Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7356

Bertone

Bertone - итальянское кузовное ателье, основанное Джованни Бертоне в Турине в 1912 г. Принадлежало сначала Джованни, а затем его сыну Нуччио Бертоне на протяжении всего своего существования. После войны была сформирована Gruppo Bertone, в которую входили подразделения Stile Bertone, Bertone Engineering, Carrozzeria Bertone и Bertone Glass. В компании работали такие известные дизайнеры, как Франко Скаглионе, Джованни Микелотти, Джорджетто Джуджаро и Марчелло Гандини. Bertone изготавливала кузова для автомобилей Abarth, Alfa Romeo, Aston Martin, Citroën, Ferrari, Fiat, Iso Rivolta, Lancia, Lamborghini, Mercedes Benz, Opel и Volvo, а также построила множество эксклюзивных концепт-каров. Под руководством Нуччио Бертоне достигла своего пика в середине 80-х гг., превратившись в полноценный производственный центр, но после его смерти в 1997 г. пришла в упадок и обанкротилась в 2014 г.

История Bertone
1912 Carrozzeria Bertone была основана в 1912 г. в Грульяско, недалеко от Турина, как мастерская по строительству и ремонту конных экипажей. Её владельцем был 28-летний итальянец из крестьянской семьи Джованни Бертоне. Бизнес процветал до начала Первой мировой войны, уничтожившей итальянскую промышленность.
1920-е После войны Бертоне открыл в Турине новую фабрику на 20 сотрудников и решил сконцентрироваться на изготовлении автомобильных кузовов. В 1921 г. он заключил контракт с компанией SPA (Societa Piemontese Automobili), и вскоре получил известность за разработку спортивного кузова для Fiat 501 Sport Siluro Corsa. На протяжении 20-х гг. Бертоне работал с фирмами Itala, Fast, Chiribiri, Aurea, SCAT, Diatto и Ansaldo, но более выгодным для него было сотрудничество с крупными туринскими производителями Fiat и Lancia.
1930-е Несмотря на тяжёлые последствия Великой депрессии, Бертоне продолжал строить кузова для Fiat и Lancia: в 1932 г. появилась Lancia Artena, в 1934 г. - Fiat 527S Ardita 2500, затем последовали Fiat 1500 Aerodinamica и Lancia Aprilia. Завод Carrozzeria Bertone переехал в новое помещение и теперь вмещал 50 сотрудников, среди которых был Нуччио Бертоне, сын Джованни.
1940-е Во время Второй мировой войны Carrozzeria Bertone ограничивалась сборкой карет скорой помощи на базе Lancia. Первые послевоенные годы были не менее тяжёлыми из-за дефицита материалов и рабочей силы. В этот период были построены несколько роскошных автомобилей на шасси Lancia Aprilia и Fiat 2800. В конце десятилетия Нуччио Бертоне участвовал в гонках на Fiat 500 Barchetta, а его встреча с Витторио Стангеллини привела к созданию необычного купе с ходовой частью Fiat 1100.
1952 Когда Нуччио Бертоне заменил своего отца в качестве руководителя компании, он разделил её на два предприятия: кузовостроительное Carrozzeria Bertone и дизайнерское Stile Bertone. В 1952 г. ателье Bertone начало сотрудничать с британскими производителями MG и Bristol, а через два года оно заключило первый действительно крупный контракт с Alfa Romeo на производство кузовов для модели Giulietta Sprint, выпущенной в 40000 экземплярах.

С приходом в Bertone молодого и талантливого дизайнера Франко Скаглионе один за другим стали появляться футуристические концепт-кары: Abarth 1500 Biposto (1952), Alfa Romeo BAT 5 (1953), BAT 7 (1954) и BAT 9 (1955). Дальнейшие исследования в области аэродинамики завершились созданием в 1956 г. одноместного гоночного автомобиля Abarth 750, установившего в Монце 10 мировых рекордов скорости.

