![]() |
Pontiac Grand Prix (1969-1977) |
![]() |
Pontiac Grand Prix с самого начала рекламировался как персональный роскошный автомобиль уровня Thunderbird, но по факту в первых двух поколениях (1962-1968) он был одной из полноразмерных серий Pontiac, которая предлагалась только с 2-дверным кузовом и отличалась "спортивной" отделкой. Затем на рынке появились люксовые купе Buick Riviera, Oldsmobile Toronado и Cadillac Fleetwood Eldorado, и продажи Grand Prix резко упали. Корпорация GM не выделила Pontiac достаточно средств на разработку эксклюзивной модели с чистого листа, поэтому директор подразделения Джон ДеЛореан обратился к своему коллеге из Chevrolet Питу Эстесу с предложением объединить усилия для создания новой платформы G-body. Так появились два роскошных четырёхместных купе промежуточного размера - Pontiac Grand Prix и Chevrolet Monte Carlo. Они стали настолько популярными, что на протяжении 70-х гг. другие марки представили собственные машины такого типа: Ford Elite, Mercury Cougar, Chrysler Cordoba и др.
Разработанный всего за 18 месяцев, Pontiac Grand Prix 1969 г. разделял много компонентов с моделями Tempest и LeMans, но колёсная база у него была растянута до 118" (2997 мм). На отдельную периферийную раму был установлен кузов хардтоп купе с самым длинным капотом в Детройте - 180 см. Дизайнер Уэйн Виэйра оформил его в неоклассическом стиле, с треугольной формой центральной части и вертикальной решёткой радиатора в виде клюва с интегрированным передним бампером и сдвоенными круглыми фарами в отдельных квадратных ячейках. В салоне Grand Prix получил авиационную панель приборов и консоль "Command Seat", где все датчики и органы управления были повёрнуты к водителю, а также стандартные ковшеобразные сиденья Strato с отделкой из ткани и винила Morrokide или из натуральной кожи. Автомобиль был оборудован такими инновациями, как скрытые двухскоростные стеклоочистители, встроенная в стойку лобового стекла радиоантенна и электрообогрев заднего стекла. Последние две функции вошли в список опций, наряду с усилителем руля, кондиционером, тахометром на капоте, виниловой крышей Cordova и 14-дюймовыми колёсами Rally II.
Pontiac Grand Prix поступил в продажу в двух модификациях: базовой J и улучшенной SJ (по аналогии с довоенным Duesenberg). Первая оснащалась 6.6-литровым двигателем V8 400 мощностью 350 л.с., вторая - 7-литровым V8 428 мощностью 370 л.с., в комплекте с усиленной подвеской и передними дисковыми тормозами с усилителем. Предлагались также экономичная версия мотора V8 400 мощностью 265 л.с. и высокопроизводительный пакет V8 428 HO мощностью 390 л.с. Большинство машин оснащались 3-ступенчатой автоматической коробкой передач Turbo Hydramatic, хотя стандартной была 3-ступенчатая механическая. При базовой цене $3866 Pontiac Grand Prix был самым дешёвым автомобилем класса personal luxury, но по комфортабельности и производительности он не уступал конкурентам. Неудивительно, что в 1969 г. компания продала 112486 экземпляров - почти в четыре раза больше, чем в 1968 г.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Pontiac Grand Prix SJ |
Годы выпуска | 1969 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Категория | Personal Luxury |
Цена | 3866 $ |
Тип кузова | Хардтоп купе |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 6995 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 10.7:1 |
Максимальная мощность | 390 л.с. при 5200 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 631 Нм при 3400 об/мин |
Трансмиссия | 3-ступенчатая автоматическая THM-400 |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 14" |
Вес | 1825 кг |
Колёсная база | 2997 мм |
Длина | 5339 мм |
Ширина | 1923 мм |
Высота | 1323 мм |
В 1970 г. в дизайне Grand Prix изменилась только структура решётки радиатора, в стандартную комплектацию вошли передние дисковые тормоза с усилителем, а в качестве бесплатной опции был предложен сплошной передний диван с центральным подлокотником. 7-литровый двигатель V8 428 был заменён 7.5-литровым V8 455 мощностью 370 л.с. В связи с появлением на рынке более дешёвых конкурентов Chevrolet Monte Carlo и Oldsmobile Cutlass Supreme, продажи Grand Prix снизились до 65750 ед.
