Всего на сайте моделей 2998   модификаций  7569

ГАЗ-21 "Волга" (1956-1970)

Ссылки
Марка: ГАЗ
Предыдущая модель: ГАЗ-М20 "Победа"
Следующая модель: ГАЗ-24 "Волга"
Родственные модели: -
Рейтинг (3) Всего 3      Оценить



ГАЗ-21 "Волга" (1956-1958)

Первая "Волга" с индексом ГАЗ-21 выпускалась на Горьковском автомобильном заводе в 1956-1970 гг. В своё время она получила широкое признание как в СССР, так и за рубежом. На момент запуска в производство это был современный, стильный, динамичный автомобиль, соответствовавший самым высоким стандартам надёжности, комфорта, плавности хода и комплектации. По таким показателям, как жёсткость конструкции, толщина металла, защита от коррозии, высота дорожного просвета и клиренс, ГАЗ-21 не имел аналогов в своём классе. Кроме того, это была первая советская серийная модель с автоматической коробкой передач и алюминиевым верхнеклапанным двигателем. Её можно увидеть во многих отечественных фильмах 60-х гг., а сегодня она является популярным олдтаймером.

Работы над заменой "Победы" велись с 1951 г. под руководством А.А. Липгарта. На том этапе модель ещё называлась ГАЗ-М21 "Победа-II" и была внешне похожа на ЗИМ. В 1952 г. главным конструктором завода стал Владимир Соловьёв, который поручил довести проект до конца 27-летнему инженеру Александру Невзорову. Через год были завершены два независимых дизайнерских макета: "Звезда" Джона Вильямса и "Волга" Льва Еремеева; второй посчитали более перспективным из-за трёхобъёмной структуры кузова с вместительным багажником. Для изучения опыта конструирования зарубежных моделей ГАЗ закупил такие машины, как Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Kaiser Henry J (1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitan (1953). "Волга" получила много общих с этими автомобилями стилистических решений, что не означало прямого копирования, так как дизайнеры просто следовали модным в то время тенденциям.

Наибольшее влияние на внешность ГАЗ-21 оказал американский стиль 50-х гг., характеризовавшийся авиационно-ракетными мотивами и обилием хрома. На момент запуска в производство "Волга" выглядела современной не только на фоне "Победы", но и в сравнении с иностранными автомобилями: она имела куполообразную крышу с изогнутыми (но не панорамными) лобовым и задним стёклами, выступающие на передних крыльях одинарные фары, вертикальные задние фонари с зачатками хвостовых плавников, рельефную выпуклость задних дверей (пережиток эпохи выступающих крыльев) и хромированные бамперы с "клыками". В СССР всё это ещё долго воспринималось как новое и необычное, хотя по американским меркам уже в 1958 г. машина смотрелась архаично. В целом дизайн "Волги" оставался актуальным до начала 60-х гг., когда почти все европейские производители обновили свои модели, а затем начал стремительно устаревать. К завершению выпуска в 1970 г. ГАЗ-21 считался уже безнадёжно отставшим.

Первый ходовой прототип ГАЗ-М21 был построен в 1954 г., а уже в мае следующего года три предсерийных экземпляра (один с механической и два с автоматическими коробками передач) отправились в испытательный автопробег к Чёрному морю вместе с зарубежными аналогами. В июне "Волги" продемонстрировали кремлёвскому руководству, где они в целом произвели впечатление, хотя министру обороны Г.К. Жукову не понравилась решётка радиатора с вертикальными планками. Тогда команда Еремеева в срочном порядке переделала фронтальную часть машины, установив решётку с горизонтальными брусьями и пятиконечной звездой в центре. В таком виде модель и пошла в серию, поэтому ГАЗ-21 1956-1958 гг. часто называют "Звездой". Этих автомобилей было выпущено около 30000 ед., и сегодня они ценятся выше всего. Часть из них имела двухцветную окраску.

Вторая серия ГАЗ-21 появилась в продаже после выставки Expo '58 в Брюсселе, где советский стенд получил Гран-при. Рестайлинг заключался в возвращении к изначальной решётке радиатора с 16-ю вертикальными прорезями, известной как "акулья пасть". Некоторые связывают это изменение со смещением Жукова с руководящих должностей, но на самом деле тому была более веская причина: пятиконечная звезда как символ социализма отпугивала многих западных покупателей. Более радикальное обновление провели в 1962 г., положив начало третьей, последней и самой распространённой серии. На ней исчезли лишние хромированные украшения (включая олень на капоте и клыки на бамперах) и двухцветная окраска, но появилась решётка радиатора из 37-ми вертикальных стоек ("китовый ус"). Общий объём производства ГАЗ-21 с 1956 по 1970 гг. составил 639478 ед.

