Всего на сайте моделей 2917   модификаций  7344

Skoda

Чешская компания Skoda ведёт своё происхождение с середины XIX века, но автопроизводителем она стала в 1924 г., когда начала строить по лицензии роскошные машины Hispano-Suiza. В 1925 г. она выкупила фирму Laurin & Klement с заводом в Млада-Болеславе, основанную Вацлавом Лаурином и Вацлавом Клементом в 1895 г. Первые модели Skoda были унаследованы у Laurin & Klement, но с 1933 г. начинается выпуск автомобилей нового поколения с хребтовой рамой и независимой подвеской на качающихся полуосях, скопированных у Tatra. С 1934 по 1946 гг. линейка включала три основных серии: дешёвую Popular, промежуточную Rapid и престижную Superb. После Второй мировой войны завод был национализирован коммунистическим правительством Чехословакии и стал консолидированным предприятием Skoda AZNP, специализировавшимся на производстве легковых машин. До 1964 г. модельный ряд в основном состоял из малолитражек довоенной конструкции с современными кузовами, а затем их сменили заднемоторные автомобили. До начала 80-х гг. больше половины продукции Skoda отправлялось на экспорт.

В 1989 г. Чехословакия распалась, и Skoda оказалась не готовой к существованию в условиях рыночной экономики. Тогда правительство продало завод немецкому концерну Volkswagen Group. Благодаря масштабным инвестициям фирма возродилась уже в 1994 г., приступив к выпуску надёжных, качественных и недорогих моделей на общих платформах с Volkswagen. В результате отношение к бренду полностью изменилось, и продажи Skoda резко выросли, особенно в Великобритании и постсоветских странах. С середины 2000-х гг. компания переходит с бюджетного в элитный сегмент рынка: автомобили Skoda сравнялись с Volkswagen по цене и комплектации и даже получили преимущество по внутреннему объёму. По состоянию на 2016 г. марка представлена более чем в 100 странах, имеет заводы в Чехии, Словакии, Китае, России, Индии, Казахстане и Украине и ежегодно продаёт свыше 1 млн. машин.
 

История Skoda
1895 В чешском городе Млада-Болеслав, на тот момент расположенном на территории Австро-Венгерской империи, основана компания Laurin & Klement. За год до этого у одного из её соучредителей, Вацлава Клемента, сломался велосипед Seidel & Naumann, и он подал соответствующую заявку в немецкую фирму, но получил отказ из-за того, что письмо было написано на чешском языке. Этот случай настолько возмутил Клемента, что он решил создать собственный бизнес по производству велосипедов, и для этого объединил усилия с механиком Вацлавом Лаурином. В 1899 г. партнёры выпустили первый мотоцикл под маркой Slavia. Через четыре года компания имела уже 200 сотрудников и продавала 2000 мотоциклов в год.
1905 Лаурин и Клемент создают свой первый автомобиль - Laurin & Klement A. Это была примитивная малолитражка типа Voiturette, оснащённая 1-литровым мотором V2 мощностью 7 л.с., установленным спереди и соединённым 3-ступенчатой трансмиссией с задними колёсами. Кузов у неё был двухместным, без дверей и лобового стекла, но с мягким складным тентом. Несмотря на скромную максимальную скорость 45 км/ч, машина одержала победу в гонке в Семмеринге (Австрия).
1907 За Laurin & Klement A последовали модели B, C и E, изготовленные небольшими партиями. Более успешным стал Laurin & Klement F, который предлагался в шести вариантах колёсной базы, с шестью типами кузова и с семью разными силовыми агрегатами. На базовую версию ставился нижнеклапанный рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 2438 см3 и мощностью 18-21 л.с., на гоночной модификации Laurin & Klement FC его объём составлял 1943, 1994 или 2496 см3, на Laurin & Klement FCS те же моторы имели другую головку с верхними клапанами (OHV), а у Laurin & Klement FCR объём цилиндров был доведён до 5672 см3, мощность - до 100 л.с., максимальная скорость - до 140 л.с. Существовала даже 8-цилиндровая модель Laurin & Klement FF, с двумя 4-цилиндровыми блоками на общем картере, объёмом 4877 см3 и мощностью 45 л.с. Всего с 1907 по 1909 гг. было построено 371 шасси серии F.

В 1907 г. компания была преобразована в акционерное общество и стала экспортировать свою продукцию в Германию, Англию, Италию, Россию, Китай, Японию, Австралию и Новую Зеландию. В Млада-Болеславе начинают строить грузовики и автобусы. На улицах Вены и Санкт-Петербурга появляются такси со значками L&K. Гоночные машины Laurin & Klement успешно выступают в автопробегах Петербург-Москва, в Альпах и на Кавказе.

