Всего на сайте моделей 2667   модификаций  6790

ВАЗ "Жигули" (1970-2006)

Рейтинг (1) Всего 1      Оценить



ВАЗ-2101 (1970-1982)

"Жигули" - самый распространённый автомобиль советского, а позже и российского производства. Под этим названием объединены семь моделей на общей заднеприводной платформе, которые выпускались на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) с 1970 по 2012 гг. Сегодня их называют "классикой", чтобы отделить от следующего переднеприводного семейства ВАЗ "Спутник" (Lada Samara). Родоначальником серии стал ВАЗ-2101 - первый автомобиль, произведенный в Тольятти, двойник итальянского седана Fiat 124. Это была и первая советская модель, обозначенная в соответствии с отраслевой нормалью 1966 г., установившей стандартные индексы для машин разных классов (в данном случае число "21" означало малый класс с двигателем объёмом 1100-1800 см3, "01" - порядковый номер модели, а последующие цифры указывали модификацию). На территории СССР "Жигули" первого поколения продавались под официальным названием ВАЗ-2101, и в 80-е гг. за ними закрепилось прозвище "Копейка". В других странах автомобиль стал известен как Lada 1200/1300, поскольку слово "Жигули" труднопроизносимо на европейских языках и созвучно с негативным понятием жиголо. С распадом Советского Союза ВАЗ стал выпускать все свои модели под маркой Lada.

В конце 60-х гг. крупнейшие автомобильные заводы СССР - Ижевский и АЗЛК - производили не более 200000 машин в год. Этого было недостаточно, чтобы удовлетворить потребность в личном транспорте стремительно растущему населению, к тому же продукция марки "Москвич" к тому времени перестала отвечать мировым стандартам. Ещё одной причиной строительства нового предприятия называют необходимость ввода в оборот денежных средств, скопившихся у советских граждан из-за всеобщего дефицита: современный автомобиль мог бы стать очень востребованным товаром на многие годы вперёд. В 1966 г. советский Внешторг заключил с итальянской компанией Fiat договор о научно-техническом сотрудничестве, в соответствии с которым Fiat предоставлял российской стороне проект завода и лицензию на выпуск одной из своих малолитражек, модифицированной для эксплуатации в неблагоприятных климатических и дорожных условиях, а также проводил обучение советских специалистов в Италии. В 1967 г. в городе Ставрополь, переименованном в Тольятти (в честь итальянского коммуниста, в 20-е гг. устроившего забастовку на заводе Fiat), началось строительство автогиганта - Волжского автомобильного завода.

В качестве прототипа для базовой модели ВАЗ был выбран Fiat 124, в 1967 г. признанный "Европейским автомобилем года". Однако испытания, проведенные на российских дорогах, показали его ненадёжность и плохую проходимость, поэтому итальянцам пришлось значительно пересмотреть конструкцию машины, и обозначить полученный вариант как Fiat 124R. Основные изменения затронули ходовую часть и трансмиссию: автомобиль получил барабанные тормоза на задних колёсах вместо дисковых, усиленную переднюю подвеску на поперечных рычагах и винтовых пружинах, новый задний мост на пружинах и пяти реактивных штангах вместо одной реактивной трубы, увеличенное сцепление и улучшенные синхронизаторы в 4-ступенчатой механической коробке передач. Кроме того, советские инженеры потребовали разработать для ВАЗ-2101 по сути новый силовой агрегат - рядный 4-цилиндровый с распределительным валом в головке блока цилиндров (OHC) и двухкамерным вертикальным карбюратором ДААЗ-2101 (Weber 32 DCR), объёмом 1198 см3 и мощностью 64 л.с. Оригинальный двигатель Fiat 124 при том же объёме развивал 60 л.с., но его клапанная схема OHV была бесперспективной для дальнейшего развития. Колёсная база осталась неизменной - 2424 мм.

ВАЗ-2101 был совершеннее своего итальянского двойника по многим параметрам. Его кузов изготавливался из более толстых листов металла, что повышало его долговечность, но отражалось на массе автомобиля. Увеличенный клиренс и добавление буксирных проушин облегчали эксплуатацию на просёлочных дорогах. Безопасность была улучшена за счёт усиления несущей конструкции в некоторых местах, установки утопленных дверных ручек и "клыков" на переднем и заднем бамперах. В салоне ВАЗ-2101 комплектовался сиденьями, трансформируемыми в полноценные спальные места. В стандартное оборудование входили отопитель, омыватель лобового стекла, форточки в боковых окнах и венгерский радиоприёмник RD-3602. Ранние экземпляры оснащались напольными педалями вместо подвесных, вспомогательным топливным насосом и рукояткой для запуска двигателя зимой. Следует отметить, что по технологичности, динамическим характеристикам, качеству сборки и простоте обслуживания ВАЗ-2101 находился на порядок выше всех остальных машин советского производства, что обеспечило ему высокий потребительский спрос на весь период выпуска.

