Всего на сайте моделей 2644   модификаций  6726

Предыстория (до 1900)

1679 Французский учёный Дени Папен изобрёл паровой котёл.
1690 Первые паровые двигатели начинают использовать для перекачивания воды в каналах и откачки её из затопленных шахт.
1712 Англичанин Томас Ньюкомен запатентовал атмосферный паровой двигатель и вместе с Джоном Колли организовал его серийное производство.
1765 Джеймс Уатт усовершенствовал паровой двигатель Ньюкомена, значительно повысив его эффективность.
1769 Французский инженер Никола Жозеф Кюньо построил, испытал и продемонстрировал правительству первое самоходное транспортное средство с паровым двигателем - "малую телегу Кюньо".
1770 По заказу французского правительства Кюньо построил "большую телегу Кюньо" - трёхколёсную повозку длиной 7.25 м и весом 2.8 т, предназначенную для транспортировки тяжёлой артиллерии. Паровая машина с приводом на переднее колесо передвигалась со скоростью 3-4 км/ч и была трудноуправляемой. Во время испытательного заезда она врезалась в стену, после чего от идеи самоходного военного тягача быстро отказались.
1787 Оливер Эванс из Мэриленда запатентовал собственную телегу с паровым двигателем.
1791 Иван Кулибин построил первую в России "самокатную повозку" с паровым двигателем, коробкой передач, тормозом и тремя колёсами. Его изобретение осталось невостребованным.
1803 Ричард Тревитик, пионер британского паровозостроения, проводит испытания безрельсовой паровой повозки по улицам Лондона.
1805 Оливер Эванс строит первую в мире амфибию для службы здравоохранения Филадельфии, оснащённую паровым двигателем мощностью 5 л.с.
1807 В Швейцарии Исааком де Ривой изобретён первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на водородно-кислородной смеси.
1816 Роберт Стирлинг разработал более безопасную альтернативу паровым двигателям - т.н. двигатель Стирлинга, вырабатывающий энергию за счёт периодического нагрева и охлаждения движущегося в замкнутом объёме рабочего тела, но он так и не получил применения на транспортных средствах.
1826 На окраине Лондона Самюэль Браун провёл успешное испытание повозки с 2-цилиндровым двигателем на водородном топливе мощностью 4 л.с.
1830 Уолтер Хэнкок запускает между Восточным и Западным Лондоном первое маршрутное такси - паровой омнибус Infant. Через четыре года он открывает на этом маршруте несколько станций техобслуживания.
1831 Чарльз Дэнс организует пассажирское сообщение на паровых экипажах между Глочестером и Челтнемом, но прекращает его через несколько месяцев.
1832 Во Франции семья Мишлен открывает первую компанию по производству шин.
1845 Шотландец Роберт Уильям Томсон запатентовал первую в мире пневматическую шину из вулканизированной резины, но не решается её выпускать из-за высокой себестоимости.
1859 Этьен Ленуар запатентовал в Бельгии первый пригодный для серийного производства двигатель внутреннего сгорания, работавший на смеси воздуха и светильного газа. В конструкции двигателя Ленуара применялись поршень двойного действия, золотниковый механизм и свеча зажигания. В 1863 г. Ленуар совершил пробег на построенном им "Гиппомобиле" из Парижа в Жуанвиль-Ле-Пон. Ленуар стал первым автомобильным экспортёром: в 1864 г. одну из его повозок купил российский царь Александр II.

Гастон Планте изобрёл аккумулятор.