1913 С 1910 по 1917 гг. Laurin & Klement выпускает несколько 4-цилиндровых моделей разных ценовых категорий, от недорогой Laurin & Klement S (1769 см3, 15 л.с.) до роскошной Laurin & Klement ENS (7364 см3, 65 л.с.). В 1913 г. Клемент покупает фирму RAF (Reichenberger Automobil-Fabrik) из Райхенберга, и получает от неё лицензию на изготовление бесклапанных двигателей Найта. К началу Первой мировой войны Laurin & Klement становится крупнейшим автопроизводителем в Австро-Венгрии.
1919 В результате распада Австро-Венгрии Чехословакия получила независимость, но в стране наступил послевоенный экономический кризис. Фирма Laurin & Klement вернулась на рынок с относительно доступным автомобилем Laurin & Klement 100, оснащённым рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 1791 см3 и мощностью 20 л.с. и 4-дверным кузовом фаэтон. За пять лет ей удалось продать всего 106 единиц. Ещё меньшим спросом пользовался престижный лимузин Laurin & Klement 450 с рядным 6-цилиндровым двигателем Найта объёмом 4962 см3 и мощностью 60 л.с.: с 1921 по 1925 гг. была построена 51 единица.
1925 В связи с падением продаж, сокращением экспорта и пожаром на заводе в 1924 г. компания Laurin & Klement оказалась в тяжёлом финансовом положении. В 1925 г. она стала частью машиностроительного предприятия Skoda из города Пльзень, основанного ещё в 1869 г. Эмилем Шкодой. Основной продукцией этого завода было оружие и бронемашины, но с 1924 по 1928 гг. он выпускал по лицензии люксовые автомобили Hispano-Suiza H6.

С 1925 по 1927 гг. на заводе в Млада-Болеславе продолжали строить автомобили марки Laurin & Klement. Это были 4-цилиндровые модели Laurin & Klement 110 (1791 см3, 25 л.с.), Laurin & Klement 120 (1944 см3, 30 л.с.), и Laurin & Klement 150 (3970 см3, 55 л.с.), а также 6-цилиндровый Laurin & Klement 350 с мотором Найта (3498 см3, 50 л.с.). Эти машины предлагались с разными типами кузова: фаэтон, лимузин, седан, ландоле и т.д.

1928 Skoda отказывается от марки Laurin & Klement и выпускает первые модели под собственным брендом: 4-цилиндровую Skoda 4R (1944 см3, 32 л.с.) и 6-цилиндровую Skoda 6R (2916 см3, 50 л.с.). Неразрезные мосты на полуэллиптических рессорах, рулевое управление и 4-ступенчатые коробки передач у них были унифицированы. Оба мотора имели боковые клапаны и камеру сгорания Ricardo.
1929 Появляются четыре новых модели: 4-цилиндровые Skoda 430 (1661 см3, 30 л.с.) и Skoda 422 (1195 см3, 22 л.с.), 6-цилиндровая Skoda 645 (2492 см3, 45 л.с.) и 8-цилиндровая Skoda 860 (3880 см3, 60 л.с.). С 1929 по 1932 гг. было продано 3028 ед. Skoda 430, 3435 ед. Skoda 422, 758 ед. Skoda 645 и 49 ед. Skoda 860.
1930 Бывшая фирма Laurin & Klement переименована в Skoda ASAP (Akciová společnost pro automobilový průmysl) - отделение предприятия Škodovy závody. К этому времени площадь завода в Млада-Болеславе составляла уже 215000 м2, там был введён в эксплуатацию конвейер, а число сотрудников достигло 4250 человек. Тем не менее, компания находилась на третьем месте по производству легковых машин в Чехословакии после Tatra и Praga, контролируя 16% рынка.

На смену Skoda 6R приходят две модели с нижнеклапанными рядными 6-цилиндровыми моторами: Skoda 633 (1792 см3, 33 л.с.) и Skoda 650 (2704 см3, 50 л.с.). С 1930 по 1934 гг. было продано соответственно 506 и 58 единиц.

1932 Инженеры Skoda разрабатывают революционный прототип заднемоторного автомобиля с магистральной рамой - Skoda 932. Ориентируясь на проекты Ганса Ледвинки из Tatra, они применили такие смелые решения, как независимая подвеска всех колёс, оппозитный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения объёмом 1498 см3 и мощностью 32 л.с., 3-ступенчатая коробка передач в одном блоке с задним мостом и 2-дверный аэродинамический кузов со сдвинутой вперёд кабиной. В серию прототип не пошёл, но оказал влияние на последующие модели Skoda.
1933 Первой из нового поколения автомобилей на хребтовой раме стала Skoda 420 Standard - переднемоторный 2-х или 4-дверный седан с полуинтегрированным багажником, оснащённый независимой подвеской всех колёс и нижнеклапанным рядным 4-цилиндровым мотором объёмом 995 см3 и мощностью 20 л.с. Инновационная конструкция была лёгкой и жёсткой: вес машины составлял 750 кг, расход топлива - 7 л/100 км, максимальная скорость - 85 км/ч.
1934 Представлены две модели с противоположных концов ценовой иерархии: дешёвая Skoda 418 Popular и престижная Skoda 640 Superb. Первая имела примитивный двухместный кузов без крыши и оснащалась рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 903 см3 и мощностью 18 л.с. Вторая представляла собой лимузин длиной 5500 мм и приводилась в движение рядным 6-цилиндровым мотором объёмом 2492 см3 и мощностью 55 л.с. Объединяла их одинаковая конструкция магистральной рамы и полностью независимой подвески, на поперечных рычагах и поперечной рессоре спереди и с качающимися полуосями сзади.

