Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7376

Ford Model T (1908-1927)

Ссылки
Марка: Ford
Предыдущая модель: Ford Model N
Следующая модель: Ford Model A
Родственные модели: -
Рейтинг (3.5) Всего 2      Оценить



Ford Model T Roadster (1909)

В истории автомобилестроения не было и не будет более значимого автомобиля, чем Ford Model T. Благодаря нему встала на колёса не только Америка, но и весь цивилизованный мир, а сам автомобиль из дорогой игрушки для избранных превратился в универсальное и общедоступное средство передвижения. Генри Форд стал первым, кто осознал, что гораздо выгоднее выпускать машины на конвейере массовыми тиражами, чем собирать их вручную по индивидуальному заказу. Это была революция в автомобильной промышленности, во многом определившая дальнейшее развитие индустриальной цивилизации и положившая начало процессам транснационализации и глобализации мировой экономики. В 1999 г. на конкурсе "Автомобиль века" по результатам голосования профессионального жюри Ford Model T занял первое место.

В начале прошлого столетия большинство автомобилей стоили не менее $1000, а это были огромные по тем временам деньги. Соответственно позволить себе приобрести четырёхколёсную повозку с двигателем внутреннего сгорания могли только представители высшего общества, к тому же подобные машины имели примитивное устройство и не отличались качеством. Первые модели Ford Motor Company, основанной в 1903 г., ничем не выделялись среди продукции других фирм, но продавались весьма неплохо. Акционеров компании вполне устраивало такое положение вещей, кроме Генри Форда, который мечтал о создании дешёвого автомобиля для массового производства. Из-за этого он поссорился с инвесторами, но в 1906 г. одержал победу и получил контрольный пакет акций. Тогда же Форд начал разработку новой модели на основе уже существующей Model N, и поручил это дело инженеру Чайлду Гарольду Уиллсу и венгерским эмигрантам Йозефу Галамбу и Юджину Фаркашу.

Предельная простота и надёжность - это всё, что требовалось от будущей машины. Форд не придумывал ничего нового и вообще не был сторонником инноваций. Он хотел сделать Ford Model T максимально практичным и неприхотливым в обслуживании, при этом ни о каком комфорте, безопасности и привлекательности дизайна не могло быть и речи. Единственное, в чём Форд решил пойти дальше своих конкурентов - это использование очень прочной ванадиевой стали, которая уже была известна в Европе, но ещё не применялась американскими производителями. Из этой стали делалось шасси автомобиля, состоявшее из продольных балок и двух закреплённых болтами подрамников. Неразрезная кованая передняя ось и ведущий задний мост держались на поперечных листовых рессорах, а руль поворачивал передние колёса через прямые тяги. Подвеска на ухабистых дорогах была практически бесполезной, зато не требовала смазки и ремонта.

Ford Model T приводился в движение рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 2896 см3, который выдавал всего 22 л.с. Единый чугунный блок цилиндров с боковыми клапанами и съёмной головкой комплектовался одним карбюратором Kingston или Holley и термосифонной системой охлаждения. Мотор имел степень сжатия 4.4:1 и работал на низких оборотах, благодаря чему мог исправно служить много лет. В качестве топлива можно было использовать бензин, керосин и даже этанол; показатели расхода колебались в пределах 11-18 л/100 км. Чтобы запустить силовой агрегат, требовались определённые навыки: для этого нужно было открыть кран подачи топлива и провернуть рукоятку ручного стартера, что нередко при неосторожном обращении заканчивалось переломами рук. От магнето ток распределялся по четырём тремблерным катушкам и от них поступал в свечи зажигания. Электрический стартер с аккумулятором появился только в 1919 г. и устанавливался за дополнительную плату параллельно с магнето.