Кузов ГАЗ 21 был несущим, с передним и задним подрамниками. Среди преимуществ автомобиля отмечались большая толщина металла, хорошая антикоррозийная обработка и высокая жёсткость конструкции, однако это не могло не отразиться на весе, а следовательно, и на динамике. Независимая передняя подвеска шкворневого типа на пружинах и поперечных рычагах почти без изменений перешла от "Победы", сзади использовались продольные полуэллиптические рессоры. Устаревшие рычажные амортизаторы были заменены телескопическими только в 1962 г. На колёса размером 15" ставились гидравлические барабанные тормоза. Автомобиль имел централизованную систему смазки узлов шасси (ЦСС) с приводом от педали в салоне, но в 1960 г. от неё отказались.

Первые модификации "Волги" 1957 г. - базовая ГАЗ 21Г и такси ГАЗ 21Б - оснащались "переходным" 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем от ГАЗ-М20, увеличенным до 2432 см3, мощностью 65 л.с. Новый силовой агрегат ЗМЗ-21А устанавливался на "Волги" с конца 1957 г., начиная с модификаций 21В (базовой) и 21А (такси). Это был цельноалюминиевый верхнеклапанный рядный 4-цилиндровый мотор объёмом 2445 см3 с нижним распредвалом, мокрыми гильзами цилиндров, пятиопорным коленчатым валом и клиновидными камерами сгорания. Он развивал 70 л.с. (с 1962 г. - 75 л.с.) и потреблял 13.5 литров бензина на 100 км.

Изначально "Волгу" планировалось комплектовать только автоматической (гидромеханической) коробкой передач, разработанной на основе агрегата Ford-O-Matic (в отличие от автомата Powerglide от Chevrolet, эта трансмиссия могла работать в паре с 4-цилиндровым двигателем). Однако завод по технологическим причинам так и не наладил массовое производство автоматических трансмиссий, к тому же эксплуатация машин с АКПП вызывала определённые трудности. В 1957-1962 гг. было выпущено менее 2000 экземпляров ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач; на автомобили третьей серии она уже не ставилась. Остальные "Волги" имели 3-ступенчатую механическую коробку передач с синхронизаторами на 2-й и 3-й скоростях и подрулевым переключателем. Модель оснащалась трёхопорным карданным валом и гипоидным задним мостом с полуразгруженными полуосями.

Салон "Волги" был достаточно просторным и комфортабельным; на мягких пружинных диванах с отделкой из кожзаменителя и синтетической ткани размещались 6 человек. На металлической приборной панели с пластиковыми переключателями выделялся полукруглый спидометр с антибликовым покрытием. В стандартную комплектацию входили отопитель с обогревом лобового стекла, трёхдиапазонный радиоприёмник, 2-скоростные стеклоочистители, омыватель лобового стекла, регулируемая по наклону спинка переднего дивана и набор инструментов для простого ремонта. Машина предлагалась с базовым и улучшенным оформлением; последнее включало дополнительные хромированные декорации на кузове и было стандартным на экспортных моделях. Что касается знаменитого оленя на капоте (символа Нижнего Новгорода), то он присутствовал только на автомобилях 1956-1961 гг., и то далеко не всех. На некоторых экземплярах его заменяли травмобезопасной хромированной "каплей".

После валютной реформы 1961 г. "Волга" стоила 5100 рублей и была самым дорогим автомобилем, доступным в свободной продаже. В частные руки попадало лишь небольшое количество машин, так как в основном "Волги" эксплуатировались в такси и государственных учреждениях. ГАЗ-21 также использовался милицией и ГАИ, а для КГБ была разработана специальная высокопроизводительная модификация ГАЗ-23 ("догонялка"), предназначенная для сопровождения правительственных кортежей и преследований. Внешне она не отличалась от базового седана, но оснащалась 5.5-литровым мотором V8 от "Чайки". На основе ГАЗ-21 под руководством А.А. Смолина были построены несколько гоночных автомобилей, а серийная "Волга" прославилась благодаря участию в раллийных соревнованиях: Тысяча озёр, Акрополис и Монте-Карло.