1860 В Титусвилле (Пенсильвания) пробурена первая нефтяная скважина. Томас Рикетт из Бакингема изготовил несколько трёхколёсных машин с паровыми двигателями.
1860 Французский инженер Альфонс Бо де Роша запатентовал четырёхтактный цикл внутреннего сгорания.
1865 Британское правительство приняло "Закон о дорожных локомотивах", в соответствии с которым безрельсовые самоходные транспортные средства могли ездить со скоростью не более 2 миль/ч в городе или 4 миль/ч за его пределами, впереди должен был идти человек с красным флагом, предупреждая окружающих об опасности.
1866 Немецкий конструктор Николаус Август Отто, основатель первой компании по производству стационарных двигателей (1864), запатентовал двухтактный атмосферный двигатель внутреннего сгорания с вертикальным расположением цилиндра, который быстро вытеснил двигатель Ленуара. В 1872 г. на фабрике Otto & Cie начинается его серийное производство.
1870 Австро-венгерский изобретатель Зигфрид Маркус впервые установил на телегу бензиновый двигатель внутреннего сгорания.
1876 Николаус Отто построил в Германии четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания; через год его сотрудники Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах организовали его производство.
1879 Американский изобретатель и юрист Джордж Селден подал заявку на предоставление ему патента на 4-колёсный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Он получил патент только в 1895 г., когда в США автомобили выпускались уже многими компаниями. В результате Селден и его партнёр Уильям Уитни получили право на выплату процента с каждого проданного в США автомобиля. Против Селдена выступила сформированная в 1903 г. Ассоциация лицензированных автопроизводителей (ALAM), но вскоре она договорилась с Селденом в обмен на снижение процентной ставки и фактически стала контролировать всю американскую автомобильную промышленность. ALAM дважды судилась с Генри Фордом, который отказался от лицензии, пока в 1911 г. Форд не выиграл "дело Селдена", освободив американские компании от лицензирования своих автомобилей.
1882 Итальянец Энрико Бернарди сконструировал 1-цилиндровый бензиновый двигатель объёмом 122 см3. В 1884 г. он поставил мотор на трёхколёсный велосипед своего сына, превратив его в трицикл.
1883 Зигфрид Маркус запатентовал низковольтную систему зажигания от магнето. В 1888 г. он построил свой второй 4-колёсный автомобиль с карбюраторным ДВС.

Первым французским автопроизводителем становится фирма De Dion-Bouton, выпустившая паровой автомобиль La Marquise, на сегодня являющийся самой старой действующей машиной в мире. В 1894 г. компания начала производство трициклов с бензиновыми моторами, в 1900 г. - 4-колёсных автомобилей.

1885 Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах построили компактный карбюраторный четырёхтактный бензиновый ДВС и установили его на двухколёсное транспортное средство - первый мотоцикл (Reitwagen).
1886 Даймлер и Майбах изготовили в Штутгарте 4-колёсную моторизованную карету. Одновременно с ними Карл Бенц из Мангейма запатентовал первый настоящий автомобиль с бензиновым ДВС, разработанный с нуля, а не на основе конной повозки. Он имел три колеса, 1-цилиндровый 4-тактный мотор объёмом 958 см3, 1-ступенчатую коробку передач, цепной привод и рычаг вместо руля. Изобретение первых автомобилей совпало с окончанием срока действия патента Отто на его ДВС, после чего бензиновый двигатель стал общественным достоянием.
1888 Жена Бенца с двумя сыновьями совершила пробег из Мангейма в Пфорцхайм, продемонстрировав возможность преодоления на автомобиле больших расстояний. После этого Карл Бенц первым начал серийный выпуск легкового автомобиля - Motorwagen. В Белфасте Джон Данлоп повторно изобретает и патентует пневматическую шину.
1889 Готтлиб Даймлер построил полноценный 4-колёсный автомобиль с бензиновым двигателем, оснащённым радиатором и вентилятором. В этом же году Даймлер изобрёл V-образный двухцилиндровый мотор и продал лицензию на него французской фирме Panhard & Levassor. В 1890 г. уже три компании, Panhard & Levassor, Daimler Motoren Gesellschaft и Peugeot (представила свой первый самоходный экипаж на паровой тяге в 1889 г.) начинают серийный выпуск машины Даймлера.
1891 Компания Panhard & Levassor выпустила первый автомобиль собственной конструкции, с четырьмя колёсами, передним расположением двигателя и задним приводом. Такая компоновка получила название "система Панара", а впоследствии стала известна как классическая компоновка.
1894 Карл Бенц начинает серийное производство моделей Velo и Victoria в количестве около 100 единиц в год. Во Франции основаны компании Berliet (1894-1978) и Delahaye (1894-1954).

Во Франции состоялась первая автомобильная гонка - Ралли Париж-Руан. Первым пришёл к финишу Граф Жюль-Альберт де Дион на своём паровом автомобиле, но официально победителями были признаны бензиновые Peugeot и Panhard & Levassor.