1957 В связи с началом выпуска немецкого спорткара NSU Sport Prinz завод Bertone снова расширился и был снова перемещён в Грульяско, где количество рабочих увеличилось до 550. Бертоне стал экспериментировать с дизайном эксклюзивных автомобилей класса GT: Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale, Aston Martin DB2/4 и Maserati 3500 GT.
1960 К началу 60-х гг. относятся такие шедевры Bertone, как специальные купе Ferrari 250 GT, эксклюзивный Aston Martin DB4 GT Jet, Maserati 5000 GT и прототип Alfa Romeo Canguro. Из серийных моделей компания выпускала кузова для SIMCA 1000 Coupe, BMW 3200 CS, Alfa Romeo 2600 Sprint, Alfa Romeo Giulia GT и ASA 1000 GT, а также спорткаров Iso Rivolta и Iso Grifo.
1965 В этом году Bertone начала массовое производство автомобиля Fiat 850 Spider, и ежегодный объём построенных кузовов увеличился с 13000 в 1966 г. до 30000 в 1968 г., а ежедневный - до 120 единиц. Всего с 1965 по 1972 гг. было выпущено почти 140000 экземпляров Fiat 850.

Другое значительное событие в истории Bertone произошло в 1966 г., когда на Женевском автосалоне была представлена революционная Lamborghini Miura с кузовом работы Марчелло Гандини, положившая начало длительному сотрудничеству Нуччио Бертоне и Ферруччо Ламборгини. Гандини также стал автором концепта Lamborgini Marzal 1967 г. и серийной Lamborghini Espada 1968 г. Эта же концепция дизайна воплотилась в моделях Alfa Romeo Montreal и Fiat Dino Coupe.