В 1971 г. Pontiac Grand Prix получил одинарные фары в квадратных ячейках, новую V-образную решётку радиатора с интегрированным в передний бампер нижним сегментом и сужающуюся выштамповку на багажнике, похожую на классический хвост "boattail". Из-за обязательного перехода на неэтилированный бензин мощность 6.6-литрового мотора V8 400 была снижена до 300 л.с., а 7.4-литрового V8 455 - до 325 л.с. В список стандартного оборудования вошла 3-ступенчатая автоматическая коробка передач и регулируемый руль с усилителем. 67-дневная забастовка на заводах GM привела к снижению продаж Grand Prix до 58325 ед.
В 1972 г. изменения снова ограничились пересмотренной структурой решётки радиатора и внутренней отделкой. Мощность двигателей была пересчитана по системе SAE Net и составила 250 л.с. для базового V8 400 и 300 л.с. для V8 455 в пакете SJ. В середине года автомобиль был оснащён радиальными шинами, 15-дюймовыми колёсами и световым индикатором непристёгнутых ремней безопасности. За год была произведена 91961 ед. Pontiac Grand Prix.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Pontiac Grand Prix SJ |
Годы выпуска | 1970 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Категория | Personal Luxury |
Цена | 3985 $ |
Тип кузова | Хардтоп купе |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 7468 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 10.2:1 |
Максимальная мощность | 370 л.с. при 4600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 678 Нм при 3100 об/мин |
Трансмиссия | 3-ступенчатая автоматическая THM-400 |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 14" |
Вес | 1850 кг |
Колёсная база | 2997 мм |
Длина | 5339 мм |
Ширина | 1923 мм |
Высота | 1321 мм |
В 1970-1972 гг. фирма Hurst Performance из Саутфилда (Мичиган) осуществляла тюнинг автомобиля Grand Prix, предлагая комплект дополнительного оборудования Hurst SSJ за $1147. За основу брался стандартный Pontiac Grand Prix в цвете Cameo White или Starlight Black (в 1972 г. - в любом цвете). Капот, крыша, багажник и колёсные диски красились в цвет Firestrost Gold. В пакет входили 7.5-литровый мотор V8 455 с "горячим" распредвалом (по официальным данным его мощность не отличалась от заводской), автоматическая коробка передач с селектором Hurst, виниловая крыша Landau и люк с электроприводом. За доплату сюда можно было добавить колёса Hurst или American Racing, цифровой компьютер Roll Control и даже мобильный телефон стоимостью $2100. Всего за три года было построено 450 экземпляров Pontiac Grand Prix Hurst SSJ.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Pontiac Grand Prix Hurst SSJ |
Годы выпуска | 1972 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Произведено | 60 |
Категория | Personal Luxury |
Тип кузова | Хардтоп купе |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 7468 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester Quadrajet |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 8.2:1 |
Максимальная мощность | 250 л.с. при 3600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 509 Нм при 2400 об/мин |
Трансмиссия | 3-ступенчатая автоматическая THM-400 |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 14" |
Вес | 1808 кг |
Колёсная база | 2997 мм |
Длина | 5425 мм |
Ширина | 1941 мм |
Высота | 1321 мм |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Разгон 0-96 км/ч | 8 с |
В 1973 г. Pontiac Grand Prix был модернизирован вместе с линейкой среднеразмерных моделей на платформе A-body. Чтобы унифицировать его с Chevrolet Monte Carlo, колёсную базу сократили до 116" (2946 мм), но при этом автомобиль стал больше и тяжелее. Теперь его кузов представлял собой не 2-дверный хардтоп, а обычное купе с вертикальными окошками в задних стойках крыши. Неоклассическую тему в дизайне продолжили скульптурные крылья, остроконечный нос, разделённая на две части вертикальная решётка радиатора и квадратные задние фонари, но внешний вид машины испортили энергопоглощающие бамперы с резиновыми накладками, установленные по федеральному мандату. Пересмотренная панель приборов была сделана из натурального красного дерева. Базовым по-прежнему был 6.6-литровый двигатель V8 400 мощностью 230 л.с., а в пакет SJ входил 7.5-литровый мотор V8 455 мощностью 250 л.с. вместе с более жёсткими пружинами, амортизаторами Pliacell и радиальными шинами. Продажи Grand Prix установили новый рекорд - 153899 ед.