На смену Skoda 420 Standard в 1934 г. пришла Skoda 420 Popular. 1-литровый двигатель у неё остался тот же, но теперь развивал 22 л.с. На выбор предлагались четыре варианта кузова: 2-х или 4-дверный седан, кабриолет и родстер. Чтобы продемонстрировать надёжность машины, семь студентов под руководством известного хоккеиста Збигнёва Петерса отправились в автопробег длиной 14800 км из Праги в Индию. Вся команда с четырьмя автомобилями Skoda 420 Popular благополучно вернулась домой.

Промежуточную позицию между моделями Popular и Superb занимает Skoda Rapid, тоже получившая раму в виде центральной трубы. Под капотом у неё стоял нижнеклапанный рядный 4-цилиндровый мотор объёмом 1195 см3 и мощностью 20 л.с. Через год она была модернизирована, и объём цилиндров увеличили до 1386 см3 (31 л.с.). Все типы кузова стали выглядеть современнее благодаря наклонной решётке радиатора в форме щита, фарам в форме пули и обтекаемым передним крыльям. Аналогичное стилистическое обновление дошло до модели Superb в 1936 г., а до Popular - в 1937 г.

1935 На автосалоне в Праге представлен заднемоторный прототип Skoda 935 Dynamik - аэродинамический седан с понтонными крыльями и центральным стабилизатором на хвосте. Он имел магистральную раму, 2-литровый оппозитный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 55 л.с. и 4-ступенчатую коробку передач с преселектором Cotal. В серию этот автомобиль не пошёл, зато на базе Skoda Popular в этом году было построено 20 обтекаемых купе модификации Sport, два из которых заняли 2-е и 3-е места в своём классе в ралли Монте-Карло. Этому событию посвятили серию из 72-х единиц Skoda Popular Sport Monte Carlo с кузовом купе или кабриолет во французском стиле. Они отличались решёткой радиатора "водопад", вертикальными решётками на фарах и хвостовым стабилизатором. Под капотом у них стоял 1.4-литровый мотор от Skoda Rapid.
1936 Skoda поднимается с третьего на первое место в рейтинге чехословацких автопроизводителей, и к 1938 г. её доля на местном рынке увеличивается до 39%. Роскошная Skoda Superb прошла лёгкую модернизацию и получила два новых нижнеклапанных 6-цилиндровых двигателя, объёмом 2703 см3 (60 л.с.) или 2914 см3 (65 л.с.). Кроме лимузина, она была предложена с кузовами седан и кабриолет.

Братислав Прохазка и Йиндржих Кубиас совершают на Skoda Rapid кругосветное путешествие протяжённостью 27700 км. На это потребовалось 97 дней, из них 44 дня были проведены за рулём, а остальное время заняли морские перевозки и таможенные процедуры. Экипаж побывал в 15-ти странах: Чехословакии, Германии, Польше, Литве, Латвии, СССР, Азербайджане, Иране, Индии, Шри-Ланке, Малайзии, Китае, Японии, США и Франции. Это было не единственное достижение Skoda Rapid: в 1934 г. машина проехала 15000 км из Праги в Калькутту, а в 1936 г. - 25000 км по территории США, Мексики и Испании, и 52000 км по маршруту Дакар - Йоханнесбург - Каир - Прага.

1938 На все автомобили Skoda установлены верхнеклапанные двигатели с одним нижним распредвалом (OHV): рядный 4-цилиндровый объёмом 1089 см3 (30 л.с.) для Skoda Popular, рядный 4-цилиндровый объёмом 1564 см3 (42 л.с.) для Skoda Rapid и рядный 6-цилиндровый объёмом 3140 см3 (85 л.с.) для Skoda Superb. Кроме того, в линейке появилась четвёртая модель, заполнившая нишу между Rapid и Superb - Skoda Favorit. Она предлагалась с кузовом седан или лимузин и оснащалась 4-цилиндровым мотором OHV объёмом 2091 см3 и мощностью 55 л.с. С 1938 по 1941 гг. было построено всего 54 единицы.
1939 Самой дешёвой моделью компании становится Skoda Popular 995 "Liduska" - 2-дверный седан с упрощённой отделкой и 1-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 30 л.с., а самой дорогой - лимузин Skoda Superb 4000, оснащённый верхнеклапанным двигателем V8 объёмом 3991 см3 и мощностью 96 л.с. Первая была выпущена в количестве 1500 единиц, вторая - всего в 10-ти экземплярах.