Автомобиль оснащался 2-ступенчатой планетарной коробкой передач и сцеплением мокрого типа с тремя дисками. Освоить технику вождения на Ford Model T - непростая задача для любого современного водителя. Управлялась машина с помощью рычага и трёх педалей, но их функции заметно отличались от общеизвестных в наше время. Левая педаль включала передние передачи, средняя отвечала за задний ход, а правая задействовала колёсный тормоз. Рычаг использовался для выбора передач и включения нейтрального положения, а дроссельную заслонку водитель открывал правой рукой с помощью небольшого рычага на руле. Остановить Ford Model T было очень трудно: барабанные тормоза с тросовым приводом стояли только на задних колёсах. Рычаг, расположенный с левой стороны, активизировал ручной трансмиссионный тормоз, который был бесполезен при торможении, но хорошо удерживал машину во время стоянки на наклонной поверхности. 21-дюймовые колёса делались из древесины, армированной бронзой; на них надевались узкие резиновые шины высокого давления.

Лобовое стекло Ford Model T состояло из двух частей, не имело стеклоочистителей и крепилось к деревянной перегородке между моторным отсеком и салоном, иначе оно бы не выдержало тряски. В распоряжении у водителя был деревянный руль диаметром 36 см и приборная панель с единственным датчиком - амперметром, хотя за доплату предлагался и спидометр. В остальных приборах не было необходимости: уровень бензина в баке проверялся погружением туда щупа, система смазки работала без насоса, а при перегреве двигателя из радиатора бил фонтан воды и пара. Ещё одна интересная особенность: бензобак находился под сиденьем водителя, при этом топливо подавалось в карбюратор самотёком. Система работала до тех пор, пока машина не начинала въезжать на крутой подъём - в таком случае мотор просто глох. Однако владельцы Ford Model T нашли выход из ситуации: они преодолевали подъёмы задним ходом.

Самый первый Ford Model T выехал из ворот завода Пикетт в Детройте 27 сентября 1908 г. Так как Форд предложил начинать новый модельный год с сентября предыдущего календарного года, компания обозначала первые экземпляры 1909-м годом. Изначально на шасси с колёсной базой 100" (2540 мм) устанавливались пять вариантов кузова: 4-местный Touring, 2-местный Runabout, Coupe, Landaulet и Town Car. Большинство из них не имели крыши и передних дверей; сиденья отделывались натуральной кожей, а мягкий брезентовый верх предлагался в качестве опции. До 1915 г. решётка радиатора и ацетиленовые светильники были медными, но в последующие годы модель получила электрические фары с питанием от магнето. Длина автомобиля составляла около 3550 мм, весил он от 670 до 880 кг в зависимости от кузова, но максимальная скорость не превышала 70 км/ч.

В 1909 г. Ford Model T продавался по цене $850-$1000. Это было немного в сравнении с продукцией конкурентов, но автомобиль всё равно оставался недоступным для большинства американцев. В 1910 г. завод Пикетт перестал удовлетворять спрос, и после выпуска 12000 единиц Форд перенёс производство на новый промышленный комплекс в Хайленд-Парке. В 1913 г. Форд стал использовать конвейер не для доставки запчастей к месту сборки, а для продвижения самого автомобиля через производственное помещение. Это сократило процесс сборки одной машины до 93 минут, и цена модели сократилась до $600-$740. В результате в 1914 г. Форд продал 308162 экземпляров Ford Model T, превысив продажи всех американских автомобильных компаний, вместе взятых. Далее Генри Форд нанёс последний удар своим конкурентам, увеличив зарплаты рабочим с $2.5 до $5 в день. Благодаря этому он не только привлёк на свои заводы лучших специалистов, но и расширил круг клиентов: рабочие собирали деньги и покупали Ford Model T собственной сборки. Кроме того, другие американские фирмы тоже были вынуждены повысить зарплаты своим работникам, чтобы их не потерять, а это привело к невиданному росту экономики и улучшению благосостояния населения.