Дальнейшие стилистические изменения в этом поколении Grand Prix были незначительными, за исключением введения в 1976 г. сдвоенных прямоугольных фар и решётки радиатора "водопад". В 1975 г. появилась "люксовая" модификация LJ с улучшенной велюровой отделкой салона, а в 1976 г. она была предложена в юбилейной серии "50th Anniversary" с Т-образной крышей Hurst и эксклюзивной золотой окраской. Мощность двигателей ещё раз упала в 1975 г. в связи с установкой каталитических нейтрализаторов: 6.6-литрового V8 400 - до 170-180 л.с., 7.5-литрового V8 455 - до 200 л.с. В 1976 г. базовым стал 5.8-литровый мотор V8 350 мощностью 160 л.с., а в 1977 г. в линейку был добавлен 4.9-литровый V8 301 мощностью 135 л.с., при этом от V8 455 отказались. Несмотря на ужесточение экологического законодательства и рост цен на бензин, продажи Grand Prix были высокими: 99817 ед. в 1974 г., 86582 ед. в 1975 г., 228091 ед. в 1976 г. и 288430 ед. в 1977 г. И всё же корпорация GM была вынуждена сократить габариты этой модели в 1978 г.
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Pontiac Grand Prix SJ |
Годы выпуска | 1973 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Произведено | 20749 |
Категория | Personal Luxury |
Цена | 4583 $ |
Тип кузова | Четырёхместное купе |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 7468 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 8.0:1 |
Максимальная мощность | 250 л.с. при 4000 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 502 Нм при 2800 об/мин |
Трансмиссия | 3-ступенчатая автоматическая THM-400 |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 15" |
Вес | 1996 кг |
Колёсная база | 2946 мм |
Длина | 5502 мм |
Ширина | 1999 мм |
Высота | 1344 мм |
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Pontiac Grand Prix |
Годы выпуска | 1975 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Категория | Personal Luxury |
Цена | 5296 $ |
Тип кузова | Четырёхместное купе |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 7469 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 7.6:1 |
Максимальная мощность | 200 л.с. при 3500 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 468 Нм при 2000 об/мин |
Трансмиссия | 3-ступенчатая автоматическая THM-400 |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 15" |
Вес | 1890 кг |
Колёсная база | 2946 мм |
Длина | 5525 мм |
Ширина | 1926 мм |
Высота | 1336 мм |
Характеристики | |
---|---|
Модификация | Pontiac Grand Prix LJ "50th Anniversary" |
Годы выпуска | 1976 |
Страна | США |
Производитель | General Motors Corporation |
Произведено | 4807 |
Категория | Personal Luxury |
Цена | 4798 $ |
Тип кузова | Четырёхместное купе |
Технические данные | |
Конструкция | Лестничная рама |
Тип двигателя | V8 |
Объём двигателя | 6556 см3 |
Расположение двигателя | Продольно спереди |
Система питания | 4-камерный карбюратор Rochester |
Тип ГРМ | OHV |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Охлаждение | Жидкостное |
Рабочий цикл | Четырёхтактный |
Топливная категория | Бензиновые |
Степень сжатия | 7.6:1 |
Максимальная мощность | 185 л.с. при 3600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 420 Нм при 1600 об/мин |
Трансмиссия | 3-ступенчатая автоматическая THM-400 |
Привод | Задний |
Передняя подвеска | Независимая на пружинах |
Задняя подвеска | Зависимая на пружинах |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные гидравлические |
Колёса | 15" |
Вес | 1896 кг |
Колёсная база | 2946 мм |
Длина | 5403 мм |
Ширина | 1976 мм |
Высота | 1336 мм |