Нацистская Германия оккупирует Чехословакию, и предприятие Skoda входит в состав военно-промышленного конгломерата Reichswerke Hermann Göring. Фирма начинает производить оружие, запчасти для самолётов, армейские грузовики и гусеничные тягачи. Выпуск легковых машин снизился с 7052 единиц в 1939 г. до 35 единиц в 1944 г. На базе Skoda Popular строились вездеходы Kubelsitzwagen, а кабриолеты Skoda Superb использовались в качестве штабных и парадных машин для высокопоставленных офицеров вермахта. В апреле 1945 г. завод в Млада-Болеславе был почти полностью уничтожен авиацией союзников.

1945 Восстановленная всего за три месяца фабрика приступила к мелкосерийной сборке довоенных моделей Skoda Popular 995 и Skoda Superb OHV, в основном по государственным заказам. В 1946 г. на конвейер был поставлен новый автомобиль - Skoda 1101. По сути это была Skoda Popular, обновлённая в соответствии с американской модой. Она получила треугольную решётку радиатора и интегрированные фары. Под капотом устанавливался рядный 4-цилиндровый двигатель OHV объёмом 1089 см3 и мощностью 32 л.с. Линейка кузовов включала 2-х и 4-дверный седаны, родстер, кабриолет, 3-дверный универсал, фургон, скорую помощь и открытый армейский вариант Skoda 1101 VO. Основная часть машин поставлялась на экспорт или на службу в госорганах.
1948 Завод Skoda становится частью коммунистической плановой экономики и отделяется от материнской компании в Пльзене, чтобы быть преобразованным в национальное автомобильное предприятие (AZNP). Под руководством главного конструктора Олдржиха Медуна разработан бронированный лимузин для высших партийных чиновников - Skoda VOS (Vladni Osobni Special). Он имел щедро отделанный хромом 4-дверный понтонный кузов, роскошный салон с радиостанцией и кондиционером и рядный 6-цилиндровый двигатель от грузовика Praga объёмом 5192 см3 и мощностью 120 л.с. С 1949 по 1952 гг. было изготовлено 107 таких машин.

Три автомобиля Skoda 1101 Tudor побеждают в своём классе в 24-часовой гонке в Спа. Вдохновлённые этим успехом, конструкторы построили специальную версию Skoda 1101 Sport с обтекаемым кузовом родстер и форсированным 50-сильным мотором. В 1950 г. она приняла участие в 24-х часах Ле-Мана. В том же году было сделано три двухместных болида с открытыми колёсами - Skoda 966 Supersport. С 4-цилиндровым компрессорным двигателем объёмом 1490 см3 и мощностью 180 л.с. они разгонялись до 200 км/ч. Тем временем серийная Skoda 1101 прошла лёгкую модернизацию и была переименована в Skoda 1102. С 1946 по 1952 гг. было произведено 66904 единицы обеих моделей.

1952 На конвейер поставлена Skoda 1200 - автомобиль среднего класса с цельнометаллическим понтонным кузовом седан или универсал на магистральном шасси с колёсной базой 2685 мм. Он имел рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1221 см3 и мощностью 36 л.с., 4-ступенчатую механическую коробку передач, задний привод и независимую подвеску всех колёс на поперечных рессорах. Большинство построенных экземпляров Skoda 1200 отправлялись на службу в госорганы или госпредприятия, либо на экспорт.
1955 Компактная Skoda 440, известная под названием "Spartak", становится первой послевоенной моделью Skoda, доступной в свободной продаже населению. Она получила современный для середины 50-х гг. кузов с интегрированными крыльями, в вариантах 2-дверный седан и 3-дверный универсал. Ходовая часть почти без изменений перешла от Skoda 1102, но рядный 4-цилиндровый двигатель с алюминиевым блоком объёмом 1089 см3 теперь развивал 40 л.с. Тем временем Skoda 1200 была переименована в Skoda 1201, и мощность её 1.2-литрового мотора выросла до 45 л.с.
1957 В Млада-Болеславе построен прототип гоночного родстера с трубчатой рамой и кузовом из пластика - Skoda 1100 OHC (Typ 968). Он был производным от старой малолитражки Skoda 1101, но приводился в движение рядным 4-цилиндровым мотором DOHC с двумя карбюраторами, объёмом 1089 см3 и мощностью 92 л.с., в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. При весе 550 кг машина разгонялась до 190 км/ч. Всего было изготовлено три экземпляра, два из них в 1959 г. были переделаны в алюминиевые купе.

На базе Skoda 440 разработаны две специальные модификации на экспорт в капиталистические страны. Это был улучшенный 2-дверный седан Skoda 445, оснащённый 1.2-литровым силовым агрегатом мощностью 45 л.с., и кабриолет Skoda 450, с 1.1-литровым мотором мощностью 50 л.с. За два года было продано соответственно 9375 и 1010 единиц.