1895 В Спрингфилде (Массачусеттс) братья Дюреа основали первую американскую автомобильную компанию - Duryea Motor Wagon Company. В этом же году Чарльз и Фрэнк Дюреа выиграли первую в США автомобильную гонку, а во Франции Эмиль Левассор совершил пробег из Парижа в Бордо за 48 часов со скоростью 25 км/ч.

Немецкий инженер Рудольф Дизель изобрёл первый двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Дэвид Саломанс организовал в Танбридж Уэллс (графство Кент) первую в Великобритании автомобильную выставку, Генри Стармей основал журнал Autocar, а Альберт де Дион открыл французский автомобильный клуб. В Бирмингеме зарегестрирована Lanchester Motor Company (1895-1930), запустившая свой автомобиль в производство в 1900 г.

1896 В Британии отменён "Закон о красном флаге"; допустимую скорость для автомобилей увеличили до 22 км/ч. Гарри Дж. Лоусон открывает Daimler Motor Company в Ковентри и организует автопробег из Лондона в Брайтон. Далее он создаёт холдинг Great Horseless Carriage Company и безуспешно пытается выкупить все ключевые патенты и получить контроль над британской автомобильной промышленностью.

В США Генри Форд, Чарльз Кинг, Рэнсом Олдс и Александр Уинтон строят и испытывают свои первые автомобили. Во Франции основаны компании Darracq (1896-1935) и Lorraine-Dietrich (1896-1935); по дорогам страны уже ездят 320 машин. Леон Болле выпускает первый серийный автомобиль с пневматическими шинами - "Voiturette".

На Нижегородской выставке представлен первый русский автомобиль с ДВС, построенный заводом Евгения Яковлева и фабрикой Петра Фрезе. Автомобиль Яковлева-Фрезе напоминал конную повозку и приводился в движение 1-цилиндровым 1-литровым мотором мощностью 2 л.с.

В Нью-Йорке произошло первое ДТП: Генри Уэлс на своём электромобиле сбил велосипедиста Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги. Британке Бриджит Дрисколл повезло меньше: она погибла под колёсами автомобиля Roger-Benz Артура Эдсалла, ехавшего на выставку по лондонской улице со скоростью 6 км/ч. В Париже шофёр угнал из гаража своего хозяина машину Peugeot, совершив первую автомобильную кражу.

1897 В США основаны компании Winton (1897-1924) и Oldsmobile (1897-2004). Альберт Поуп в Хартфорде (Коннектикут) организует массовое производство электромобилей, в 1899 г. переименовывает предприятие в Columbia Automobile Company и становится крупнейшим американским автопроизводителем. Австрийский финансист и гонщик Эмиль Еллинек начинает продавать автомобили Даймлера во Франции. Немецкий инженер Роберт Бош устанавливает на автомобиль систему зажигания от магнето Deutz. В Чехословакии построен автомобиль под названием Praesident; для его выпуска Ханс Ледвинка открывает компанию, впоследствии известную как Tatra.
1898 Panhard & Levassor впервые применяет рулевое колесо вместо поворотного рычага. В Париже состоялся первый автосалон. Карл Бенц продал более 1000 автомобилей, а Фердинанд Порше разработал электромобиль Egger-Lohner. В Огайо Фрэнк Сейберлинг основал Goodyear Tire & Rubber Company для производства автомобильных шин.
1899 В Германии к производству бензиновых автомобилей приступает компания Opel (основана в 1862 г.), в Италии основан концерн Fiat, в Великобритании - фирма Sunbeam, во Франции - Renault. DMG открывает в Австро-Венгрии свой филиал, впоследствии преобразованный в Austro-Daimler.

В США действуют уже 30 автопроизводителей, включая основанные в этом году люксовую фирму Packard из Огайо, Locomobile из Массачусеттса и Detroit Automobile Company Генри Форда. Количество машин на американских дорогах достигает 8000, из них 40% паровых, 38% электрических и 22% бензиновых.

Зафиксирован первый случай превышения скорости: нью-йоркский таксист Якоб Герман был арестован за то, что ехал на своём электромобиле со скоростью 19 км/ч вместо положенных 13 км/ч, и не остановился по требованию полицейского.

Бельгиец Камиль Женатци на своём пулеобразном автомобиле La Jamais Contente, оснащённом двумя электромоторами общей мощностью 67 л.с., впервые преодолел отметку 100 км/ч, разогнавшись до 106 км/ч. 

Автомобили