Первый ВАЗ-2101 сошёл с конвейера завода в Тольятти 19 апреля 1970 г. До конца года было построено 21530 ед., в 1971 г. - уже 172175 ед., а запланированных объёмов производства 660000 ед. в год предприятие достигло в 1974 г. Продажи автомобиля были высокими с самого начала, так что большинство советских граждан были вынуждены записываться в очередь и ждать машину годами. В 1971 г. Lada 1200 поступила на экспорт в Югославию, Финляндию, Чехословакию, Венгрию, ГДР и на Кубу, а в 1974 г., когда был снят с производства Fiat 124, АвтоВАЗ получил возможность продавать модель и в Западной Европе. В Великобритании Lada 1200 стоила £979. Почти сразу ВАЗ-2101 продемонстрировал и свой гоночный потенциал, заложенный в конструкции силового агрегата. В 1971 г. автомобиль принял участие в чемпионатах СССР по ралли и кольцевым гонкам, а также в марафоне "Тур Европы-71" протяжённостью 14000 км, где заводская команда выиграла серебряный кубок. Высокая удельная мощность позволяла использовать ВАЗ-2101 в качестве милицейского автомобиля в СССР и странах социалистического блока.

В 1974 г. появилась модернизированная версия "Жигулей" - ВАЗ-21011 (Lada 1300). Она оснащалась двигателем объёмом 1294 см3 (69 л.с.) и отличалась решёткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами и вентиляционными прорезями над передним бампером, резиновыми накладками на бамперах вместо "клыков", отверстиями вентиляции салона в задних стойках, задними светоотражателями с фонарём заднего хода, более удобными сиденьями и изменённым расположением некоторых органов управления. Модификация ВАЗ-21011 с 1.2-литровым мотором называлась ВАЗ-21013 (Lada 1200S), а модификация базового ВАЗ-2101 с 1.3-литровым мотором - ВАЗ-21016. Также существовали праворульные варианты ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 и экспериментальные серии ВАЗ-21018 и ВАЗ-21019 с роторными двигателями. Высокопроизводительные модификации для милиции и спецслужб назывались ВАЗ-21015 "Карат" (с двигателем ВАЗ-2106) и ВАЗ-2101-94 (с двигателем ВАЗ-2103). Всего с 1970 по 1988 гг. было произведено около 4.85 млн. седанов ВАЗ-2101 всех модификаций. В 2000 г. по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом "За рулём", ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века.

Характеристики
 Модификация ВАЗ-2101
 Годы выпуска 1970-1982
 Страна СССР
 Производитель ПО "АвтоВАЗ"
 Произведено 2701981
 Категория Компактные (C)
 Тип кузова Четырёхдверный седан
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 1198 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор ДААЗ-2101
 Тип ГРМ SOHC
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 8.5:1
 Максимальная мощность 64 л.с. при 5600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 87 Нм при 3400 об/мин
 Трансмиссия 4-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на пружинах
 Передние тормоза Дисковые
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 13"
 Вес 955 кг
 Колёсная база 2424 мм
 Длина 4073 мм
 Ширина 1611 мм
 Высота 1382 мм
 Максимальная скорость 142 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 18.2 с


ВАЗ-2102 (1971-1988)

Ровно через год после запуска в производство седана ВАЗ-2101 появился универсал ВАЗ-2102 - лицензионная копия Fiat 124 Familiare. Он подвергся тем же преобразованиям, что и ВАЗ-2101, но вдобавок получил усиленную заднюю подвеску, изменённые передаточные числа трансмиссии, пятую дверь с торсионным механизмом, вертикальные задние фонари и складывающиеся задние сиденья. Грузоподъёмность универсала составляла 250 кг. Модификации назывались ВАЗ-2102 (1.2-литровая), ВАЗ-21021 (1.3-литровая), ВАЗ-21022 и ВАЗ-21024 (праворульные) и ВАЗ-21023 (экспортная с 1.5-литровым мотором и салоном от ВАЗ-2103). В 1980-1981 гг. была выпущена экспериментальная партия из 47 электрических фургонов ВАЗ-2801. За пределами СССР ВАЗ-2102 назывался Lada 1200/1300/1500 Combi или Lada 1200/1500 Estate.

Характеристики
 Модификация ВАЗ-2102
 Годы выпуска 1971-1988
 Страна СССР
 Производитель ПО "АвтоВАЗ"
 Произведено 666989
 Категория Компактные (C)
 Тип кузова Пятидверный универсал
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 1198 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор ДААЗ-2101
 Тип ГРМ SOHC
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 8.5:1
 Максимальная мощность 64 л.с. при 5600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 87 Нм при 3400 об/мин
 Трансмиссия 4-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на пружинах
 Передние тормоза Дисковые
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 13"
 Вес 1010 кг
 Колёсная база 2424 мм
 Длина 4059 мм
 Ширина 1611 мм
 Высота 1458 мм
 Максимальная скорость 140 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 19.2 с


ВАЗ-2103 (1972-1984)