1959 Автомобили Skoda 440/445 и Skoda 450 прошли модернизацию, которая включала изменение структуры решётки радиатора и замену поперечных рессор подвески витыми пружинами. Вместе с тем они получили собственные имена: 2-дверный седан теперь назывался Skoda Octavia, а кабриолет - Skoda Felicia. Через год к ним присоединился 3-дверный универсал - Octavia Combi. На базовую Octavia ставился 1.1-литровый 4-цилиндровый двигатель мощностью 40 л.с., на базовую Felicia - 1.1-литровый мощностью 50 л.с., на Octavia Super и Octavia Combi - 1.2-литровый мотор мощностью 45 л.с., а на Octavia TS и Felicia Super - 1.2-литровый мощностью 55 л.с. Максимальная скорость составляла от 115 до 135 км/ч. С 1959 по 1964 гг. было произведено 231804 ед. Skoda Octavia и 14863 ед. Skoda Felicia, при этом большинство машин нашли своих владельцев в западных странах. Felicia была единственной моделью Skoda, которая продавалась в США.
1960 Skoda Octavia начинает свою спортивную карьеру с участия в международном ралли Прага-Москва. В 1961, 1962 и 1963 гг. автомобиль побеждал в своём классе в престижном ралли Монте-Карло, а в 1962 г. занял 4-е место в Снежном ралли в Финляндии и 2-е место в ралли 1000 озёр.
1961 В результате рестайлинга и повышения мощности до 48 л.с. Skoda 1201 сменила индекс на 1202. В линейке остались только грузопассажирские кузова: универсал, фургон, скорая помощь, катафалк и пикап, поскольку на заводе уже велись работы над новой заднемоторной моделью Skoda 1000 MB, на базе которой невозможно было построить универсал. Skoda 1202 оставалась в производстве до 1973 г., а Skoda Octavia Combi - до 1971 г., тогда как соответствующие им седаны перестали выпускаться в 1964 г.
1964 В Млада-Болеславе открыт новый производственный комплекс, включавший 40 сборочных цехов, собственный плавильный цех и электростанцию. На этом заводе стартует выпуск седана Skoda 1000 MB, заменившего модели Octavia и 1201. Разработанный с чистого листа, автомобиль получил вместительный несущий кузов и рядный 4-цилиндровый алюминиевый двигатель OHV водяного охлаждения, объёмом 988 см3 и мощностью 42 л.с., расположенный в заднем свесе в одном блоке с полностью синхронизированной 4-ступенчатой коробкой передач и ведущим мостом.
1966 К базовой Skoda 1000 MB присоединились три улучшенные модификации: седаны 1000 MB de Luxe (48 л.с.) и 1000 MBG de Luxe (52 л.с.) и купе 1000 MBX de Luxe (52 л.с.). Последние две в 1968 г. получили 1.1-литровый двигатель той же мощности и были переименованы в 1100 MB de Luxe и 1100 MBX de Luxe. Всего с 1964 по 1969 гг. с конвейера сошли 443903 ед. серии MB, включая 2517 купе MBX.
1969 На смену модели 1000/1100 MB пришла Skoda 100/110. Она имела более современный дизайн несущего кузова и передние дисковые тормоза, а в остальном была идентична своей предшественнице. Рядный 4-цилиндровый двигатель OHV с алюминиевым блоком объёмом 988 см3 (42 л.с.) или 1107 см3 (48 л.с.) устанавливался сзади в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач и ведущим мостом с качающимися полуосями. С 1969 по 1977 гг. было продано в общей сложности 1079708 седанов этой серии.
1970 Skoda выпускает "спортивное" купе 2+2 с индексом 110 R, разработанное на базе седана Skoda 110. Автомобиль отличался скошенной крышей с большой площадью остекления и сдвоенными фарами. 4-цилиндровый мотор объёмом 1107 см3 и мощностью 52 л.с. с трудом разгонял его до 145 км/ч, но модель всё равно считалась престижной, особенно в странах социалистического блока. За 10 лет было построено 56902 экземпляра. В 1971 г. "люксовая" версия с 52-сильным двигателем и сдвоенными фарами появилась и у седана - Skoda 110 LS.
1975 Серийная Skoda 110 R послужила основой для гоночного автомобиля Skoda 130 RS, который имел облегчённый кузов с панелями из алюминия и оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем с двумя карбюраторами Weber, объёмом 1289 см3 и мощностью 130 л.с. С 1975 по 1982 гг. было изготовлено всего 65 таких машин, но руководству предприятия удалось обманным путём получить омологацию FIA, заверив комиссаров этой организации, что на заводе построена партия из 1000 единиц для местной милиции. В результате Skoda 130 RS добилась успеха во многих международных соревнованиях. В 1977 г. она одержала победу в своём классе в ралли Монте-Карло, а в 1981 г. выиграла чемпионат Европы по кольцевым гонкам.
1976 Запущена в производство новая заднемоторная модель малого класса - Skoda 105/120. Она была основана на модернизированной платформе от Skoda 100/110 с колёсной базой 2400 мм, но получила более угловатый 4-дверный кузов седан с декоративной решёткой радиатора из чёрного пластика. На Skoda 105 ставился рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1046 см3 и мощностью 45 л.с., а на Skoda 120 - объёмом 1174 см3 и мощностью 50 или 54 л.с. Всего с 1976 по 1990 гг. было продано 2020250 автомобилей этого семейства.
1981 Преемником Skoda 110 R становится двухдверное купе Skoda Garde, производное от седана Skoda 120. Оно отличалось скошенной крышей, прямоугольными фарами и 1.2-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 55 л.с., расположенным сзади. С 1981 по 1984 гг. было построено 11179 единиц. В 1984 г. модель прошла модернизацию и была переименована в Skoda Rapid. В таком виде она выпускалась до 1990 г. и оставалась популярной не только в Чехословакии, но и в Великобритании, где её называли "Porsche для бедных".
1984 Дальнейшее развитие серии Skoda 105/120 привело к появлению моделей Skoda 130 (1984-1988), Skoda 135 (1988-1990) и Skoda 136 (1987-1990), которые оснащались увеличенным до 1289 см3 рядным 4-цилиндровым двигателем мощностью 58-62 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Лёгкое обновление дизайна не помогло скрыть устаревшую заднемоторную компоновку, но машины всё ещё пользовались спросом, в том числе в Западной Европе, где были известны как Skoda Estelle. Существовала и гоночная версия под названием Skoda 130 LR, успешно выступавшая в Группе-А. Вместе с предыдущей моделью 130 RS она приносила заводской команде победы в своём классе в британском ралли RAC 17 лет подряд.
1987 Представлена первая в истории марки переднеприводная модель с 5-дверным кузовом хэтчбэк - Skoda Favorit. Её дизайн разработала итальянская студия Bertone, а лицензии на некоторые комплектующие были закуплены у западных компаний. Автомобиль был оснащён расположенным поперечно спереди рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 1289 см3 и мощностью 62 л.с., 5-ступенчатой механической коробкой передач, независимой передней подвеской Макферсона и передними дисковыми тормозами. Skoda Favorit была одним из самых дешёвых автомобилей в мире, при этом ни в чём не уступала своим конкурентам из социалистических стран - ВАЗ-2109 и Zastava Yugo. В 1990 г. у неё появился удлинённый вариант с кузовом универсал - Skoda Forman.
1990 Вследствие падения коммунистического режима и распада Чехословакии государственное предприятие Skoda AZNP оказалось в состоянии кризиса. Рынок был открыт для иностранных компаний, цена на запчасти выросла, качество сборки упало, и автомобили Skoda уже не могли конкурировать в своей ценовой категории. В феврале 1990 г. завод в Млада-Болеславе прекратил свою работу из-за нехватки рабочих рук, а в декабре чешское правительство приняло решение провести его приватизацию. В качестве партнёра был выбран немецкий концерн Volkswagen Group, предложивший 300 млн. марок за передачу 30% акций Skoda Auto. В апреле 1991 г. Volkswagen получил права на торговую марку Skoda, в 1993 г. изменил цвет логотипа с синего на зелёный, а в 1995 г. увеличил свою долю акций до 70%.
1994 Первым автомобилем совместной разработки стала Skoda Felicia - переднеприводный хэтчбэк, производный от Skoda Favorit. Кроме внешнего обновления, модель была оборудована подушками безопасности, системой ABS, кондиционером и новыми 4-цилиндровыми инжекторными моторами OHC от Volkswagen: 1.6-литровым бензиновым мощностью 75 л.с. и 1.9-литровым дизельным мощностью 64 л.с. Показатели продаж резко выросли: с 1994 по 2001 гг. было произведено свыше 1.4 млн. единиц Skoda Felicia.