1970 К началу 70-х гг. площадь завода в Грульяско выросла до 267000 кв.м, а число сотрудников - до 1500 человек. Развивая тему концепт-кара Alfa Romeo Carabo 1968 г., Марчелло Гандини в 1971 г. создал один из лучших суперкаров всех времён - ультранизкую Lamborghini Countach с клиновидным профилем и дверями-ножницами. Параллельно он работал над ещё более футуристическим прототипом Lancia Stratos Zero, на основе которого была спроектирована серийная Lancia Stratos. На фоне этих машин более привычные Lamborghini Jarama и Lamborghini Urraco выглядели устаревшими.
1972 В год смерти основателя фирмы Джованни Бертоне его сын Нуччио представил две новых модели: Maserati Khamsin и Fiat X1/9. Последний представлял собой компактный и дешёвый заднемоторный спорткар, мгновенно ставший популярным. Этот автомобиль принёс компании 160000 заказов и оставался в продаже до 1988 г. В то же время дизайнеры Bertone работали и над другими проектами: Ferrari 308 GT4, Audi 50, Innocenti Mini 90, Fiat 131 Abarth Rally и прототипом Alfa Romeo Navajo.
1976 С началом выпуска моделей Volvo 264 ТЕ и Volvo 262 C ателье Bertone перешло от простой сборки кузова к более масштабным работам по подгонке механических компонентов и дорожным испытаниям. К 1985 г. фирма уже занялась изготовлением Volvo 780 целиком. Кроме того, с начала 80-х гг. она продавала Fiat Ritmo Cabrio и Fiat X1/9 под собственным брендом в собственных дилерских центрах.
1986 Bertone заключает договор с подразделением General Motors Europe, и вскоре начинает выпускать ряд моделей Opel: Kadett Cabrio, Astra Cabrio и Astra Coupe, а также разрабатывает дизайн Pontiac Fiero GT. Для Citroen ателье Bertone поставляло кузова автомобилей BX, XM, ZX и Xantia. С конца 80-х гг. Bertone начинает создавать оригинальные концепты: мини-вэн Genesis на базе Lamborghini Countach (1988), спорткар Nivola на базе Chevrolet Corvette (1990), купе Karisma на базе Porsche 911 (1994) и электрический спидстер Blitz (1992).
1994 Gruppo Bertone первой из итальянских автопроизводителей получила сертификат качества ISO 9001. К этому времени на её заводе осуществлялся полный цикл производства, включая тестирование, моделей Opel Astra Cabrio и Fiat Punto Cabrio. В 1994 г. был построен гоночный электромобиль Bertone Z.E.R. (Zero Emission Record), который установил два рекорда скорости на треке Нардо: разогнался до 305 км/ч и преодолел за час 200 км.
1997 После смерти Нуччио Бертоне компания досталась его вдове Лилли Бертоне. Без Джузеппе ателье быстро пришло в упадок: за следующие 10 лет объёмы работы резко сократились. Из серийных моделей выпускались только Alfa Romeo GT и 2-дверный Opel Astra, а среди концептов следует отметить пикап BMW Pickster (1998), сити-кар Slim (2000), 2-местное купе Birusa (2003), 3-дверный универсал Aston Martin Vanquish Jet 2 (2004) и возрождённая Alfa Romeo BAT 11.
2009 Последними серийными автомобилями, выпущенными Bertone, стали китайские Changhe Ideal (2003), Chery Kimo (2008) и Riich G5 (2009), а также внедорожник Chevrolet Niva (2009). В 2009 г. группа была вынуждена продать завод в Грульяско концерну Fiat, но это не помогло ей избавиться от долгов. В результате реструктуризации были созданы новые фирмы Bertone Cento во главе с Лилли Бертоне и миланская Bertone Design, но они уже не имели отношения к автомобилям.