По соглашению 1966 г. компания Fiat обязалась предоставить СССР техническую документацию на три модели: седан и универсал в базовой комплектации ("норма") и седан улучшенной комплектации ("люкс"). С первыми двумя - автомобилем Fiat 124 и его 5-дверной версией Familiare - вопросов не возникло, но предложенный в качестве люксового седана Fiat 125 советскую сторону не устроил: он был основан на другой платформе и, несмотря на внешнее сходство, имел мало общего с серией 124. Для ускорения постановки машины в производство и снижения её себестоимости Волжскому заводу требовалось на 80% унифицировать её с ВАЗ-2101, особенно по габаритам и длине колёсной базы. Тогда итальянцам пришлось делиться своими наработками по усовершенствованной версии Fiat 124 Special, которая была запущена в серию в 1968 г. Однако ВАЗ-2103 не стал её полной копией, поскольку машины проектировались параллельно. Вместо нового итальянского мотора с двумя верхними распределительными валами на ВАЗ-2103 был установлен увеличенный до 1452 см3 аналог двигателя OHC от ВАЗ-2101, мощностью 75 л.с.

ВАЗ-2103 был оформлен гораздо элегантнее базовой модели: он имел прямоугольную решётку радиатора с двойными фарами, хромированные молдинги на боковинах кузова и большие двухсекционные задние фонари. Внутри автомобиль отличался более роскошной отделкой с ковролином и пластиковой имитацией дерева на приборной панели, центральной консолью, часами, счётчиком суточного пробега и двумя круглыми датчиками - спидометром и тахометром. ВАЗ-2103 также оснащался вакуумным усилителем тормозов, саморегулирующимися задними тормозными барабанами и радиальными шинами.

На внутреннем рынке ВАЗ-2103 стоил 7500 рублей, в то время как ВАЗ-2101 - 5500 рублей. Купить его было очень непросто, но всё же это был первый в СССР "люксовый" автомобиль, доступный в свободной продаже. За границей модель называлась Lada 1500. Существовали модификации ВАЗ-21031 (с 1.6-литровым мотором, предшественник ВАЗ-2106), ВАЗ-21032 (праворульная), ВАЗ-21033 (с 1.3-литровым двигателем от ВАЗ-21011) и ВАЗ-21035 (с 1.2-литровым двигателем от ВАЗ-2101). Прототип универсала, построенный в 1976 г., в серию не пошёл.

Характеристики
 Модификация ВАЗ-2103
 Годы выпуска 1972-1984
 Страна СССР
 Производитель ПО "АвтоВАЗ"
 Произведено 1304899
 Категория Компактные (C)
 Тип кузова Четырёхдверный седан
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 1452 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор
 Тип ГРМ SOHC
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 8.8:1
 Максимальная мощность 75 л.с. при 5600 об/мин
 Максимальный крутящий момент 106 Нм при 3500 об/мин
 Трансмиссия 4-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на пружинах
 Передние тормоза Дисковые
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 13"
 Вес 1030 кг
 Колёсная база 2424 мм
 Длина 4116 мм
 Ширина 1611 мм
 Высота 1446 мм
 Максимальная скорость 152 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 14.4 с


ВАЗ-2106 (1975-2006)

ВАЗ-2106 представлял собой заключительную модель из первого поколения "Жигулей". Он создавался как модернизированная версия ВАЗ-2103, оснащённая рядным 4-цилиндровым двигателем OHC объёмом 1569 см3 и мощностью 78 л.с., который обеспечивал на 12% больше крутящего момента при меньших оборотах. Внешние изменения ограничивались заменой хромированных элементов отделки пластиковыми и приведение светотехники в соответствие европейским стандартам, включая добавление заднего противотуманного фонаря. В салоне появились регулируемые по высоте подголовники и обогрев заднего стекла. В список модификаций традиционно входили варианты с 1.5-литровым (ВАЗ-21061) и 1.3-литровым (ВАЗ-21063) двигателями и праворульные (ВАЗ-21062 и ВАЗ-21064). Впоследствии модель неоднократно подвергалась незначительным обновлениям.

До появления ВАЗ-2107 "Шестёрка" считалась самым престижным и комфортабельным автомобилем в линейке ВАЗа. Она оставалась в производстве и после распада Советского Союза, но уже как модель начального уровня. В 1998 г. выпуск ВАЗ-2106 был перенесён на предприятие "РосЛада" в Сызране, в 2001 г. сборка была налажена на Анто-Рус в Херсоне, а в 2002 г. - на заводе "ИжАвто" в Ижевске. Всего до 2006 г. было продано свыше 4.3 млн. ед.

Характеристики
 Модификация ВАЗ-2106
 Годы выпуска 1975-2006
 Страна СССР
 Производитель ПО "АвтоВАЗ"
 Категория Компактные (C)
 Тип кузова Четырёхдверный седан
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 1569 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор
 Тип ГРМ SOHC
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 8.5:1
 Максимальная мощность 78 л.с. при 5400 об/мин
 Максимальный крутящий момент 116 Нм при 3000 об/мин
 Трансмиссия 4-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на пружинах
 Передние тормоза Дисковые
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 13"
 Вес 1035 кг
 Колёсная база 2424 мм
 Длина 4166 мм
 Ширина 1611 мм
 Высота 1440 мм
 Максимальная скорость 150 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 16 с
Комментарии (0)