Благодаря инженерному опыту и финансовым инвестициям Volkswagen продукция Skoda Auto была значительно улучшена в плане дизайна, оборудования и качества сборки. Это привело к полному изменению имиджа автомобилей Skoda в глазах европейцев. Если в 80-е гг. над ними смеялись, то теперь значки Skoda на капотах таких привлекательных машин вызывали удивление. Начиная с конца десятилетия Skoda регулярно занимала верхние позиции в британском рейтинге по индексу удовлетворённости клиентов.

1996 После Felicia компания возрождает классическую модель Octavia, теперь в виде 4-дверного лифтбэк-седана, спроектированного под руководством главного дизайнера Дирка ван Брекеля. Основанный на компактной переднеприводной платформе Volkswagen Golf, автомобиль оснащался одним из четырёх рядных 4-цилиндровых моторов с впрыском топлива: бензиновыми 1.6 SOHC (75 л.с.), 1.8 DOHC (125 л.с.) и 2.0 SOHC (115 л.с.) или дизельным 1.9 TDI (90 л.с.). В 1998 г. появилась модификация универсал - Octavia Tour, в том числе в полноприводном варианте 4x4. Модель получила распространение не только в Европе, но и в странах бывшего СССР, и её производство было организовано на заводах в России, Украине и Казахстане. Кроме того, с седаном Octavia фирма вернулась в международный автоспорт: с 1998 г. машина выступала в Чемпионате мира по ралли (WRC) и в Европейском туринговом чемпионате (WTCC).
1999 На автосалоне во Франкфурте представлена Skoda Fabia - переднеприводная модель B-сегмента, которая пришла на смену Felicia. Разделяя платформу с Volkswagen Polo и SEAT Ibiza, она имела большой объём багажника и широкую гамму двигателей. На выбор предлагались три типа кузова: 5-дверный хэтчбэк, 5-дверный универсал и 4-дверный седан.
2000 Volkswagen выкупает оставшиеся акции Skoda Auto и превращает её в свою дочернюю фирму.
2001 Впервые за много лет компания возвращается на рынок престижных автомобилей с седаном бизнес-класса Skoda Superb. Построенный на удлинённой платформе Volksagen Passat, он был гораздо больше, чем Octavia, и оснащался более мощными двигателями: 4-цилиндровыми 2.0 (115 л.с.), 1.8 Turbo (162 л.с.) и 1.9 TDI (101 л.с.) или 2.8 V6 (190 л.с.) и 2.5 V6 TDI (163 л.с.), в комплекте с 6-ступенчатой механической или 5-ступенчатой автоматической коробкой передач. В топовой комплектации "Laurin & Klement" модель оснащалась деревянной панелью приборов и даже зонтиком, встроенным в заднюю дверь - как у Rolls-Royce Phantom.

В линейке Skoda Octavia появляется высокопроизводительная модификация RS с 1.8-литровым 4-цилиндровым бензиновым турбомотором мощностью 180 л.с. Большую партию таких машин заказала полиция Великобритании. В 2003 г. последовала аналогичная версия хэтчбэка Fabia (vRS), на которую ставился 1.9-литровый турбодизель мощностью 130 л.с.

2004 Выпущено второе поколение Skoda Octavia (A5), хотя предыдущая модель остаётся на конвейере до 2010 г. Дизайн автомобиля был приближён к Skoda Superb, а внутреннее оборудование включало новые 4-цилиндровые моторы DOHC, опциональную 6-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач DSG и систему полного привода Haldex Traction (в модификации Scout). На Skoda Octavia RS ставился 2-литровый бензиновый двигатель с турбонаддувом мощностью 200 л.с.
2006 На Женевском автосалоне дебютировал компактный минивэн Skoda Roomster, который имел сдвижную боковую дверь с большим окном и высокий грузопассажирский отсек. Дизайн передней части и большинство компонентов автомобиль разделял со вторым поколением Skoda Fabia, поступившим в продажу в 2007 г. с кузовами 5-дверный хэтчбэк и универсал. В 2010 г. в линейку снова была включена модификация Skoda Fabia RS, теперь оснащённая 1.4-литровым бензиновым турбомотором от Volkswagen Polo GTI, мощностью 180 л.с.
