Всего на сайте моделей 2853   модификаций  7220

ВАЗ

Волжский автомобильный завод (ВАЗ) был построен в г. Тольятти в рамках соглашения о техническом сотрудничестве, заключённого в 1966 г. между итальянской компанией Fiat и советским правительством. На момент введения в эксплуатацию в 1970 г. это было крупнейшее в СССР предприятие по выпуску легковых автомобилей, рассчитанное на 660000 машин в год. Первые модели ВАЗ из семейства "Жигули" были лицензионными копиями Fiat 124, но с середины 70-х гг. завод начал разработку собственных машин, первой из которых стал компактный внедорожник ВАЗ-2121 "Нива", до сих пор не имеющий аналогов в мире. Продукция АвтоВАЗа пользовалась большим спросом в Европе и странах социалистического блока, потому что была дешёвой и надёжной. За границей автомобили ВАЗ продавались под маркой Lada, а в наше время этот бренд используется и на внутреннем рынке.

Сегодня ОАО "АвтоВАЗ" имеет 36000 сотрудников и контролирует около 15% российского рынка, выпуская порядка 500000 автомобилей в год. С 2014 г. контрольный пакет акций компании принадлежит глобальному альянсу Renault-Nissan, остальная часть - государственной корпорации "Ростех". В последние годы продажи машин сократились в связи с экономическим кризисом 2008-2009 гг. и неблагоприятной политической обстановкой, но предприятие сохраняет рентабельность и остаётся лидером российского автопрома.
 

История ВАЗ
1966 Осознавая необходимость в разы увеличить объёмы производства легковых автомобилей в стране, Правительство СССР принимает решение о строительстве большого автомобильного завода в городе Тольятти (бывший Ставрополь). Поиск иностранного партнёра для строительства цехов и оборудования, проектирования первых моделей и обучения специалистов завершился заключением соглашения о техническом сотрудничестве с итальянским концерном Fiat. 15 августа в Москве контракт подписали министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов и глава Fiat Джанни Аньелли. Через год возведение Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
1970 С конвейера завода, завершённого в рекордные сроки, сошёл первый автомобиль - ВАЗ-2101 "Жигули". Это была лицензионная копия седана Fiat 124, в 1967 г. признанного "Европейским автомобилем года". ВАЗ-2101 был спроектирован итальянцами после испытаний Fiat 124, проведённых в российских климатических условиях. Внешне он отличался только "клыками" на бамперах и безопасными дверными ручками, но внутри изменения были существеннее: более надёжная подвеска на пружинах спереди и сзади, увеличенный клиренс и барабанные тормоза на задних колёсах вместо дисковых. Рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1198 см3 был позаимствован у Fiat, но его распределительный вал был перемещён в головку блока (OHC), и мощность составила 64 л.с.

ВАЗ-2101 поступил в продажу по цене 5500 рублей. За ним сразу стали выстраиваться очереди, которые не уменьшались вплоть до снятия модели с производства в 1982 г. Эмблема ВАЗ в виде пятиугольника с изображением парусной ладьи на красном фоне была разработана в Турине, но в надписи "Тольятти" букву "Я" случайно перепутали с латинской "R", и ранние значки стали предметом коллекционирования.

1971 На ВАЗе был выпущен уже 100-тысячный автомобиль. Завод начинает производство модификации ВАЗ-2102 с 5-дверным кузовом универсал.
1972 Третьей моделью, созданной в рамках договора с Fiat, стал "люксовый" седан ВАЗ-2103, соответствовавший итальянской модификации Fiat 124S. В целях унификации он был основан на одной платформе с ВАЗ-2101, но имел двигатель объёмом 1452 см3 и мощностью 75 л.с., усилитель тормозов, радиальные шины, сдвоенные фары, хромированные молдинги на боковинах и более роскошную внутреннюю отделку с оформлением панели приборов под дерево.
1973 Построен миллионный автомобиль ВАЗ, модели 2103. Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, и в 1974 г. вышел на проектную мощность - 660000 машин в год. Тем временем в Италии был снят с производства Fiat 124, в результате чего Советский Союз получил право экспортировать продукцию ВАЗ в Западную Европу (в социалистических странах ВАЗ-2101 продавался с 1971 г.). Вместо "Жигулей" машины получили новое имя, приемлемое для западного рынка - Lada 1200 и Lada 1500.
1975 Представлен ВАЗ-2106 - модернизированная версия ВАЗ-2103 с 1.6-литровым двигателем мощностью 78 л.с. и пластиковой отделкой кузова. До 1984 г. две модели выпускались параллельно, а затем ВАЗ-2106 оставался единственным представителем первого поколения "Жигулей" до 2002 г.
1977

Архитекторам Волжского автомобильного завода вручили Государственную премию СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

На конвейер поставлена первая модель собственной разработки - комфортабельный внедорожник ВАЗ-2121 "Нива" с несущим 3-дверным кузовом универсал. В конструкции этого автомобиля было много агрегатов от "Жигулей", в том числе 1.6-литровый двигатель мощностью 80 л.с. и независимая передняя подвеска, но постоянный полный привод с межосевым дифференциалом не использовался больше ни в одной машине. "Нива" стала настоящей сенсацией в Европе и странах третьего мира: до сих пор полноприводный сегмент там был представлен только утилитарными открытыми вездеходами или полноразмерными люксовыми внедорожниками типа Range Rover.