2014 В 2011 г. Bertone пришлось продать часть своей знаменитой коллекции концепт-каров, а через год, к своему 100-летию, ателье представило на Женевском автосалоне последний автомобиль - Bertone Nuccio. В марте 2014 г. Gruppo Bertone закрылась в связи с финансовыми трудностями и через месяц была объявлена банкротом, поскольку на неё так и не нашёлся подходящий покупатель.
Автомобили Bertone
Abarth 1500 Biposto 1952
Abarth 750 Bertone 1956
Abarth Record Bertone 1956
Alfa Romeo 2000 Sportiva 1954
Alfa Romeo 2600 Sprint 1962-1966
Alfa Romeo 33 Navajo 1976
Alfa Romeo 6C 2500 SS Bertone Coupe 1946
Alfa Romeo Alfetta 1972-1975
Alfa Romeo B.A.T.11 2008
Alfa Romeo B.A.T.5 1953
Alfa Romeo B.A.T.7 1954
Alfa Romeo B.A.T.9 1955
Alfa Romeo Canguro 1964
Alfa Romeo Carabo 1968
Alfa Romeo 1750 GT Veloce 1967-1973
Alfa Romeo GTA 1300 Junior 1968-1972
Alfa Romeo 2000 GT Veloce 1971-1976
Alfa Romeo Giulietta Sprint Veloce 1956-1962
Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale 1959-1962
Alfa Romeo Montreal 1970-1977
Alfa Romeo Pandion 2010
Arnolt-Bristol Deluxe Roadster 1954-1960
Arnolt-MG Coupe 1953-1955
Arnolt-MG Convertible 1953-1955
ASA 1000 GT 1963-1967
Aston Martin DB2/4 Bertone Spider 1953
Aston Martin DB2/4 Bertone Cabriolet 1953-1954
Aston Martin DB2/4 Bertone Berlinetta 1954
Aston Martin DB4 GT Jet 1961
Aston Martin Rapide Jet 2+2 2013
Aston Martin V12 Vanquish Jet 2 2004
Autobianchi A112 Runabout 1969
Bentley R-Type Continental Bertone Saloon 1953
Bertone Birusa 2003
Bertone Genesis 1988
Bertone Mantide 2009
Bertone Nuccio 2012
Bizzarrini 5300 GT Strada 1965-1968
Bizzarrini 5300 SI Spyder 1967-1968
BMW 2800 Spicup 1969
BMW 3200 CS 1962-1965
Chevrolet Corvair Testudo 1963
Chevrolet Corvette Ramarro 1984
Dodge Zeder Z-250 1953
Ferrari 250 GT Passo Corto Bertone Prototipo 1960
Ferrari 250 GT Passo Corto Bertone Berlinetta Speciale 1962
Ferrari Dino 308 GT4 1973-1980
Fiat 1200 Stanguellini Bertone Spider 1957
Fiat 1500C Bertone Coupe 1945
Fiat 2800 Bertone Cabriolet 1943
Fiat 850 Spider 1965-1973
Fiat Dino Coupe 1967-1969
Fiat Dino Coupe 1969-1972
Fiat X1/9 1972-1981
Bertone X1/9 1982-1989
Ford Mustang Bertone 1965
Gordon-Keeble GT 1964-1967
Iso Grifo GL 1965-1970
Iso Grifo 7 Litri 1968-1970
Iso Grifo 1970-1974
Iso Grifo IR8 1972-1974
Iso Lele 1969-1974
Iso Rivolta GT 1962-1970
Jaguar FT Bertone Coupe 1967
Jaguar B99 2011
Jaguar Pirana 1967
Jaguar XK150 S Bertone Coupe 1957
Lamborghini Bravo P114 1974
Lamborghini Countach LP400 1974-1978
Lamborghini Countach LP400 S 1978-1982
Lamborghini Countach LP5000 S Quattrovalvole 1985-1990
Lamborghini Espada 400 GTE 1969-1972
Lamborghini Espada 400 GTE 1972-1978
Lamborghini Jarama 400 GT 1970-1972
Lamborghini Marzal 1967
Lamborghini Miura P400 1966-1969
Lamborghini Miura Roadster 1968
Lamborghini Miura P400 S 1969-1971
Lamborghini Miura P400 SV 1971-1973
Lamborghini Miura SVJ 1971-1972
Lamborghini Miura SVJ Spider 1981
Lamborghini Silhouette P300 1976-1978
Lamborghini Urraco P250 1972-1974
Lancia Stratos HF 1973-1978
Lancia Stratos Sibilo 1978
Lancia Stratos Zero 1970
Maserati 5000 GT Bertone Berlinetta 1961
Maserati Khamsin 1973-1982
Maserati Quattroporte II 1974-1978
Mazda RX-87 1967
Moretti 2300 S Spyder 1962-1966
Moretti 2500 SS Coupe 1962-1966
NSU Sport Prinz 1958-1967
NSU Wankel Spider 1964-1967
Porsche 911 Bertone Roadster 1966
Renault 5 Turbo 1980-1982
Rolls-Royce Majestic 1995
Siata 208 CS Bertone Berlinetta 1952
Siata Amica Cabriolet 1948-1952
Siata Daina SL Bertone Coupe 1952-1954
Simca 1000 Coupe 1962-1967
Stanguellini 1100 Bertone Berlinetta 1953-1954
Volvo 262 C 1977-1981
Volvo 264 TE 1977-1981
Carrozzeria Bertone SpA
1912-2014