2008 Новая Skoda Superb стала больше и роскошнее своей предшественницы, несмотря на унификацию её платформы с Octavia A5. В комплектацию вошли 4-цилиндровые бензиновые моторы с прямым впрыском и турбонаддувом: 1.4 TSI (123 л.с.) и 1.8 TSI (150 л.с.), а также турбодизели 1.9 TDI (103 л.с.) и 2.0 TDI (138 л.с.) и бензиновый 3.6 FSI V6 (256 л.с.). Как и раньше, на выбор предлагались 6-ступенчатая механическая или 7-ступенчатая полуавтоматическая (DSG) коробка передач с передним или полным приводом. Модель была доступна в двух типах кузова: лифтбэк-седан с запатентованной крышкой багажника "Twindoor" (открывающейся как с задним стеклом, так и без него) и 5-дверный универсал (Combi).
2009 В модельный ряд компании включён компактный кроссовер Skoda Yeti. Платформу с увеличенным дорожным просветом и двигатели он разделял с автомобилем Volkswagen Tiguan, а в плане дизайна имел много общего с моделями Octavia и Fabia. Оснащался системами ABS, ASR и ESP, полным приводом Haldex Traction и трансформируемыми задними сиденьями VarioFlex.
2011 На заводе в Братиславе начинается производство экономичного хэтчбэка А-класса Skoda Citigo - двойника Volkswagen Up!.
2012 На автосалоне в Париже представлена новая модель В-сегмента - Skoda Rapid. Основанная на общей платформе с SEAT Toledo, она находится на ступень выше хэтчбэка Fabia и предлагается в версиях 4-дверный лифтбэк-седан и 5-дверный универсал (Spaceback). К концу года стартуют продажи третьего поколения Skoda Octavia, традиционно относящейся к С-сегменту. Автомобиль увеличился в размерах, стал легче и вместительнее. В список дополнительного оборудования вошли различные электронные системы помощи водителю: адаптивный круиз-контроль, многофункциональная камера кругового обзора, ультразвуковой радар и системы активной безопасности. Модернизированные 4-цилиндровые бензиновые моторы семейства BlueMotion развивают от 86 до 179 л.с., дизельные - от 90 до 150 л.с. На Octavia RS ставится 2-литровый двигатель TSI мощностью 220 л.с. или 2-литровый TDI мощностью 184 л.с. Кроме того, построена экспериментальная партия электрических автомобилей Octavia Green E Line.
2014 Полностью пересмотренная модель Skoda Fabia устанавливает новые стандарты внутреннего объёма, комфортабельности и экономичности в своём классе. Её кузов выполнен в том же стиле, что и у Skoda Octavia, а под капотом устанавливается один из трёх силовых агрегатов: 3-цилиндровый 1.0 MPI (60-75 л.с.) и 4-цилиндровые 1.2 TSI (90-110 л.с.) или 1.4 TDI (90-105 л.с.). Гоночная версия Fabia R5 в 2015 г. продолжила успехи предыдущей модели в европейском (ERC) и мировом (WRC) чемпионатах по ралли.
2015 После дебюта в Женеве на рынок выходит третье поколение Skoda Superb, основанное на универсальной платформе Volkswagen MQB. Автомобиль стал ещё больше, роскошнее и технологичнее. Как и раньше, он доступен с передним или полным приводом, с кузовом лифтбэк-седан или универсал и с бензиновыми (123-276 л.с.) или дизельными (118-188 л.с.) 4-цилиндровыми моторами с турбонаддувом и прямым впрыском.
2016 На современном этапе модельный ряд Skoda состоит из семи автомобилей: ситикара Citigo (3-х или 5-дверный хэтчбэк), субкомпактной модели Fabia (5-дверный хэтчбэк, универсал), компактной Rapid (лифтбэк-седан, универсал), семейной Octavia (лифтбэк-седан, универсал) и престижной Superb (лифтбэк-седан, универсал), а также компактного кроссовера Yeti и семиместного городского внедорожника Kodiaq, представленного в 2016 г. на Парижском автосалоне.
Автомобили Skoda
Skoda 100/110 1969-1980
Skoda 1000/1100 MB 1964-1969
Skoda 1101/1102 1946-1952
Skoda 1200/1201 1952-1961
Skoda 440/445 1955-1959
Skoda 860 1929-1932
Skoda 935 1935
Skoda Felicia 1959-1964
Skoda Octavia 1959-1971
Skoda Popular 1934-1946
Skoda Rapid 1935-1947
Skoda Superb 1934-1949
Skoda VOS 1949-1952
Laurin & Klement a.s.
1905-1925
Škodovy závody a.s.
1925-1930
Škoda ASAP
1930-1948
Škoda AZNP
1948-1990
Škoda Auto a.s.
1990-2000
Škoda Auto a.s., Volkswagen Group
2000-н.в.

