатель Le Mans Dual Jetfire мощностью 140 л.с. Всего до 1954 г. было изготовлено 507 экземпляров Nash-Healey.

В честь 50-летнего юбилея Nash (считая с дня основания Thomas B. Jeffery Company в 1902 г.) обновлённые модели Ambassador и Statesman были обозначены как Golden Airflyte. Передние и задние колёсные арки у них по-прежнему были закрыты, но кузова стали трёхобъёмными и более угловатыми, с увеличенной площадью остекления, выштамповками на дверях и обратным наклоном задних стоек крыши. В 1953 г. в аналогичном стиле был оформлен и компактный Nash Rambler, а серии Airflyte получили первую в отрасли компактную систему отопления и кондиционирования воздуха в салоне All-Weather Eye, размещённую под капотом, а не снаружи кузова. В связи с Корейской войной вводятся ограничения на поставку сырья, и производство автомобилей сокращается.

1953 В британском Лонгбридже по контракту с Austin (филиал British Motors Corporation) стартует производство субкомпактного автомобиля для американского рынка - Nash Metropolitan. Оснащённый 1.2-литровым 4-цилиндровым мотором Austin мощностью 40 л.с., он предлагался в виде двухместного кабриолета или купе с колёсной базой 85" - меньше, чем у Volkswagen Beetle. С 1956 г. автомобиль выпускался с 1.5-литровым двигателем мощностью 52 л.с. и назывался просто Metropolitan. До снятия с конвейера в 1962 г. было продано почти 100000 единиц.
1954 General Motors, Ford и Chrysler начинают ценовую войну с целью привлечь больше покупателей и монополизировать американский рынок. Чтобы выжить, независимые автопроизводители объединяются в концерны. Nash-Kelvinator и Hudson сливаются в American Motors Corporation (AMC) со штаб-квартирой в Кеноше (Висконсин). В эту группу планировалось включить и Packard, но сделка сорвалась. Корпорацию возглавил Джордж Мейсон, однако в этом же году он умер, и новым главой AMC стал Джордж Ромни. Он не был настроен конкурировать с "Большой тройкой" на её поле, поэтому сосредоточил основные ресурсы на развитии модели Nash Rambler. В этом году она стала доступна в виде 4-дверного седана и универсала с колёсной базой 108" и получила стандартный комплект Continental (запасное колесо в металлическом кожухе, установленное на заднем бампере - атрибут роскошного автомобиля).
1955 Начинается унификация полноразмерных линеек Nash и Hudson. Для Nash этот процесс был безболезненным, поскольку в основу новых моделей Hudson была положена его платформа. Дизайн серий Ambassador и Statesman был разработан под влиянием прототипа 1951 г. от Pinin Farina: они получили передние крылья с наклоном вперёд и овальную решётку радиатора с размещёнными на ней фарами, а также панорамное лобовое стекло и двухцветную окраску. Так как у Nash ещё не было собственного мотора V8, корпорация заказала поставку соответствующих силовых агрегатов, объёмом 5.2 л. и мощностью 208 л.с., у Studebaker-Packard, в комплекте с автоматическими трансмиссиями Ultramatic. Базовыми же остались прежние 6-цилиндровые двигатели: 3.8-литровый мощностью 130 л.с. для Ambassador и 3.2-литровый мощностью 100 л.с. для Statesman.
1956 Новый Rambler с колёсной базой 108", доступный в виде седана, хардтоп седана и универсала под марками Nash и Hudson, стал среднеразмерным автомобилем с привлекательным дизайном, широчайшей комплектацией и трёхцветной окраской. При этом он стоил от $2059 до $2494 и оснащался 3.2-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 120 л.с. с расходом топлива всего 7.6 л/100 км. Неудивительно, что уже в первый год он разошёлся тиражом в 100000 экземпляров.
1957 Ambassador остаётся единственным полноразмерным автомобилем Nash. В этом году он был оснащён 5.4-литровым двигателем V8 327 собственного производства, мощностью 255 л.с., а также 14-дюймовыми колёсами и сдвоенными вертикальными фарами. Такой же 5.4-литровый мотор V8, доступный и в варианте с впрыском топлива (288 л.с.) был установлен на хардтоп седан Nash Rambler в специальной модификации Rebel - по сути первый американский muscle-кар. Обычный Rambler в качестве опции получил меньший, 4.1-литровый V8 мощностью 190 л.с.

Джордж Ромни принимает дальновидное решение отказаться от полноразмерных моделей и сосредоточить всю линейку под маркой Rambler, обосновывая это 30-кратной разницей в статистике продаж моделей Rambler и Ambassador не в пользу последней. В результате марки Nash и Hudson прекратили своё существование. Через год в США началась экономическая рецессия, и вскоре корпорация AMC благодаря своим среднеразмерным сериям Rambler вышла на четвёртое место в рейтинге американских автопроизводителей.