Джузеппе Бертоне (1914-1997)

Джузеппе Бертоне, за которым с детства закрепилось прозвище "Нуччио", был вторым сыном Джованни Бертоне, основателя Carrozzeria Bertone. Работал на фирме отца с начала 30-х гг., пока не стал её исполнительным директором после войны. Сам Нуччио не был дизайнером, хотя он утверждал, что нарисовал несколько эскизов в ранние годы своей работы, но они были уничтожены во время войны. Зато Бертоне был хорошим менеджером и умел подбирать кадры: в его ателье творили такие известные дизайнеры, как Франко Скаглионе, Джорджетто Джуджаро и Марчелло Гандини, хотя Нуччио нередко и сам вносил коррективы в их произведения. В 50-х гг. Бертоне заключил ряд выгодных контрактов с известными автопроизводителями, и это сделало его фирму одним из знаменитых итальянских ателье. Единственное, чего Бертоне не смог сделать - это заменить главного конкурента Pininfarina в качестве основного партнёра Ferrari: его вклад в историю этой компании ограничился изготовлением двух эксклюзивных купе 250 GT и разработкой спорной модели 308 GT4. Джузеппе Бертоне активно занимался делами ателье вплоть до своей смерти в 1997 г. 

Франко Скаглионе (1916-1993)

Франко Скаглионе происходил из обеспеченной итальянской семьи главного военного врача Витторио Скаглионе. Он решил стать автомобильным дизайнером после войны, вернувшись в Италию из британского плена. В 1951 г. Скаглионе приехал в Турин и попытался устроиться к Баттисте Пининфарине, но не согласился с условиями контракта, которые не предусматривали использование его имени как автора концептов. Через год устроился главным дизайнером у Нуччио Бертоне, и оставался на этой должности до 1959 г. Этот период был самым плодотворным в карьере Скаглионе: он создал такие модели, как Abarth 1500 Biposto, Siata 208 CS, Alfa Romeo B.A.T., Arnolt-Aston Martin DB 2/4, Arnolt-Bristol, Ferrari-Abarth 166 MM/53, Alfa Romeo 2000 Sportiva, Alfa Romeo Giulietta Sprint, Abarth 750 Record, Aston Martin DB2/4 Bertone, Jaguar XK 150 Bertone, Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale, NSU Prinz Sport, Maserati 3500 GT Bertone и Fiat 1200 Granluce.

Разорвав отношения с Bertone, Франко Скаглионе стал независимым дизайнером с мировым именем. Он принимал участие в проектах по созданию гоночных прототипов Porsche-Abarth Carrera GTL и Maserati Birdcage, работал над первой Lamborghini 350 GTV, ATS 2500 GT, Apollo GT и Prince 1900 Skyline Sprint. С 1964 г. сотрудничал с компанией Intermeccanica, для которой спроектировал модели Griffith, Torino, Italia и Indra. Лучшим своим творением считал центральномоторное купе Alfa Romeo 33 Stradale 1967 г. После банкротства Intermeccanica завершил карьеру и с 1981 г. жил в деревне Суверето (Ливорно) до своей смерти в 1993 г. 

Марчелло Гандини (род. 1938)

Будущий дизайнер Марчелло Гандини родился в Турине в один год с Джорджетто Джуджаро и Леонардо Фиораванти. Его отец был дирижёром и владельцем фармацевтической компании, но Марчелло не захотел становиться музыкантом, как только увидел американский Cord 810. В 1963 г. Гандини познакомился с Нуччио Бертоне, но главный конструктор ателье Джорджетто Джуджаро отказался работать с ним. Два года спустя Джуджаро ушёл из Bertone, и Марчелло Гандини занял его место. Первыми его проектами стали незавершённые модели Lamborghini Miura и Alfa Romeo Montreal, которые мгновенно сделали его знаменитым. Далее молодой дизайнер продемонстрировал собственную концепцию стиля, которая выглядела очень радикально для конца 60-х гг. Характерными особенностями созданных Гандини концептов Alfa Romeo Carabo, Lamborghini Marzal, Lancia Stratos Zero и Lamborghini Countach были острые углы и плоские панели, открывающиеся вверх двери и всплывающие фары.

Кроме вышеупомянутых автомобилей, за 14 лет работы в Bertone Гандини разработал целый ряд моделей: Lamborghini Espada, Lamborghini Jarama, Lamborghini Urraco, Maserati Khamsin, Maserati Shamal, Maserati Ghibli II, Ferrari Dino 308 GT4, Iso Lele, Fiat X1/9, Fiat 132, Citroën BX и ранний прототип Lamborghini Diablo. В 80-х гг. Гандини стал фрилансером и имел отношение к дизайну BMW 5-й серии и Renault 5 Supercinq. В начале 90-х гг. он был ответственным за стиль самых быстрых суперкаров того времени, Cizeta-Moroder V16T и Bugatti EB110, а последним его проектом была De Tomaso Bigua, она же Qvale Mangusta.


Bertone X1/9 (1982)

Bertone Genesis (1988)

Bertone Nivola (1990)

Bertone Karisma (1994)

Bertone Slim (2000)
Комментарии (0)