1980 ВАЗ-2105 положил начало второму поколению "Жигулей", которое продавалось на западе как Lada Riva (в Великобритании) или Lada Nova (в континентальной Европе). Заднеприводная платформа автомобиля практически не изменилась, но кузов стал более угловатым, с прямоугольными блок-фарами и алюминиевыми бамперами. 4-цилиндровый двигатель объёмом 1294 см3 развивал 69 л.с. В 1984 г. появился и новый универсал - ВАЗ-2104.
1982 Вслед за ВАЗ-2105 в продажу поступила и модернизированная "люксовая" модель ВАЗ-2107. Она получила 1.5-литровый мотор мощностью 77 л.с., улучшенную отделку интерьера, пластиковые бамперы и хромированную решётку радиатора в стиле Mercedes-Benz. Несмотря на устаревшую компоновку, дешёвая и надёжная Lada Riva пользовалась спросом в Европе вплоть до снятия с производства в 2012 г.
1984 Продолжая выпуск заднеприводных "Жигулей", АвтоВАЗ вводит новое семейство компактных автомобилей на первой в СССР переднеприводной платформе с колёсной базой 2460 мм, расположенным поперечно 1.3-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 64 л.с. и передней подвеской на стойках Макферсона. В 1984 г. началось производство 3-дверного хэтчбэка в клиновидном стиле ВАЗ-2108 "Спутник", а в 1987 г. за ним последовал 5-дверный хэтчбэк ВАЗ-2109. Сегодня обе модели более известны под экспортным названием Lada Samara. В 1986 г. ВАЗ-2108 стал 10-миллионным автомобилем завода.
1989 АвтоВАЗ разрабатывает переднеприводный 3-дверный автомобиль особо малого класса с 2-цилиндровым двигателем объёмом 649 см3 и мощностью 29 л.с. - ВАЗ-1111 "Ока". Его производство было организовано ещё на двух заводах: СеАЗ в Серпухове и КамАЗ в Набережных Челнах.
1992 После распада СССР производственное объединение "АвтоВАЗ" было приватизировано. В отличие от многих других советских автомобильных заводов, оно имело реальные перспективы дальнейшего развития и сохраняло конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. Поскольку АвтоВАЗ был градообразующим предприятием в Тольятти и контроль над ним означал контроль над городом, вокруг завода разразилась самая кровопролитная в истории современной России криминальная война. В течение 10 лет в процессе разборок нескольких ОПГ погибло от 500 до 1000 человек, включая сотрудников завода, милиционеров и журналистов. В 90-е гг. на АвтоВАЗе также было организовано несколько коррупционных схем. Наиболее известная из них - фирма "ЛогоВаз" Бориса Березовского, которая занималась продажей отозванных с экспорта автомобилей по завышенным ценам.

Несмотря на всё это, объёмы производства на Волжском заводе держались на стабильном уровне 650-700 тыс. машин в год. В 1992 г. на базе семейства "Спутник" был создан ВАЗ-21099 (Lada Samara Sedan). С 1994 г. на модели ВАЗ стали устанавливаться инжекторные двигатели.