Автомобили Nash
Nash 490 1930
Nash 600 1941-1948
Nash Ambassador 1932-1934
Nash Ambassador 1939-1940
Nash Ambassador 1942-1948
Nash Ambassador 1949-1951
Nash Ambassador 1952-1954
Nash Ambassador 1955-1957
Nash Metropolitan 1954-1961
Nash Rambler 1951-1955
Nash Statesman 1950-1956
Nash-Healey 1951-1954
Nash Motors Company
1917-1937
Nash-Kelvinator Corporation
1937-1954

 

Чарльз Уильямс Нэш (1864-1948)

С ранних лет Чарльз Нэш был мотивирован на достижение успеха собственными силами. Он родился в крестьянской семье в Кортленде (Иллинойс). С 6 лет, после развода родителей, был вынужден работать батраком на ферме. Заработав денег, занялся разведением овец и самообразованием. В 1888 г. бросил сельское хозяйство и отправился во Флинт (Мичиган), где нашёл работу в Durant-Dort Carriage Company. Там его заметил Уильям Дюрант, и уже в 1890 г. назначил Нэша своим генеральным менеджером. В 1908 г. Дюрант создал автомобильную корпорацию General Motors, и Нэш стал директором её подразделения - Buick. В 1910 г. он поднялся ещё выше, заняв должность управляющего директора GM. За четыре года ему удалось избавиться от долгов и увеличить прибыль корпорации с $800000 до $12 млн. Однако из-за нежелания выплачивать акционерам дивиденды в 1915 г. его выгнали из предприятия, после чего Нэш решил заняться собственным бизнесом. В отличие от Уолтера Крайслера, он не согласился работать на Дюранта, вернувшего себе контроль над GM в 1916 г., за $500000 в год.

Выкупив в 1916 г. Thomas B. Jeffery Company, Чарльз Нэш основал компанию под своим именем - Nash Motors. За следующие девять лет он создал фирму, которая не имела облигационных займов, с рыночной стоимостью акций $137 млн и прибылью в размере $56 млн. Безусловно, Нэш знал, как достичь успеха в своём деле. Он придерживался очень гибкой стратегии удовлетворения покупательских потребностей, позволявшей быстро приспосабливаться к меняющимся условиям рынка, что помогло ему пережить Великую депрессию. В частности, компания Nash Motors никогда не планировала объёмы производства и не заказывала материалов более чем на месяц вперёд. И главное - Нэш предпочитал выпускать меньшие и экономичные автомобили по доступной цене, что определило в дальнейшем рыночный статус марки Nash. И хотя зарплаты на заводах Нэша были самыми низкими в отрасли, он всегда обеспечивал своих сотрудников всем необходимым и знал едва ли не каждого рабочего по имени. В 1936 г. Нэш ушёл на пенсию, передав управление компанией Джорджу Мейсону. 

Джордж Уолтер Мейсон (1891-1954)

Родился в Вэлли-Сити (Северная Дакота), получил инженерное образование в Мичиганском университете. Начинал автомобильную карьеру в компаниях Studebaker и Dodge, затем проходил военную службу. В 1921 г. стал членом правления корпорации Maxwell-Chalmers, выкупленной Уолтером Крайслером. В 1926 г. был назначен вице-президентом фирмы Copeland Products, выпускавшей холодильники, а в 1927 г. возглавил Kelvinator Corporation - лидера зарождавшейся холодильной промышленности в США. За годы его пребывания на этой должности продажи холодильников выросли в 4 раза, но компания уступила первое место подразделению GM Frigidaire. В 1936 г. по рекомендации Крайслера Чарльз Нэш, основатель одноимённой автомобильной марки, предложил Мейсону стать его преемником. Мейсон поначалу отказался, но вскоре принял предложение с условием объединения Nash с Kelvinator. Таким образом, в 1937 г. он стал президентом Nash-Kelvinator Corporation.

Мейсон был сторонником тех же методов управления, что и Нэш. Он стремился выпускать максимально укомплектованные автомобили по доступным ценам, но помимо этого задумывался об экономии топлива и практичности. Под его руководством был разработан бюджетный Nash 600 1941 г. с несущим кузовом, а затем - модели Airflyte 1949-1951 гг. с аэродинамическим дизайном в форме перевёрнутой ванны. При росте 183 см и весе 136 кг Мейсон был очарован малолитражками европейского типа. Он стал инициатором создания первого компактного автомобиля на американском рынке - Nash Rambler, а также последовавшего за ним спорткара Nash-Healey (1951) и англо-американского субкомпакта Nash Metropolitan (1953). Понимая, что независимые автопроизводители не смогут выдержать конкуренцию с "Большой тройкой" поодиночке, в 1954 г. он подписал с руководством Hudson Motor Company соглашение о создании American Motors Corporation и занял пост её президента. В планы Мейсона входило и последующее объединение с группой Studebaker-Packard, которое сделало бы корпорацию AMC второй по величине автомобильной компанией после General Motors, но его неожиданная смерть в 1954 г. сорвала сделку. Следующим главой AMC стал протеже Мейсона Джордж Ромни. 

Nash 680 Coupe (1918)
Nash Six Touring (1927)
Nash Series 980 Convertible Victoria (1932)
Nash Ambassador Sedan (1934)
Nash Lafayette (1936)
Nash 600 Sedan (1942)
Nash 600 Club Coupe (1947)
Nash 600 Sedan (1949)
Nash Rambler Station Wagon (1951)
Nash Ambassador Sedan (1952)
Nash Statesman Sedan (1953)
Nash-Healey Le Mans Sport Convertible (1953)
Nash Rambler (1954)
Nash Metropolitan Convertible (1955)
Nash Statesman Sedan (1955)
Nash Ambassador Country Club (1957)
Nash Rambler Custom Sedan (1957)
Комментарии (0)