ГАЗ-21 массово экспортировался за границу, прежде всего в страны социалистического лагеря, хотя дилерская сеть охватывала и такие европейские государства, как Бельгия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Англия, Австрия, Голландия и Греция. Относительно небольшой спрос в Европе объяснялся тем, что по размерам и объёму двигателя "Волга" приближалась к бюджетным американским моделям, а по европейским меркам относилась к представительскому классу, до которого не дотягивала по комплектации. Несмотря на невысокую цену, иностранцы не могли оценить все преимущества "Волги", так как её надёжность и долговечность нельзя было проверить на гладких дорогах и в мягком климате. Экспортные версии ГАЗ-21 имели форсированный до 80-85 л.с. двигатель для работы на более качественном бензине, а некоторые - правый руль и АКПП. Бельгийская фирма S.A. Scaldia-Volga в 1960-1967 гг. выпускала собственные модификации ГАЗ-21, в том числе с дизельными моторами Perkins или Rover. По её заказу итальянское ателье Ghia даже разработало проект модернизированной "Волги" с решёткой радиатора на всю ширину кузова.

Характеристики
 Модификация ГАЗ-21 "Волга"
 Годы выпуска 1956-1958
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод
 Произведено 1100
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный седан
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2432 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор
 Тип ГРМ SV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 7.0:1
 Максимальная мощность 65 л.с. при 3800 об/мин
 Максимальный крутящий момент 158 Нм при 1800 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 15"
 Вес 1400 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4830 мм
 Ширина 1800 мм
 Высота 1620 мм
 Максимальная скорость 120 км/ч


ГАЗ-21И "Волга" (1958-1962)
Характеристики
 Модификация ГАЗ-21И "Волга"
 Годы выпуска 1958-1962
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный седан
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2445 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор К-105
 Тип ГРМ OHV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 6.6:1
 Максимальная мощность 70 л.с. при 4000 об/мин
 Максимальный крутящий момент 167 Нм при 2200 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая автоматическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 15"
 Вес 1460 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4830 мм
 Ширина 1800 мм
 Высота 1620 мм
 Максимальная скорость 130 км/ч


ГАЗ-21Л "Волга" (1962-1970)
Характеристики
 Модификация ГАЗ-21Л "Волга"
 Годы выпуска 1962-1970
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный седан


ГАЗ-22 "Волга" (1962-1970)

"Волга" с 5-дверным кузовом универсал считалась самостоятельной моделью и обозначалась индексом ГАЗ-22. Она выпускалась с 1962 г. только в рамках третьей серии и технически была идентична седану, за исключением усиленных задних рессор. ГАЗ-22 никогда не продавался населению по причине ограничений на частную предпринимательскую деятельность, но получил широкое применение в народном хозяйстве. Универсалы служили в скорой медицинской помощи, в качестве грузопассажирских такси и как эскортные автомобили в аэропортах. Существовали специальные модификации 22А (фургон) и 22Б (карета скорой помощи). 

Характеристики
 Модификация ГАЗ-22 "Волга"
 Годы выпуска 1962-1970
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Пятидверный универсал
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя Рядный 4-цилиндровый
 Объём двигателя 2445 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Карбюратор К-105
 Тип ГРМ OHV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 6.7:1
 Максимальная мощность 70 л.с. при 4000 об/мин
 Максимальный крутящий момент 167 Нм при 2200 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая механическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 15"
 Вес 1560 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4810 мм
 Ширина 1800 мм
 Высота 1620 мм
 Максимальная скорость 120 км/ч


ГАЗ-23 "Волга" (1962-1970)
Характеристики
 Модификация ГАЗ-23 "Волга"
 Годы выпуска 1962-1970
 Страна СССР
 Производитель Горьковский автомобильный завод
 Произведено 603
 Категория Mid-size (E)
 Тип кузова Четырёхдверный седан
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя V8
 Объём двигателя 5526 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания 4-камерный карбюратор К-114
 Тип ГРМ OHV
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 8.5:1
 Максимальная мощность 195 л.с. при 4400 об/мин
 Максимальный крутящий момент 402 Нм при 2200 об/мин
 Трансмиссия 3-ступенчатая автоматическая
 Привод Задний
 Передняя подвеска Независимая на пружинах
 Задняя подвеска Зависимая на рессорах
 Передние тормоза Барабанные гидравлические
 Задние тормоза Барабанные гидравлические
 Колёса 15"
 Вес 1620 кг
 Колёсная база 2700 мм
 Длина 4810 мм
 Ширина 1800 мм
 Высота 1620 мм
 Максимальная скорость 160 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 16 с
Комментарии (0)