1995 Начинается выпуск третьего поколения легковых моделей ВАЗ, разработанного на переднеприводной платформе Lada Samara, но получившего более современный кузов. В 1996 г. в продажу поступил седан ВАЗ-2110 (Lada 110), в 1998 г. - универсал ВАЗ-2111 (Lada 111), в 2001 г. - 5-дверный хэтчбэк ВАЗ-2112 (Lada 112). В 1995 г. появилась удлинённая 5-дверная версия "Нивы" - ВАЗ 2131, а в 1998 г. - минивэн ВАЗ-2120 "Надежда".
2001 Создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, на котором стартует производство современного внедорожника Chevrolet Niva. Проведён рестайлинг семейства Samara, модели получили новые индексы: Lada 2113 (3-дверный хэтчбэк), Lada 2114 (5-дверный хэтчбэк) и Lada 2115 (седан).
2004 Запущен в серию субкомпактный автомобиль Lada Kalina, в кузовах седан, 5-дверный хэтчбэк и универсал.
2007 "АвтоВАЗ" становится частью государственной корпорации "Ростех" во главе с Сергеем Чемезовым. Представлена обновлённая версия модели Lada 110 под названием Lada Priora (ВАЗ-2170).
2008 Производство автомобилей на АвтоВАЗе впервые превышает 800000 ед. Завод площадью 600 га является крупнейшим в Европе, на нём работают 180000 человек. Корпорация Renault-Nissan покупает 25% акций АвтоВАЗа.
2010 В результате экономического кризиса 2008-2009 гг. производство автомобилей упало почти в два раза. Несмотря на финансовую помощь от государства, долги АвтоВАЗа растут, а число сотрудников сокращается. Руководство предприятия совместно с Renault-Nissan предпринимает срочные меры по увеличению продаж и привлечению инвестиций. В 2011 г. в производство поступил седан Lada Granta (упрощённый вариант "Калины", в 2012 г. - универсал Lada Largus (двойник Dacia Logan MCV). Выпуск последних моделей "Жигулей" и "Самары" прекращается в 2012 г.
2015 Сегодня 50% акций АвтоВАЗа принадлежит альянсу Renault-Nissan, 25% - корпорации "Ростех". Модельный ряд компании состоит из субкомпактной модели Lada Granta (седан, 5-дверный хэтчбэк, универсал), компактных Lada Vesta (седан, универсал) и Lada Largus (универсал), кроссовера Lada XRAY и внедорожника Lada 4х4 ("Нива"). На заводе в Тольятти также осуществляется сборка автомобилей Renault Logan, Datsun on-Do и Nissan Almera.
Автомобили ВАЗ
ВАЗ "Жигули" 1970-2006
ВАЗ "Жигули" 1980-2012
ВАЗ "Нива" 1977-1992
ВАЗ "Ока" 1989-1996
Волжский автомобильный завод
1966-1971
ПО "АвтоВАЗ"
1971-1992
ОАО "АвтоВАЗ"
1992-н.в.

 

Виктор Николаевич Поляков (1915-2004)

Родился в Томске, учился в Московском автомобильно-дорожном институте, параллельно работая на авторемонтном заводе Мосавтотреста. В 1938-1946 гг. служил в армии, стал ветераном ВОВ. После войны был инженером Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), в 1958 г. был назначен директором предприятия. В 1963 г. начал свою карьеру в государственном аппарате, в 1965 г. получил должность заместителя министра автомобильной промышленности СССР. В 1966 г. Полякову была поручена масштабная работа по строительству и введению в эксплуатацию Волжского автомобильного завода (ВАЗ), с которой он справился досрочно, и был награждён званием Героя Социалистического Труда.

За время пребывания Виктора Николаевича на посту директора АвтоВАЗа (1966-1975) этот завод стал лидером советского автопрома, вышел на полную производственную мощность в 660000 машин в год, окупил все расходы на его строительство, обеспечил работой более 200000 жителей Тольятти и разработал первую модель собственной конструкции - ВАЗ-2121 "Нива". С 1975 по 1986 гг. Поляков был министром автомобильной промышленности СССР, и за эти годы Советский Союз занял шестое место в мире по объёму выпуска автомобилей: ежегодное производство легковых моделей составило 1.3 млн. единиц. В период Перестройки и после распада СССР Виктор Поляков работал экспертом в автомобильном НИИ и консультантом на АвтоВАЗе, принимал участие в строительстве завода ЕлАЗ. 

Владимир Сергеевич Соловьёв (1919-1975)

Знаменитый советский конструктор легковых автомобилей, создатель двух поколений "Волги" (ГАЗ-21 и ГАЗ-24) и внедорожника ВАЗ-2121 "Нива". Родился в г. Ветлуга Нижегородской губернии, окончил Горьковский индустриальный институт. С 1941 г. работал на Горьковском автомобильном заводе, проектировал трансмиссии для танка Т-70, вездеходов ГАЗ-67Б и ГАЗ-69, легковых моделей ГАЗ-М20 "Победа" и ГАЗ-12 ЗИМ. С 1953 г. - заместитель главного конструктора, с 1965 г. - главный конструктор по легковым автомобилям ГАЗ. В 1966 г. приказом министра был назначен главным конструктором Волжского автомобильного завода (ВАЗ), оставался на этой должности до своей смерти в 1975 г. Руководил постановкой в производство моделей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103, затем - проектированием ВАЗ-2106 и прототипов будущих серийных машин. 

ВАЗ 2101 (1970)
ВАЗ 2105 (1980)
ВАЗ 2108 "Спутник" (1984)
ВАЗ 21213 "Нива" (1992)
Lada 110 (1995)
ВАЗ 11113 "Ока" (1996)
Lada Samara 2114 (2001)
Lada 2107 (2006)
Lada Kalina Hatchback (2006)
Lada Granta Sport (2013)
Lada Vesta (2015)
Комментарии (6)
2020-03-14 06:23, Гость:
Удалено модератором
2019-12-25 17:35, Гость:
Удалено модератором
2019-12-16 08:26, Гость:
Удалено модератором
2019-12-15 13:12, Гость:
Удалено модератором
2019-12-06 13:55, Гость:
Удалено модератором
2019-11-23 19:12, Гость:
Удалено модератором