Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7351

FSO

FSO (Fabryka Samochodów Osobowych - завод пассажирских автомобилей) - польский автопроизводитель, основной период работы которого приходится на коммунистическую эпоху. В 1950 г. в Варшаве был построен завод для сборки копии автомобиля ГАЗ М20 “Победа”, названной FSO Warszawa. С поэтапными модернизациями эта модель производилась до 1973 г., будучи широко используемой на государственной службе, в такси, милиции и скорой помощи. Параллельно на предприятии выпускались двухтактная переднеприводная малолитражка FSO Syrena (1955-1972) и Polski Fiat 125p (1968-1991) - двойник итальянского седана Fiat 125. На базе последнего в 1978 г. был разработан 5-дверный хэтчбэк FSO Polonez, но из-за своей устаревшей конструкции он оказался неконкурентоспособным в условиях свободного рынка. В 1996-2002 г. FSO принадлежала компании Daewoo Motors, в 2002-2005 гг. - General Motors, в 2005-2011 гг. - корпорации УкрАвто. В 2011 г. завод прекратил сборку автомобилей и перешёл на изготовление запчастей.

 

История FSO

1948

До войны самым популярным автомобилем в Польше был Polski Fiat 508, поэтому в 1947 г. коммунистическое правительство договорилось с компанией Fiat о строительстве завода для производства его преемника - Fiat 1100. Однако в 1948 г. по приказу Сталина всякое сотрудничество с коммунистическим Западом прекратилось, и Польша вынуждена была приобрести у СССР техническую документацию и оборудование для сборки автомобиля ГАЗ М20 “Победа”. Для этого в 1950 г. в Жеране (на восточном берегу Вислы в окрестностях Варшавы) было создано предприятие FSO (Fabryka Samochodów Osobowych).

1951

Польская копия “Победы” получила название FSO Warszawa М20. Она ничем не отличалась от своего советского аналога и первоначально собиралась из готовых комплектов, поставляемых Горьковским автозаводом. Полный цикл производства удалось наладить только в 1956 г., но вместо запланированных 25000 ед. ежегодно к тому времени было построено всего 15000 ед.

1955

Второй моделью FSO стала переднеприводная Syrena, представленная в 1955 г. на XXIV Познаньской ярмарке. Она получила 2-дверный понтонный кузов седан и двухтактный рядный 2-цилиндровый двигатель объёмом 746 см3 и мощностью 27 л.с. Проходя незначительные модернизации, Syrena выпускалась на заводе FSO до 1972 г., а затем её производство перенесли на завод FSM (Fabryka Samochodów Małolitrażowych) в Бельско-Бяла. Всего до 1983 г. было построено 521311 ед.

1957

Когда была снята с конвейера “Победа”, FSO продолжила выпускать её обновлённую версию Warszawa 200. Автомобиль отличался новой решёткой радиатора, фарами, улучшенной внутренней отделкой и 2.1-литровым рядным 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем мощностью 52 л.с. Модификация Warszawa 202 с верхнеклапанным мотором того же объёма, мощностью 70 л.с., появилась только в 1962 г. К тому времени на базе FSO Warszawa были разработаны пикап, фургон, микроавтобус Nysa и лёгкий бескапотный грузовик Żuk.

1964

По образцу американского автомобиля Ford Falcon на FSO был подготовлен прототип современного на вид седана Warszawa 210, но серийным он так и не стал. Вместо этого дизайнер Цезарь Наврот и главный конструктор Роман Скварек провели полный рестайлинг “Варшавы”, превратив 4-дверный фастбэк в трёхобъёмный седан. Модификация с верхнеклапанным двигателем получила индекс 203, с нижнеклапанным - 204, но в 1968 г. в ответ на жалобы Peugeot их сменили на 223 и 224. С 1965 г. выпускались версии такси и универсал. До 1973 г. была продана 254471 ед. FSO Warszawa.

1968

В рамках заключённого в 1965 г. лицензионного соглашения с Fiat на заводе FSO начинается сборка автомобиля Polski Fiat 125p. Это был двойник итальянского седана Fiat 125 с двойными круглыми фарами вместо прямоугольных, упрощённой отделкой и механикой от Fiat 1300/1500. Он оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем OHV объёмом 1295 см3 (60 л.с.) или 1481 см3 (75 л.с.) и 4-ступенчатой механической коробкой передач. В 1972 г. Polski Fiat 125p стал доступен в кузове универсал и пикап. После истечения срока лицензии модель была переименована в FSO 1300/1500 и осталась в производстве до 1991 г. К тому времени с конвейера сошло 1445689 ед.

1978

В продажу поступила новая модель FSO собственной разработки - Polonez. Технически основанная на заднеприводной платформе Fiat 125p и разделявшая с ним оба силовых агрегата, она представляла собой 5-дверный хэтчбэк в характерном для 70-х гг. угловатом стиле. В 1980 г. появился 3-дверный вариант, а в 1986 г. - модификация 1500 X с двигателем мощностью 82 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль продавался в Латинской Америке, Египте, Китае и некоторых странах Западной Европы. За всё время было построено 1061807 ед. FSO Polonez.


 

1994

После отмены Варшавского договора и падения коммунистического режима польское правительство было заинтересовано продать FSO одному из западных автогигинтов. Покупатель долгое время не находился, и заводу пришлось в 1994 г. своими силами разработать обновлённый Polonez с интегрированными бамперами и блок-фарами. Он выпускался до 2002 г. в версиях Caro (5-дверный хэтчбэк), Atu (4-дверный седан), Kombi (универсал) и Truck (пикап). Также в 1994 г. в Жеране началась сборка Opel Astra по контракту с General Motors.

1996

Фирму FSO выкупает корейская компания Daewoo Motors. Она организует в Польше производство моделей Daewoo Tico, Daewoo Nexia и Daewoo Espero, позже - Daewoo Lanos, Daewoo Nubira и Daewoo Matiz. Тем временем GM в 1998 г. строит собственный завод в Гливице и переносит сборку Opel туда.

2002

В результате банкротства Daewoo Motors предприятие FSO переходит в собственность General Motors. Лицензии на выпуск моделей Lanos и Matiz продолжают действовать до 2007 г.

2005

Контрольный пакет акций FSO переходит в собственность корпорации УкрАвто. Обе фирмы продолжают сотрудничать с GM и производить глобальные модели, такие как Chevrolet Aveo (2007-2011).

2011

В результате прекращения лицензии на сборку Aveo и вступления в силу Договора о свободной торговле (отменившего пошлину на ввоз автомобилей из Южной Кореи) руководство FSO уволило 1800 сотрудников и выставило завод на продажу. Надеясь найти нового инвестора, компания продолжила выпускать запчасти и бытовые товары.

Автомобили FSO
FSO Syrena 1957-1972
FSO Warszawa 1951-1973
Fabryka Samochodów Osobowych S.A.
1950-1995
Daewoo – FSO Motor S.A.
1996-2004
FSO S.A., ПАО "УкрАвто"
2005-2011

 

FSO Warszawa 200P (1959)
FSO Syrena 100 (1960)
FSO Syrena Sport (1960)
FSO Warszawa 223 (1968)
Polski Fiat 125p (1968)
FSO Polonez (1978)
FSO Polonez Caro (1991)
FSO Polonez Atu (1996)
Комментарии (0)