Узнаваемая сегодня эмблема компании Skoda почти не изменила свою форму с 1926 г. Обычно её описывают как стрелу с оперением в виде птичьего крыла, заключённую в круг. На самом деле художник Отто Гутфройнд срисовал изображение с барельефа с профилем индейца в уборе из перьев, висевшего в кабинете у Эмиля Шкоды. После присоединения фирмы к Volkswagen эмблема стала зелёной, что символизировало экологичность производства.

Вацлав Клемент
(1868-1938) и
Вацлав Лаурин
(1865-1930)

 

Laurin & Klement A (1905)
Laurin & Klement G (1909)
Laurin & Klement S (1911)
Laurin & Klement 300 (1917)
Laurin & Klement 200 (1921)
Laurin & Klement 110 (1925)
Skoda 422 (1930)
Skoda Popular (1934)
Skoda Superb OHV (1938)
Skoda Popular 995 "Liduska" (1939)
Skoda 1102 Tudor (1949)
Skoda 966 Supersport (1950)
Skoda 445 (1957)
Skoda 1100 OHC Spyder (1958)
Skoda Felicia (1959)
Skoda 1000 MB Combi Prototyp (1963)
Skoda 1202 STW (1966)
Skoda 110 L (1969)
Skoda 130 RS Rally Car (1975)
Skoda 120 LS (1976)
Skoda 110 Ferat Super Sport (1982)
Skoda Rapid (1984)
Skoda Favorit (1991)
Skoda Felicia (1994)
Skoda Octavia Laurin & Klement (1999)
Skoda Superb (2001)
Skoda Fabia RS (2003)
Skoda Octavia RS (2004)
Skoda Superb (2008)
Skoda Octavia RS (2009)
Skoda Yeti (2009)
Skoda Roomster (2010)
Skoda Fabia RS (2010)
Skoda Rapid Spaceback (2014)
Skoda Octavia RS (2014)
Skoda Fabia Monte Carlo (2015)
Skoda Superb (2015)
Skoda Kodiaq 4x4 Sportline (2017)
Комментарии (0)