Всего на сайте моделей 2920   модификаций  7374

Citroen SM (1970-1975)

Ссылки
Марка: Citroen
Предыдущая модель: -
Следующая модель: -
Родственные модели:

Citroen DS

Maserati Quattroporte

Рейтинг (3) Всего 1      Оценить



Citroen SM (1970-1975)

Citroen SM - плод непродолжительного партнёрства компании Citroen и производителя суперкаров Maserati. Он был гордостью французского автопрома 70-х гг. и наземным аналогом сверхзвукового самолёта Concorde. Задуманный как спортивная версия седана Citroen DS, этот автомобиль должен был представить марку Citroen в сегменте Gran Turismo, и тем самым возродить французский рынок люксовых машин, уничтоженный Второй мировой войной. В начале модель разрабатывалась под кодовым обозначением "Project S", а в 1968 г. появилась и буква "M", которая отображала факт объединения фирм Citroen и Maserati. Однако французы расшифровывали аббревиатуру SM не иначе, как "Sa Majeste" - "Её Величество". Американцы дали Citroen SM другое прозвище - "Галльская ракета", и удостоили его титула "Автомобиль года-1972", практически недостижимого для импортных моделей. Но всё хорошее рано или поздно кончается. Citroen SM оказался слишком сложным и слишком дорогим, чтобы спасти компанию от банкротства. Решение о снятии его с производства было принято сразу же, как только Citroen вошёл в состав концерна PSA в 1974 г.

Citroen SM базировался на платформе DS с укороченной до 2900 мм колёсной базой. Он имел стальной несущий кузов с алюминиевым капотом, под которым друг за другом располагались коробка передач, ведущая передняя ось и силовой агрегат. Полностью алюминиевый двигатель V6 весом всего 140 кг был разработан главным инженером Maserati Джулио Альфиери всего за 6 месяцев. Он имел нетипичный для V6 угол развала 90°, два верхних распределительных вала (DOHC) с цепным приводом, два клапана на цилиндр, полусферические камеры сгорания и систему питания из трёх карбюраторов Weber. В первоначальной версии для французского рынка его объём был ограничен на уровне 2675 см3, поскольку моторы больше 2.8 л. облагались непомерным налогом. Максимальная мощность составляла 170 л.с., средний расход топлива - 10,2 л/100 км. В 1972 г. карбюраторы заменили электронным впрыском топлива Bosch D-Jetronic, в результате мощность повысилась до 178 л.с. На модификацию для американского рынка с 1973 г. устанавливался увеличенный до 2965 см3 двигатель V6 с тремя карбюраторами Weber, мощностью 180 л.с. Оба варианта были доступны с 5-ступенчатой механической коробкой передач или с 3-ступенчатой автоматической трансмиссией Borg Warner.

Извечной проблемой переднеприводных автомобилей является непреднамеренное влияние крутящего момента на рулевое управление, из-за чего водитель даже на ровной дороге должен постоянно корректировать положение руля для сохранения прямолинейного движения. Перед инженерами Citroen стояла непростая задача устранить эту связь вообще, чтобы Citroen SM поддерживал заданный курс независимо от того, что происходит с ведущими колёсами. За основу они взяли гидравлическую систему модели Citroen DS, которую питал насос высокого давления с приводом от двигателя. Важнейшей частью этой системы была гидропневматическая подвеска со сферами, заполненными азотом, на поперечных рычагах спереди и продольных рычагах сзади. Она сохраняла дорожный просвет постоянным, выравнивая нагрузку на каждое колесо и сглаживая неровности дороги, и опускала кузов вниз при парковке. В дополнение к ней было разработано самоцентрирующееся рулевое управление (DIRAVI), автоматически возвращавшее руль в исходное положение даже когда машина стояла на месте. Основой опять же послужил механизм от Citroen DS, но с изменённым передаточным отношением (всего два оборота от упора до упора) и чувствительным к скорости гидроусилителем руля. Citroen SM также получил дисковые тормоза на всех колёсах (передние - на борту) с двухконтурным гидравлическим приводом, равномерно распределявшим усилие, прилагаемое к маленькой педали-кнопке тормоза.

Автором дизайна Citroen SM был Робер Опрон - архитектор и авиационный конструктор, который провёл рестайлинг Citroen DS в 1967 г. Он сумел достичь очень низкого коэффициента лобового сопротивления (0,26) интуитивным путём, используя аэродинамическую трубу только для проверки готового макета. Секрет заключался в каплевидном, сужающемся назад профиле, в сочетании с усечённым хвостом и наклонной остеклённой крышкой багажника, огибавшей номерной знак. Не последнюю роль играли закрытые арки задних колёс, учитывая, что задняя колея была на 200 мм уже передней. Вся блестящая отделка была выполнена не из хрома, а из нержавеющей стали. Оформление носа напоминало стеклянную витрину на всю ширину кузова. Под центральной секцией находился номерной знак, под боковыми - тройные прямоугольные фары. Две фары с внутренней стороны поворачивались при помощи руля на тот же угол, что и передние колёса. Такой механизм был разрешён в Европе, но нарушал законодательство США, поэтому автомобили для американского рынка оснащались фиксированными двойными круглыми фарами без стеклянных крышек.