К 1925 г. 2-дверный родстер Ford Model T уже можно было купить за ничтожные $260 (по современному курсу - $3800), а продажи взлетели до 2 млн. единиц в год. Это был триумф фордовской модели капитализма. Ford Model T даже не нуждался в рекламе: об успехах Ford Motor Company писала каждая газета, и каждый второй автомобиль на дороге был построен Генри Фордом. Ford Model T стал первой машиной, выпускаемой во всём мире: Форд имел пять заводов в США и производственные филиалы в Канаде (Уокервилль, Торонто), Великобритании (Манчестер), Германии (Берлин), Дании (Копегаген), Ирландии (Корк), Испании (Кадиз), Австралии (Джелонг), Бразилии (Сан-Бернарду-ду-Кампу) и Аргентине (Буэнос-Айрес). Дилерская сеть компании Ford охватывала все американские города. В 1927 г. в Хайленд-Парке был изготовлен 15-миллионный Ford Model T, а всего с 1908 по 1927 гг. было выпущено 15175868 единиц. Этот рекорд был побит только в 1972 г. другим "народным" автомобилем - Volkswagen Beetle.

В отношении Ford Model T Генри Форд сказал известную фразу: "вы можете купить автомобиль любого цвета при условии, что этот цвет - чёрный". Такая политика имела место с 1914 по 1926 гг. и объяснялась тем, что чёрная краска была дешёвой, долговечной и быстро высыхала. До 1914 г. Ford Model T вообще не предлагался в чёрном цвете, а окрашивался в серый, зелёный, синий или красный. В связи с увеличением спроса на закрытые кузова с 1915 г. можно было приобрести Ford Model T с 4-местным кузовом седан, который имел две боковые двери, расположенные по центру. Только в 1923 г. появились более привычные нам седаны Fordor (4-дверный) и Tudor (2-дверный). С 1917 г. на основе Model T выпускались грузовики Ford Model TT. Во 2-й пол. 20-х гг. стало очевидно, что модель не может оставаться в производстве вечно, потому что многие американцы предпочитали доплатить чуть больше и купить вместо устаревшего Ford T новый Chevrolet. В 1927 г. Генри Форд остановил свои заводы и начал переоборудовать их для запуска следующего автомобиля - Ford Model A.

С уходом Ford Model T завершилась целая эпоха в американской истории. "Жестянка Лиззи", как её называли в простонародье, была не только универсальным средством передвижения на большие расстояния, но и незаменимой вещью в хозяйстве. Сняв одно из ведущих колёс, к ней можно было подключить пилу, молотилку, конвейер для кукурузы, водяной насос, электрический генератор и множество других приспособлений. На шасси Model T устанавливались всевозможные грузопассажирские кузова: деревянные автобусы Depot Hack, пикапы, фургоны C-Cab, трёхосные снегоходы и т.д. Владельцы переоборудовали свои машины во всё, что только можно, от тракторов до передвижных церквей и домов на колёсах. Начиная с 30-х гг. Ford Model T стал ещё и культовым автомобилем для хот-роддеров, которые превращали старые колымаги в настоящих монстров с двигателями V8. К 100-летнему юбилею в 2003 г. компания Ford построила  по оригинальным чертежам последние шесть экземпляров своей самой успешной модели. 

Характеристики
 Модификация Ford Model T Roadster
 Годы выпуска 1909
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Произведено 2350
 Категория Классика
 Цена 825 $
 Тип кузова Двухместный родстер
Технические данные
 Конструкция Лестничная рама
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2896 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 4.5:1
 Максимальная мощность 22 л.с. при 1600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 113 Нм при 900 об/мин
 Трансмиссия 2-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Зависимая на рессорах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Нет
 Задние тормоза Барабанные механические
 Колёса 21"
 Вес 880 кг
 Колёсная база 2540 мм
 Длина 3550 мм
 Ширина 1670 мм
 Максимальная скорость 68 км/ч


Ford Model T Touring (1909)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Touring
 Годы выпуска 1909
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 850 $
 Тип кузова Четырёхдверный фаэтон


Ford Model T Landaulet (1909)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Landaulet
 Годы выпуска 1909
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Произведено 298
 Категория Классика
 Цена 1000 $
 Тип кузова Ландоле