Смелый стиль Citroen SM находил отражение и в салоне. Небольшой односпицевый руль имел овальную форму, как и четыре датчика на панели приборов. Хромированный рычаг КПП располагался на центральной консоли, разделявшей ковшеобразные передние сиденья с центральной секцией в виде стиральной доски и внушительными подголовниками. На задних сиденьях помещались только дети, багажник объёмом 500 л. был наполовину занят запасным колесом, зато топливный бак вмещал 90 л. бензина. Кроме усилителя руля, в комплектацию входили регулируемая по высоте и по вылету рулевая колонка, реагирующие на интенсивность дождя стеклоочистители, обогрев заднего стекла, электрические стеклоподъёмники, кондиционер и кассетный проигрыватель. Колёсные диски были сделаны из нержавеющей стали, но за доплату предлагались сверхлёгкие пластиковые колёса Michelin, упрочнённые углеродистой смолой (технология, предшествовавшая современному карбону).

Единственным заводским кузовом для Citroen SM было 3-дверное купе, но некоторые кузовные фирмы переделывали его во что-то другое. В 1971 г. ателье Heuliez построило прототип Citroen SM Espace, оборудованный Т-образной крышей со стеклянными боковыми панелями, а в 1972 г. Пьетро Фруа представил на Женевском автосалоне альтернативную версию Citroen SM, похожую на Maserati Merak. Также существовал заводской прототип ралли-кара Группы-5 с приподнятым хвостом, известный как "Breadvan". Больше всего эксклюзивных версий Citroen SM изготовило ателье Chapron: пять кабриолетов Mylord, семь 4-дверных седанов Opera и два удлинённых 4-дверных кабриолета SM Presidentielle, на которых ездили все французские президенты от Жоржа Помпиду до Жака Ширака. Обычный Citroen SM тоже пользовался спросом у мировых лидеров и знаменитостей. В число его владельцев входили генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, император Эфиопии Хайле Селассие I, угандийский диктатор Иди У Амина, музыканты Билл Уайман, Чарли Уоттс (Rolling Stones), Адам Клейтон (U2), Карлос Сантана и Мишо Ковач, композиторы Джон Уильямс и Джон Барри, писатель Грэм Грин, футболист Йохан Кройд и др.

Как уже упоминалось выше, в 1972 г. Citroen SM был выбран Автомобилем года по версии американского журнала Motor Trend, а годом ранее он занял 3-е место в конкурсе "Европейский автомобиль года". Журналисты высоко оценивали его ходовые качества, особенно работу подвески, тормозной системы и рулевого управления. По результатам тестов, максимальная скорость Citroen SM составляла 220-235 км/ч - больше, чем у любой другой переднеприводной машины. Но была и обратная сторона медали. При цене 40000 франков Citroen SM могли позволить себе единицы, к тому же многие боялись его покупать из-за необычного дизайна и оснащения. К управлению этим чудом техники нужно было привыкать, а его обслуживание требовало особого подхода: через каждые 60000 км двигатель требовал ручной настройки в фирменных салонах Maserati, которые встречались довольно редко. В итоге за шесть лет (1970-1975) компания продала всего 12920 экземпляров Citroen SM, из них 2400 - в США. В 1974 г. модель сняли с американского рынка из-за того, что на неё невозможно было установить ударопрочные бамперы, как предусматривалось федеральным мандатом. После закрытия парижского завода на набережной Андре Ситроена последние 115 единиц были изготовлены на фабрике Ligier в Оне-су-Буа. Большинство компонентов Citroen SM получили применение на других автомобилях: двигатель и трансмиссия - на Maserati Merak, а гидравлическая система - на Citroen CX. 

Характеристики
 Модификация Citroen SM
 Годы выпуска 1970-1975
 Страна Франция
 Производитель SA Andre Citroën
 Произведено 12920
 Категория GT
 Тип кузова Трёхдверное купе
Технические данные
 Конструкция Несущий кузов
 Тип двигателя V6
 Объём двигателя 2675 см3
 Расположение двигателя Продольно спереди
 Система питания Три 2-камерных карбюратора Weber
 Тип ГРМ DOHC
 Клапанов на цилиндр 2
 Охлаждение Жидкостное
 Рабочий цикл Четырёхтактный
 Топливная категория Бензиновые
 Степень сжатия 9.0:1
 Максимальная мощность 170 л.с. при 5500 об/мин
 Максимальный крутящий момент 230 Нм при 4000 об/мин
 Трансмиссия 5-ступенчатая механическая
 Привод Передний
 Передняя подвеска Независимая пневматическая
 Задняя подвеска Независимая пневматическая
 Передние тормоза Дисковые
 Задние тормоза Дисковые
 Колёса 15"
 Вес 1450 кг
 Колёсная база 2950 мм
 Длина 4893 мм
 Ширина 1836 мм
 Высота 1324 мм
 Максимальная скорость 220 км/ч
 Разгон 0-96 км/ч 8.4 с


Citroen SM Mylord (1971-1975)
Характеристики
 Модификация Citroen SM Mylord
 Годы выпуска 1971-1975
 Страна Франция
 Производитель SA Andre Citroën
 Произведено 5
 Категория Эксклюзив
 Дизайн Chapron
 Тип кузова Кабриолет 2+2

Кузовное ателье: Chapron



Citroen SM Opera (1972-1974)
Характеристики
 Модификация Citroen SM Opera
 Годы выпуска 1972-1974
 Страна Франция
 Производитель SA Andre Citroën
 Произведено 7
 Категория Эксклюзив
 Дизайн Chapron
 Тип кузова Четырёхдверный седан

Кузовное ателье: Chapron



Citroen SM Presidentielle (1972)
Характеристики
 Модификация Citroen SM Presidentielle
 Годы выпуска 1972
 Страна Франция
 Производитель SA Andre Citroën
 Произведено 2
 Категория Эксклюзив
 Дизайн Chapron
 Тип кузова Четырёхдверный кабриолет

Кузовное ателье: Chapron

Комментарии (0)