Ford Model T Torpedo Runabout (1911)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Torpedo Runabout
 Годы выпуска 1911
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Произведено 7845
 Категория Классика
 Цена 680 $
 Тип кузова Двухместный родстер


Ford Model T Tourabout (1911)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Tourabout
 Годы выпуска 1911
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 780 $
 Тип кузова Четырёхдверный фаэтон


Ford Model T Delivery Car (1912)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Delivery Car
 Годы выпуска 1912
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Произведено 1845
 Категория Классика
 Цена 595 $
 Тип кузова Фургон


Ford Model T Speedster (1912)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Speedster
 Годы выпуска 1912
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Тип кузова Двухместный родстер


Ford Model T Pickup (1914)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Pickup
 Годы выпуска 1914
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Тип кузова Двухдверный пикап


Ford Model T Center Door Sedan (1915-1923)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Center Door Sedan
 Годы выпуска 1915-1923
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 740 $
 Тип кузова Двухдверный седан


Ford Model T Roadster (1915)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Roadster
 Годы выпуска 1915
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Произведено 418099
 Категория Классика
 Цена 390 $
 Тип кузова Двухместный родстер


Ford Model T Touring (1916)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Touring
 Годы выпуска 1916
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 360 $
 Тип кузова Четырёхдверный фаэтон


Ford Model T Depot Hack (1919)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Depot Hack
 Годы выпуска 1919
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Тип кузова Пятидверный универсал


Ford Model T Coupe (1920)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Coupe
 Годы выпуска 1920
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Тип кузова Двухместное купе


Ford Model T Roadster (1920)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Roadster
 Годы выпуска 1920
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 364 $
 Тип кузова Двухместный родстер


Ford Model T Fordor Sedan (1923-1924)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Fordor Sedan
 Годы выпуска 1923-1924
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 725 $
 Тип кузова Четырёхдверный седан


Ford Model T Snow Flyer Coupe (1925)

Первый американский снегоход изобрёл в 1913 г. Вирджил Уайт - дилер Форда в Оссипи (Нью-Гемпшир). Он запатентовал конструкцию автомобиля и продавал комплекты для легковых Ford Model T с любым кузовом по цене $395. Снегоход имел сдвоенную заднюю ось и подвеску от грузовика Ford TT, металлические цепи на задних колёсах и прикреплённые к передним колёсам лыжи. Ford Model T Snowmobile был незаменим на заснеженных дорогах: его покупали сельские врачи, почтальоны, перевозчики и коммунальные предприятия. Спрос на такие машины упал в начале 20-х гг., когда появились снегоочистители, и Уайт продал лицензию Адольфу Лангенфельду, владельцу Farm Specialty Manufacturing Corporation. Его фирма выпускала снегоходы на базе Ford и Chevrolet до 1939 г. 

Характеристики
 Модификация Ford Model T Snow Flyer Coupe
 Годы выпуска 1925
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Тип кузова Двухместное купе


Ford Model T Touring (1926)
Характеристики
 Модификация Ford Model T Touring
 Годы выпуска 1926
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Цена 380 $
 Тип кузова Четырёхдверный фаэтон


Ford Model T Frontenac Speedster (1929)

В 1913 г. Луи Шевроле продал свою компанию концерну General Motors и вместе с братьями Гастоном и Андре основал новую фирму для производства гоночных автомобилей. Он не мог использовать свою фамилию, поэтому назвал её Frontenac Motor Company. После Первой мировой войны Шевроле сотрудничал с инженером Корнелиусом Ван Ранстом, который переделал 2.9-литровый 4-цилиндровый мотор Ford Model T в верхнеклапанный. Братья Шевроле занялись изготовлением на базе Model T спортивных родстеров с двигателями мощностью 65 л.с. Эти машины успешно выступали в гонках: в 1923 г. одна из них заняла 5-е место в Индианаполисе-500. 

Характеристики
 Модификация Ford Model T Frontenac Speedster
 Годы выпуска 1929
 Страна США
 Производитель Ford Motor Company
 Категория Классика
 Тип кузова Двухместный родстер
Комментарии (0)